Дети с защитной агрессивностью

Прежде всего необходимо объяснить педагогу, что ребе­нок не рождается агрессивным, хотя, безусловно, биологи­ческие предпосылки к этому могут существовать. Как уже говорилось ранее, на развитие агрессивности влияют взаимо­отношения в семье и прежде всего отношение к ребенку ма­тери: отчужденность, холодность, безразличие к его интере­сам. Хотя внешне это не всегда проявляется. Мать может ка­заться гиперопекающей, сверхтребовательной или агрессив­ной в отношении педагогов, которые, по ее мнению, нару­шают интересы ребенка. Однако при внимательном взгляде на ее ребенка можно увидеть недоласканность, недоцелован-ность, недолюбленность.

Следующий значимый фактор — стиль воспитания. Чаще всего агрессивный ребенок вырастает в семьях с незрелыми методами регулирования дисциплины, когда реакции роди­телей на отклонения в поведении малыша непоследователь-


ны и непредсказуемы. Родителям обычно не хватает терпе­ния или времени научить ребенка следовать определенным правилам. Кроме того, они выбирают неэффективные спосо­бы реагирования на агрессивное поведение: либо слишком терпимое, либо излишне жесткое. Родители, использующие жесткие наказания, оказываются для детей примером агрес­сивности. Кроме того, дети учатся противостоять родителям. И если они все-таки меняют свое поведение, оно не стано­вится для них внутренней ценностью. Получается, что нака­зание заставляет ребенка скрывать внешние проявления не­желательного поведения, но не устраняет его.

Помимо стиля родительского воспитания, на закрепле­ние агрессивного поведения влияет общение с братьями или сестрами. Как отмечают Р. Бэрон и Д. Ричардсон, результа­том насилия во взаимоотношениях между детьми в семье ста­новится усвоение силовых моделей поведения. Имеется в виду, что ребенок, привыкший применять агрессивные реакции в отношении брата и сестры, с большой вероятностью будет использовать его и с другими сверстниками.

Как же действовать педагогу, учитывая все вышесказан­ное о семье агрессивного ребенка? Общая схема: попытать­ся скомпенсировать негативное влияние семьи, по возмож­ности восполнить то, что не смогла по каким-либо причи­нам дать семья. Это возможно. Первое и самое главное ус­ловие успешной работы: ребенок должен ощущать себя в школе любимым, чувствовать интерес и внимание к себе учителя. Но проблема в том, что не всякий педагог умеет любить, и научить его этому нельзя. А без отношений, осно­ванных на любви и принятии, невозможно вызвать доверие ребенка к педагогу. Соответственно без выполнения этого условия все остальные рекомендации окажутся практически бесполезными. Кроме того, ребенок может переносить чув­ство гнева с родителей на педагога, что затрудняет установ­ление доверительных отношений. И здесь «на учителя ло-


 




ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


глава 2. Создание условий для сохранения психологического здоровья учащихся


 


жится еще одна задача; он не должен забывать, что сопро­тивление ребенка, его недоверие, его агрессивность отно­сятся не лично к учителю, а выражают лишь его конкретные трудности, и учитель в настоящий момент является всего лишь доступным партнером, на котором тот может разря­диться» (Фигдор, 1995, с. 118).

Далее необходимо научить ребенка следовать определен­ным правилам поведения, соглашаться с некоторыми ситуа­циями принуждения. При этом ситуаций принуждения не должно быть очень много, чтобы они были посильны ребен­ку, и после каждой из них должна следовать похвала педаго­га. К примеру, агрессивные дети не умеют сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих желаний (любая задержка непереносима), необходимо специально побуждать к терпе­нию (ребенок хочет первым ответить, попросить его подо­ждать, затем за это похвалить).

Какими должны быть реакции взрослых в отношении аг­рессивного поведения? Как уже говорилось, резкое подавле­ние агрессивности, излишняя строгость или попустительство приводят к закреплению такого стиля. А склонный к сурово­му наказанию педагог невольно сам подает ребенку пример агрессивного поведения. Кроме того, строгость педагога мо­жет привести к подавлению агрессивных импульсов в его присутствии, но зато они бурно выплеснутся, когда педагога не будет рядом. Как ни странно, отсутствие наказаний также чревато закреплением агрессивного поведения. Поэтому пе­ред учителем стоит достаточно трудная задача выбора разум­ных способов подавления агрессии. Если вы прибегаете к наказанию, обязательно разъяснение ребенку его справедли­вость, чтобы в итоге у него возникло чувство вины, а не стра­ха или враждебности. Необходимо помнить, что наказание должно быть напрямую связано с поведением ребенка и при­меняться сразу после совершения проступка. Имеется в виду, что временной разрыв между проступком и наказанием дол-


жен быть минимален. Это необходимо, чтобы подчеркнуть неприемлемость данного поведения. Добавим, что «немед­ленное наказание приносит неприятности до того, как нару­шитель сможет осознать удовольствие от совершенного по­ступка» (Бэрон, Ричардсон, 2003, с. 103).

Следует иметь в виду, что недопустимы угрозы наказани­ем с дальнейшей их отменой, поскольку это будет ассоции­роваться у ребенка с родительской непоследовательностью.

Иногда эффективной бывает временная изоляция, она не воспринимается ребенком как демонстрация к нему непри­язненного отношения, если не сопровождается вербальной или невербальной агрессией взрослого. И наконец, по воз­можности нужно предлагать ребенку альтернативу поведения, за которое он наказывается, чтобы заложить фундамент буду­щих поощрений.

Следует также специально обучать ребят самоконтролю и рефлексии своего поведения (не обязательно агрессивного). Дети с защитной агрессивностью, как правило, обладают экс-гернальным локусом контроля, то есть склонны искать при­чины трудностей во внешних обстоятельствах, других людях, а не в себе. Следует содействовать интернализации локуса контроля, то есть постепенному переходу к принятию ответ­ственности за свои действия на самого себя. Кроме того, эти дети не привыкли задумываться над последствиями своих поступков, они не извлекают пользы из своего негативного опыта, и у них неоднократно возникают одни и те же затруд­нения. Поэтому полезно обсуждать с ними причины и по­следствия агрессивных действий.

Также полезно вызывать у ребенка сопереживание к дру­гим людям, ставить его в ситуации оказания помощи окру­жающим.

Чаще всего дети с защитной агрессивностью имеют неус­тойчивый образ Я, поэтому им необходимы ситуации успеха и другие средства, направленные на усиление внутреннего Я.


 




ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


ГЛАВА 2. Создание условий для сохранения психологического здоровья учащихся


 


Ребенок должен поверить, что у него хватит собственных сил для достижения цели и без применения агрессивных ме­тодов.

Эти дети часто отличаются высоким честолюбием и стрем­лением к общественному признанию, поэтому для формиро­вания контроля над своими побуждениями их можно ставить в условия соревнования. А чтобы направить их активность в позитивное русло, давать ответственные поручения, по воз­можности позволяющие двигаться, например, следить за чи­стотой доски. Кроме того, необходимо учитывать стремление детей к лидерству, но не забывать, что оно может иметь и отрицательные последствия. Лидерство в целом и для агрес­сивных детей в частности обладает большим развивающим потенциалом, если педагог сумеет помочь ребенку найти кон­кретную область для его реализации и осуществить свои уст­ремления.