В системе стандартизации

 

В российском законодательстве установлены положения о возможности Российского государства сотрудничать с другими странами в различных сферах экономики. Так, в ст. 79 Конституции России говорится: «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации» [77]. А в п. 4 ст. 15 Конституции России отмечается: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы» [Там же].

После образования на территории бывшего СССР независимых национальных государств их правительствами было принято решение о сотрудничестве в области стандартизации, которое выражается в создании межгосударственной системы стандартизации. Межгосударственная система стандартизации – это совокупность организационно-методических мер, которые направлены на разработку и применение межгосударственных стандартов с целью обеспечения проведения согласованной деятельности в области стандартизации, осуществляемой на основе соответствующего Соглашения.

Необходимость такого сотрудничества определяется практическими (экономическими) соображениями. Эффективно работающий мировой рынок – это экономическое пространство, в котором свободно перемещаются через границы государств товары, капитал, трудовые ресурсы, информация туда, где для них складываются более выгодные условия. Создание такого рынка возможно, если государства будут принимать меры, направленные на устранение тарифных и технических (нетарифных) барьеров. Под техническим барьером понимаются различия в требованиях национальных и международных (зарубежных) стандартов, приводящие к дополнительным, по сравнению с обычной коммерческой практикой, затратам средств и/или времени для продвижения товаров на соответствующий рынок [84, с. 21].

Особое значение приобретает международное сотрудничество в эпоху глобализации. По определению Международного валютного фонда глобализация – это «в возрастающей степени интенсивная интеграция как рынка товаров и услуг, так и капиталов». Глобализация рассматривается как фактор стандартизации правовой жизни, то есть распространения общемировых стандартов (технико-юридического наследия, испытанных технологий законодательствования) [73, с. 87, 92].

Россия в лице своих представителей участвует в работе ряда международных организаций. Членство, например, в Международной организации по стандартизации (ИСО) дает возможность России получать стандарты этой организации. Так, в Федеральный фонд стандартов и общероссийских классификаторов [Об этом Фонде подробнее см. п. 2.3 темы 2] поступают международные стандарты, в том числе и по туристской отрасли, например, ISO 18513: 2003 «Туристическое обслуживание. Гостиницы и другие типы жилья для туристов. Терминология» [87, с. 65].

В межгосударственной интеграции значительное место отводится праву. Будучи нормативным инструментом регулирования общественных отношений, право, как считается, обеспечивает экономические, политические, социально-культурные и иного вида интеграционные процессы. В частности, оно может способствовать развитию, усовершенствованию определенных интеграционных объединений или упреждать негативные проявления сближения общественных образований – нелегальную миграцию, транснациональную преступность и т. д. Но право само по себе не порождает ни экономической, ни политической, ни какой-либо другой интеграции. Интеграция – это самостоятельный объективный процесс взаимопроникновения элементов человеческого бытия, где право является одним их формально-структурных образований, обеспечивающих интегрирование [70, с. 74].

В юридической литературе выделяют понятие правовой интеграции. Правовая интеграция рассматривается как объективное проявление социально-психологической потребности сообществ к сближению; правовая интеграция выражается в гармонизации национальных правовых интересов различными способами и методами.

Правовая интеграция анализируется в нескольких аспектах.

Во-первых, это нормативная интеграция, которая состоит в сближении правовых стандартов и мер поведения. Она может выражаться в принятии данной страной некоторых норм права из законодательства других государств (например, нормы, определяющие президентский режим, привнесенные из законодательства США в латиноамериканские республики).

Во-вторых, речь идет об интеграции в доктринальной сфере. В данном случае говорят не о процессе, а о результате интегрирования. Этот результат может быть представлен в трех вариантах:

– происходит интеграция нормативной сферы определенного нормативного масштаба. Речь идет о теоретическом обеспечении (подготовке) нормативной интеграции, сближении теоретических взглядов и позиций субъектов интеграции на ту или иную правовую проблему (например, разработка единых стандартов в сфере международного морского права велась в течение 10 лет);

– без изменения нормативных компонентов происходит изменение в юридической практике посредством изменения толкования определенных категорий и явлений. Выражается в применении общего права «в той мере, в какой это допускают местные условия» и зависимости от того, существует ли необходимость учитывать местные условия;

– появляется единая стратегическая концепция правового развития определенных сфер правовой жизни стран или регионов. В данном случае речь идет о том, что государства могут согласиться с активизацией законотворческой деятельности водной области и ослаблением ее в другой (например, приоритетной сферой правового сближения Белоруссии и России является хозяйственное законодательство). Такое сближение рассматривается как показатель роста отношений между правовыми системами государств и основа для дальнейшей интеграции стран в будущем (например, Северо-Американская зона торговли поначалу возникла как латиноамериканская зона свободной торговли).

В-третьих, речь идет об использовании единой правовой техники (единообразное понимание всех институтов права, единый законодательный процесс) [70, с. 76–81].

Страны СНГ приняли ряд межгосударственных документов, в которых обозначены цели, принципы межгосударственной стандартизации, а также основные направления работ по межгосударственной стандартизации.

В ГОСТ 1.0–92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» [13] указаны основные цели межгосударственной стандартизации:

– защита интересов потребителей и каждого государства-участника Соглашения в вопросах качества продукции, услуг и процессов, обеспечивающих безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды;

– обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции и других требований, представляющих межгосударственный интерес;

– содействие экономии всех видов ресурсов и улучшению экономических показателей производства государств-участников Соглашения;

– устранение технических барьеров в производстве и торговле, содействие повышению конкурентоспособности продукции государств-участников Соглашения на мировых товарных рынках, эффективному участию государств в межгосударственном и международном разделении труда;

– содействие повышению безопасности хозяйственных объектов государств-участников Соглашения при возникновении природных и техногенных катастроф, а также других чрезвычайных ситуаций.

Основные принципы межгосударственной стандартизации состоят в следующем:

– взаимное стремление всех заинтересованных государств-участников Соглашения к достижению согласия по обеспечению качества взаимопоставляемой продукции;

– целесообразность разработки межгосударственного стандарта, учитывающая его социальную, экономическую, техническую необходимость и приемлемость для применения государствами – участниками Соглашения;

– обеспечение гармонизации межгосударственных стандартов в целях сертификации продукции и услуг;

– комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов путем согласования требований к этим объектам и увязки сроков введения в действие нормативных документов по стандартизации.

Основными направлениями проведения согласованной межгосударственной политики в области стандартизации являются:

– принятие общих правил проведения работ по межгосударственной стандартизации;

– установление единых (согласованных, гармонизированных) требований к продукции, обеспечивающих ее безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, совместимость взаимозаменяемость, а также установление единых методов контроля (испытаний);

– стандартизация общетехнических требований, представляющих межгосударственный интерес;

– организация ведения классификаторов технико-экономической информации, систем кодирования и их развитие;

– формирование, хранение и ведение фонда межгосударственных стандартов, а также международных, региональных и национальных стандартов других стран при наличии соответствующих соглашений и договоренностей, обеспечение государств-участников Соглашения этими стандартами, ведение и хранение действующих отраслевых стандартов на важнейшие группы продукции, представляющей межгосударственный интерес;

– издание и распространение межгосударственных стандартов и других межгосударственных документов по стандартизации;

– координация программ подготовки и повышения квалификации кадров в области стандартизации;

– научно-техническое сотрудничество в работах по межгосударственной стандартизации.

Решения по вопросам межгосударственной стандартизации национальные органы по стандартизации государств-участников Соглашения реализуют соответствующими организационно-распорядительными документами.

В национальной системе стандартизации России предусмотрена возможность применения международных и региональных стандартов и стандартов иностранных государств. Так, согласно ГОСТ Р 1.0–2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» [16], международные, региональные и национальные стандарты других стран применяются на основе международных соглашений (договоров) о сотрудничестве или с разрешения соответствующих региональных организаций и национальных органов по стандартизации. Международные и региональные стандарты (при условии присоединения к ним Российской Федерации), а также национальные стандарты других стран (при наличии соответствующих соглашений с этими странами) применяются на территории Российской Федерации в качестве национальных стандартов.

Применение в Российской Федерации международных, региональных стандартов, документов ЕЭК ООН и других международных, региональных организаций, а также национальных стандартов других стран осуществляют утверждением национального стандарта, представляющего собой:

– аутентичный текст соответствующего документа на русском языке (идентичный стандарт);

– аутентичный текст соответствующего документа на русском языке с дополнительными требованиями, отражающими специфику потребностей национальной экономики (модифицированный стандарт).

Если международный, региональный или национальный стандарт другой страны, подлежащий применению, содержит ссылки на стандарты, не применяемые в Российской Федерации, и при этом отсутствуют эквивалентные национальные стандарты, необходимо до его утверждения решить вопрос о применении этих стандартов.

В связи с этим можно отметить, что российскими авторами предлагались меры по нормативному обеспечению гармонизации российских национальных стандартов с международными и региональными стандартами. При этом исходили из того, что несколько лет назад Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации принял ГОСТ 1.3–2002 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила и методы принятия международных и региональных стандартов», в котором использованы основные положения Руководства ИСО/МЭК 21: 1999 «Принятие международных стандартов в качестве региональных или национальных стандартов». В России же действует аналогичный документ в статусе рекомендаций по стандартизации Р 50.1.035–2001 «Порядок применения международных и региональных стандартов в Российской Федерации». Поскольку этап апробации указанных рекомендаций признан законченным (действуют уже более трех лет), было предложено разработать на основе ГОСТ 1.3–2002 и Р 50.1.035–2001 национальный стандарт «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила гармонизации с международными и региональными стандартами» [164, с. 22].

О международном сотрудничестве в области стандартизации говорится в упомянутом выше основополагающем российском национальном стандарте ГОСТ 1.0–2004. В указанном национальном стандарте определены основные задачи международного сотрудничества в области стандартизации, а именно:

– гармонизация системы стандартизации России с международными, региональными, прогрессивными национальными системами стандартизации других стран;

– совершенствование фонда документов в области стандартизации, используемых в России, на основе применения международных, региональных и национальных стандартов других стран и максимального использования научно-технического прогресса;

– гармонизация национальных стандартов России с международными, региональными, национальными стандартами других стран, в особенности с применяемыми для целей сертификации;

– повышение качества отечественной продукции и её конкурентоспособности на мировом рынке;

– разработка международных и региональных стандартов на основе национальных стандартов России на новые конкурентоспособные виды продукции и технологии, в том числе созданные в результате двустороннего и многостороннего сотрудничества;

– улучшение нормативного обеспечения торгово-экономического и научно-технического сотрудничества России с другими странами и участие России в международном разделении труда;

– обеспечение защиты национальных интересов России при разработке международных и региональных стандартов;

– обеспечение единства измерений при взаимодействии с другими странами [16].

Международная организация по стандартизации (ИСО) признала Межгосударственный совет по стандартизации, сертификации и метрологии (МГС) в качестве региональной организации по стандартизации на территории стран СНГ с присвоением ей названия «Евразийский совет по стандартизации, сертификации и метрологии» (Euro-Asian Council for Standartization, Metrology and Certification).

Таким образом, в принятых странами СНГ документах были установлены общие основы функционирования системы межгосударственной стандартизации, которая стала частью системы национальной стандартизации России.