КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Концептуальное моделирование – это сбор, анализ и редактирование требований к данным о предметной области. Объектом моделирования является предметная область будущей системы, а результатом этого этапа является концептуальная модель предметной области, инвариантная к структуре базы данных и состоящая из сущностей, атрибутов и связей между ними.
На этапе концептуального проектирования осуществляются:
- исследование предметной области, изучение её информационной структуры;
- выявление всех фрагментов предметной области, каждый из которых характеризуется пользовательским представлением, объектами и связями между ними, процессами над объектами информационной структуры;
- моделирование и объединение всех представлений.
На этапе концептуального проектирования строится концептуальная схема базы данных, которая затем преобразуется в реляционную схему. Этот процесс выполняется на основе методик, в которых достаточно четко оговорены все этапы такого преобразования.
Преобразование концептуальной схемы в реляционную проводится вручную или автоматически. В последнем случае известны два подхода:
1) подход, основанный на явном представлении концептуальной схемы как исходной информации для проектирования;
2) подход, ориентированный на построении интегрированных систем проектирования с автоматизированным созданием концептуальной схемы, на основе интервью с экспертами предметной области.
И в том и в другом случае в результате, как правило, формируется реляционная схема базы данных в третьей нормальной форме.
Применим концептуальное модулирование относительно ремонта грузовых вагонов в вагонном депо.
Для ремонта, осмотра, устранения технических неисправностей и подготовки вагонов к эксплуатации следует предусматривать вагонные депо, депо для ремонта контейнеров, механизированные ремонтные пункты и перестановочные пункты, пункты промывки, просушки и подготовки вагонов к перевозкам, пункты технического обслуживания, контрольные пункты автотормозов, смазочное хозяйство и т.д.
Для текущего ремонта грузовых вагонов с отцепкой, без подачи их в депо, в сортировочных парках или вблизи от них могут быть организованы механизированные ремонтные пункты.
Пункты технического обслуживания вагонов (ПТО) предназначены для выявления и устранения технических неисправностей вагонов в формируемых и транзитных поездах и обеспечения проследования без технического осмотра и ремонта вагонов на гарантийных участках. Таким образом, представим предметную область – ремонт грузовых вагонов и вагонных депо – в виде таблиц Main и Second с выше перечисленными именами атрибутов.
№ вагона | Код собств. | Дата начала ремонта | Время начала ремонта | Код модернизации | Вид ремонта | Код ремонта | Место ремонта | Дата приема из ремонта | Время приема из ремонта | Уведомление № | Наименование ж/д | Код предприятия |
21.07.03 | 9:00 | НАР | Депо | 25.07.03 | 9:00 | Кбш | ||||||
21.07.03 | 11:00 | НАР-Р | КПА | 25.07.03 | 9:00 | Кбш | ||||||
05.08.03 | 12:35 | ППР | КПА | 06.08.03 | 10:00 | Кбш | ||||||
06.10.03 | 12:40 | ПАР | ВКМ | 08.10.03 | 9:00 | ЮВ | ||||||
12.12.03 | 14:30 | ПДР | Депо | 13.12.03 | 9:00 | ЮВ | ||||||
31.12.03 | 9:00 | ПАР | ВКМ | 02.01.04 | 11:00 | Кбш | ||||||
03.04.04 | 10:00 | НАР | Депо | 04.04.04 | 13:00 | ЮВ | ||||||
10.05.04 | 11:00 | НПР | КПА | 13.05.04 | 12:00 | Кбш |
{Main}
№ вагона | Станция | Наименование ж/д | Время прибытия | Время обнаружения дефекта | Дата последнего ремонта | Наименование неисправности | Вид ремонта | Место ремонта | Год выпуска вагона |
Кинель | Кбш | 21.05. | 9:00 | 30.08. | НВТ | НАР | Депо | ||
Обшаровка | Кбш | 21.05. | 11:00 | 31.12. | НСП | НАР-Р | КПА | ||
Мирная | Кбш | 05.07. | 12:35 | 31.11 .01 | ННП | ППР | КПА | ||
Советы | ЮВ | 29.11. | 12:40 | 30.08. | НБ | ПАР | ВКМ | ||
Самара | ЮВ | 23.12. | 14:30 | 31.12. | НКП | ПДР | Депо | ||
Рузаевка | Кбш | 11.09. | 9:00 | 31.12. | ННП | ПАР | ВКМ | ||
Бузулук | ЮВ | 13.05. | 10:00 | 30.08. | НСП | НАР | Депо | ||
Чапаевск | Кбш | 22.06. | 11:00 | 31.10. | НАС | НПР | КПА |
{Second}