Тотальный менеджмент качества (TQM)

Трудно точно установить дату формирования концепции TQM, этот процесс шел перманентно. Например, многие идеи В. Шухарта и Э. Деминга, сформулированные в рамках статистического управления качеством (SQC), являются основой и TQM.

В то же время процесс формирования TQM не закончен и по сей день, о чем свидетельствуют и многочисленные публикации, например Декларация TQM, разработанная в 1997 г. исследовательской группой по качеству Союза ученых и инженеров Японии (JUSE). Эта Декларация, подробнее о которой мы расскажем ниже, подвела итог развитию и осмыслению TQM за последние годы, в том числе и в Японии. Мы обращаем внимание на дату — 1997 г. Весь мир уже около двадцати лет использует аббревиатуру TQM, имея в виду японцев, а они лишь в 1997 г. декларируют свой взгляд на это. (Удивительно, как не спеша они оказываются всегда впереди!).

Начало формирования концепции TQM относится к 80-м годам. Концепция представлена как направление, ориентированное на применение подходов качества на всех уровнях компании и ко всем ее функциям.