Дети с защитной агрессивностью
Прежде всего необходимо объяснить педагогу, что ребенок не рождается агрессивным, хотя, безусловно, биологические предпосылки к этому могут существовать. Как уже говорилось ранее, на развитие агрессивности влияют взаимоотношения в семье и прежде всего отношение к ребенку матери: отчужденность, холодность, безразличие к его интересам. Хотя внешне это не всегда проявляется. Мать может казаться гиперопекающей, сверхтребовательной или агрессивной в отношении педагогов, которые, по ее мнению, нарушают интересы ребенка. Однако при внимательном взгляде на ее ребенка можно увидеть недоласканность, недоцелован-ность, недолюбленность.
Следующий значимый фактор — стиль воспитания. Чаще всего агрессивный ребенок вырастает в семьях с незрелыми методами регулирования дисциплины, когда реакции родителей на отклонения в поведении малыша непоследователь-
ны и непредсказуемы. Родителям обычно не хватает терпения или времени научить ребенка следовать определенным правилам. Кроме того, они выбирают неэффективные способы реагирования на агрессивное поведение: либо слишком терпимое, либо излишне жесткое. Родители, использующие жесткие наказания, оказываются для детей примером агрессивности. Кроме того, дети учатся противостоять родителям. И если они все-таки меняют свое поведение, оно не становится для них внутренней ценностью. Получается, что наказание заставляет ребенка скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его.
Помимо стиля родительского воспитания, на закрепление агрессивного поведения влияет общение с братьями или сестрами. Как отмечают Р. Бэрон и Д. Ричардсон, результатом насилия во взаимоотношениях между детьми в семье становится усвоение силовых моделей поведения. Имеется в виду, что ребенок, привыкший применять агрессивные реакции в отношении брата и сестры, с большой вероятностью будет использовать его и с другими сверстниками.
Как же действовать педагогу, учитывая все вышесказанное о семье агрессивного ребенка? Общая схема: попытаться скомпенсировать негативное влияние семьи, по возможности восполнить то, что не смогла по каким-либо причинам дать семья. Это возможно. Первое и самое главное условие успешной работы: ребенок должен ощущать себя в школе любимым, чувствовать интерес и внимание к себе учителя. Но проблема в том, что не всякий педагог умеет любить, и научить его этому нельзя. А без отношений, основанных на любви и принятии, невозможно вызвать доверие ребенка к педагогу. Соответственно без выполнения этого условия все остальные рекомендации окажутся практически бесполезными. Кроме того, ребенок может переносить чувство гнева с родителей на педагога, что затрудняет установление доверительных отношений. И здесь «на учителя ло-
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
глава 2. Создание условий для сохранения психологического здоровья учащихся
жится еще одна задача; он не должен забывать, что сопротивление ребенка, его недоверие, его агрессивность относятся не лично к учителю, а выражают лишь его конкретные трудности, и учитель в настоящий момент является всего лишь доступным партнером, на котором тот может разрядиться» (Фигдор, 1995, с. 118).
Далее необходимо научить ребенка следовать определенным правилам поведения, соглашаться с некоторыми ситуациями принуждения. При этом ситуаций принуждения не должно быть очень много, чтобы они были посильны ребенку, и после каждой из них должна следовать похвала педагога. К примеру, агрессивные дети не умеют сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих желаний (любая задержка непереносима), необходимо специально побуждать к терпению (ребенок хочет первым ответить, попросить его подождать, затем за это похвалить).
Какими должны быть реакции взрослых в отношении агрессивного поведения? Как уже говорилось, резкое подавление агрессивности, излишняя строгость или попустительство приводят к закреплению такого стиля. А склонный к суровому наказанию педагог невольно сам подает ребенку пример агрессивного поведения. Кроме того, строгость педагога может привести к подавлению агрессивных импульсов в его присутствии, но зато они бурно выплеснутся, когда педагога не будет рядом. Как ни странно, отсутствие наказаний также чревато закреплением агрессивного поведения. Поэтому перед учителем стоит достаточно трудная задача выбора разумных способов подавления агрессии. Если вы прибегаете к наказанию, обязательно разъяснение ребенку его справедливость, чтобы в итоге у него возникло чувство вины, а не страха или враждебности. Необходимо помнить, что наказание должно быть напрямую связано с поведением ребенка и применяться сразу после совершения проступка. Имеется в виду, что временной разрыв между проступком и наказанием дол-
жен быть минимален. Это необходимо, чтобы подчеркнуть неприемлемость данного поведения. Добавим, что «немедленное наказание приносит неприятности до того, как нарушитель сможет осознать удовольствие от совершенного поступка» (Бэрон, Ричардсон, 2003, с. 103).
Следует иметь в виду, что недопустимы угрозы наказанием с дальнейшей их отменой, поскольку это будет ассоциироваться у ребенка с родительской непоследовательностью.
Иногда эффективной бывает временная изоляция, она не воспринимается ребенком как демонстрация к нему неприязненного отношения, если не сопровождается вербальной или невербальной агрессией взрослого. И наконец, по возможности нужно предлагать ребенку альтернативу поведения, за которое он наказывается, чтобы заложить фундамент будущих поощрений.
Следует также специально обучать ребят самоконтролю и рефлексии своего поведения (не обязательно агрессивного). Дети с защитной агрессивностью, как правило, обладают экс-гернальным локусом контроля, то есть склонны искать причины трудностей во внешних обстоятельствах, других людях, а не в себе. Следует содействовать интернализации локуса контроля, то есть постепенному переходу к принятию ответственности за свои действия на самого себя. Кроме того, эти дети не привыкли задумываться над последствиями своих поступков, они не извлекают пользы из своего негативного опыта, и у них неоднократно возникают одни и те же затруднения. Поэтому полезно обсуждать с ними причины и последствия агрессивных действий.
Также полезно вызывать у ребенка сопереживание к другим людям, ставить его в ситуации оказания помощи окружающим.
Чаще всего дети с защитной агрессивностью имеют неустойчивый образ Я, поэтому им необходимы ситуации успеха и другие средства, направленные на усиление внутреннего Я.
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ГЛАВА 2. Создание условий для сохранения психологического здоровья учащихся
Ребенок должен поверить, что у него хватит собственных сил для достижения цели и без применения агрессивных методов.
Эти дети часто отличаются высоким честолюбием и стремлением к общественному признанию, поэтому для формирования контроля над своими побуждениями их можно ставить в условия соревнования. А чтобы направить их активность в позитивное русло, давать ответственные поручения, по возможности позволяющие двигаться, например, следить за чистотой доски. Кроме того, необходимо учитывать стремление детей к лидерству, но не забывать, что оно может иметь и отрицательные последствия. Лидерство в целом и для агрессивных детей в частности обладает большим развивающим потенциалом, если педагог сумеет помочь ребенку найти конкретную область для его реализации и осуществить свои устремления.