Философия экзамен
№1 (Балл 1) | ||
С греческого языка слово «философия» переводится как: | ||
любовь к истине | ||
любовь к мудрости | ||
учение о мире | ||
божественная мудрость |
№2 (1) | ||
Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»: | ||
Сократ | ||
Аристотель | ||
Пифагор | ||
Цицерон |
№3 (1) | ||
Определите время возникновения философии: | ||
середина III тысячелетия до н.э. | ||
VII-VI в.в. до н.э. | ||
XVII-ХVIII в.в. | ||
V-XV в.в. |
№4 (1) | ||
Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает: | ||
философия | ||
онтология | ||
гносеология | ||
этика |
№5 (1) | ||
Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право: | ||
история | ||
философия | ||
социология | ||
культурология |
№6 (1) | ||
Мировоззренческая функция философии состоит в том, что: | ||
философия осуществляет рефлексию современной ей культуры | ||
философия направляет деятельность людей на борьбу с недостатками существующего строя | ||
философия способствует улучшению характеров людей | ||
философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире |
№7 (1) | ||
Мировоззрение – это: | ||
совокупность знаний, которыми обладает человек | ||
совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе | ||
отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе | ||
система адекватных предпочтений зрелой личности |
№8 (1) | ||
Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»? | ||
Ход истории зависит от направленности мышления философов | ||
Философия должна решать конкретные задачи, стоящие пред обществом в данное время | ||
Философия призвана отражать особенности эпохи, выражать дух времени | ||
Мышление философов определяется социально-экономическими условиями того общества, в котором они живут |
№9 (1) | ||
Определяющим признаком религиозного мировоззрения является: | ||
вера в единого бога-творца | ||
отрицание человеческой свободы, вера в то, что все поступки изначально определены богом | ||
презрительное отношение к достижениям науки, отрицание их достоверности | ||
вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире |
№10 (1) | ||
Направление, отрицающее существование Бога, называется: | ||
атеизм | ||
скептицизм | ||
агностицизм | ||
неотомизм |
№11 (1) | ||
Что характерно для эпистемной линии в философии? | ||
понимание философии в качестве высшей науки | ||
отождествление философии с теологией | ||
утверждение в качестве субстанции только одного начала | ||
рассмотрение действительности как постоянно развивающейся |
№12 (1) | ||
Онтология – это: | ||
учение о всеобщей обусловленности явлений | ||
учение о сущности и природе науки | ||
учение о бытии, о его фундаментальных принципах | ||
учение о правильных формах мышления |
№13 (1) | ||
Гносеология – это: | ||
учение о развитии и функционировании науки | ||
учение о природе, сущности познания | ||
учение о логических формах и законах мышления | ||
учение о сущности мира, его устройстве |
№14 (1) | ||
Антропология – это: | ||
учение о развитии и всеобщей взаимосвязи | ||
учение о человеке | ||
наука о поведении животных в естественных условиях | ||
философское учение об обществе |
№15 (1) | ||
Аксиология – это: | ||
учение о ценностях | ||
учение о развитии | ||
теория справедливости | ||
теория о превосходстве одних групп людей над другими |
№16 (1) | ||
Этика – это: | ||
учение о развитии | ||
учение о бытии | ||
теория о нравственном превосходстве одних людей над другими | ||
учение о морали и нравственных ценностях |
№17 (1) | ||
Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания | ||
Эстетика | ||
Этика | ||
Онтология | ||
Гносеология |
№18 (1) | ||
Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в: | ||
отношении сознания к материи | ||
смысле жизни | ||
соотношении природного и социального миров | ||
движущих силах развития общества |
№19 (1) | ||
Для идеализма характерно утверждение: | ||
первично сознание, материя независимо от сознания не существует | ||
материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга | ||
это строгая непротиворечивая система суждений о природе | ||
первично сознание, материя не существует |
№20 (1) | ||
Для дуализма характерен тезис: | ||
первично сознание, материя независимо от сознания не существует | ||
материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга | ||
это строгая непротиворечивая система суждений о природе | ||
первично сознание, материя не существует |
№21 (1) | ||
Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, | ||
есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»? | ||
Материалисту | ||
Объективному идеалисту | ||
Дуалисту | ||
Субъективному идеалисту |
№22 (1) | ||
О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную | ||
картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»? | ||
Мифологии | ||
Религии | ||
Философии | ||
Науке |
№23 (1) | ||
Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, | ||
а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир? | ||
Пантеизму | ||
Субъективному идеализму | ||
Объективному идеализму | ||
Вульгарному материализму |
№24 (1) | ||
С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель: | ||
метафизического материализма | ||
диалектического материализма | ||
вульгарного материализма | ||
естественнонаучного материализма |
№25 (1) | ||
Агностицизм – это: | ||
учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира | ||
учение, постулирующее наличие потусторонних сил | ||
учение о развитии философских знаний | ||
учение о ценностях |
№26 (1) | ||
Агностицизм – это: | ||
направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно | ||
недоверие чувственному опыту | ||
философская позиция, рассматривающая все явления мира в их взаимной связи и развитии | ||
отрицание рациональных путей познания мира |
№27 (1) | ||
Отрицают возможность познания мира: | ||
материалисты | ||
агностики | ||
догматики | ||
позитивисты |
№28 (1) | ||
Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета: | ||
философия жизни | ||
прагматизм | ||
неотомизм | ||
позитивизм |
№29 (1) | ||
Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения: | ||
карма | ||
сансара | ||
жэнь | ||
мокша |
№30 (1) | ||
Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный: | ||
Будда | ||
Лао-цзы | ||
Конфуций | ||
Нагарджуна |
№31 (1) | ||
Имя основателя буддизма | ||
Бадараяна | ||
Патанджали | ||
Махавира | ||
Сидхартха |
№32 (1) | ||
Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений: | ||
нирвана | ||
сансара | ||
жэнь | ||
дао |
№33 (1) | ||
Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало: | ||
Янь | ||
Карма | ||
Жэнь | ||
Дао |
№34 (1) | ||
Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало: | ||
Инь | ||
Жэнь | ||
Прана | ||
Пуруша |
№35 (1) | ||
Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал: | ||
Конфуций | ||
Лао-Цзы | ||
Сидхартха Гаутама Будда | ||
Сократ |
№36 (1) | ||
Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра: | ||
Закон, управляющий миром | ||
Высший Разум | ||
Субстанцию всех вещей | ||
Мировую гармонию |
№37 (1) | ||
В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. | ||
Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл: | ||
Жэнь | ||
Инь | ||
Дао | ||
Ли |
№38 (1) | ||
Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии: | ||
Сумму совершённых человеком поступков, влияющую на характер его будущего рождения | ||
Подлинное достоверное знание Абсолюта | ||
Человека, достигшего нирваны, но добровольно отказывающегося от неё ради спасения других людей | ||
Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни |
№39 (1) | ||
К древнеиндийским философским текстам относятся | ||
Упанишады | ||
Дао-дэ-цзин | ||
Лунь-Юй | ||
Книга перемен |
№40 (1) | ||
К древнекитайским философским текстам относится | ||
Махабхарата | ||
Ригведа | ||
Дао-дэ-цзин | ||
Чхандогья-упанишада |
№41 (1) | ||
В индийской философии -- общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения | ||
Сансара | ||
Карма | ||
Нирвана | ||
Дхарма |
№42 (1) | ||
Китайский философ, основатель даосизма | ||
Лао-цзы | ||
Конфуций | ||
Сюнь-цзы | ||
Мэн-цзы |
№43 (1) | ||
Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано: | ||
Сократом | ||
Конфуцием | ||
Протагором | ||
Буддой |
№44 (1) | ||
Хронологические рамки развития античной философии: | ||
28 - 18 вв. до н.э. | ||
VI в. до н.э – VI в. н.э. | ||
VI в. - XVI в. | ||
VI в. до н.э. – II в. до н.э. |
№45 (1) | ||
Основным принципом античной философии был: | ||
космоцентризм | ||
теоцентризм | ||
антропоцентризм | ||
сциентизм |
№46 (1) | ||
Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы: | ||
проблема познаваемости мира | ||
проблема первичности материи или духа | ||
проблема первоначала | ||
проблема природы человеческой души |
№47 (1) | ||
Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу: | ||
«Познай себя» | ||
«Первооснова мира – огонь» | ||
«Все течет» | ||
«В одну реку нельзя войти дважды» |
№48 (1) | ||
Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу | ||
«Все течет» | ||
«В одну реку нельзя войти дважды» | ||
«Первооснова мира – огонь» | ||
«Начало всех вещей -- вода» |
№49 (1) | ||
Анаксимен за первооснову всех вещей принимал | ||
Воздух | ||
Огонь | ||
Число | ||
Воду |
№50 (1) | ||
Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит: | ||
Пифагору | ||
Протагору | ||
Евклиду |
№51 (1) | ||
Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь | ||
Филолай | ||
Лукреций Кар | ||
Н. Коперник | ||
Парменид |
№52 (1) | ||
Впервые понятие бытия в философии употребил | ||
Боэций | ||
Плотин | ||
Парменид | ||
Г.В.Ф.Гегель |
№53 (1) | ||
Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, | ||
любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира: | ||
Пифагорейской | ||
Элейской | ||
Милетской | ||
Эпикурейской |
№54 (1) | ||
Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды: | ||
Фалес | ||
Гераклит | ||
Платон | ||
Демокрит |
№55 (1) | ||
Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды? | ||
Фалес | ||
Гераклит | ||
Платон | ||
Демокрит |
№56 (1) | ||
Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает: | ||
Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире | ||
Всеобщая изменчивость вещей | ||
Божественное Слово | ||
Один из первоэлементов |
№57 (1) | ||
Впервые выразил идею атомистического строения материи: | ||
Гераклит | ||
Демокрит | ||
Платон | ||
Диоген Синопский |
№58 (1) | ||
Высказывание: «Человек – мера всех вещей» принадлежит: | ||
И.Канту | ||
К.Марксу | ||
Аристотелю | ||
Протагору |
№59 (1) | ||
«Я знаю, что ничего не знаю...». Автор афоризма: | ||
Фалес | ||
Платон | ||
Сократ | ||
Эпикур |
№60 (1) | ||
Знание по Сократу тождественно: | ||
чувствам | ||
мудрости | ||
моральным законам | ||
добродетели |
№61 (1) | ||
Суть «этического рационализма» Сократа: | ||
относиться к другому как к самому себе | ||
добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания | ||
относиться к другому человеку как к цели и никогда как к средству | ||
возлюбить ближнего как самого себя |
№62 (1) | ||
Объективно-идеалистическая философия была основана: | ||
Демокритом | ||
Парменидом | ||
Платоном | ||
Пифагором |
№63 (1) | ||
В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит: | ||
Пифагору | ||
Сократу | ||
Платону | ||
Аристотелю |
№64 (1) | ||
Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ. | ||
Идея идеальна, настоящая лошадь -- материальна | ||
Идея содержательно богаче, чем живая лошадь | ||
Идея первична, настоящая лошадь вторична | ||
Идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна |
№65 (1) | ||
Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит: | ||
Диогену | ||
Сократу | ||
Платону | ||
Демокриту |
№66 (1) | ||
Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал: | ||
И.Кант | ||
Аристотель | ||
Платон | ||
Демокрит |
№67 (1) | ||
Философ, считавший логику главным орудием познания: | ||
Платон | ||
Аристотель | ||
Демокрит | ||
Пифагор |
№68 (1) | ||
Философ, ученик Платона: | ||
Эпикур | ||
Зенон | ||
Парменид | ||
Аристотель |
№69 (1) | ||
Философ, ученик Платона, автор книг «Метафизика», «Поэтика», «Политика» | ||
Парменид | ||
Зенон | ||
Аристотель | ||
Эпикур |
№70 (1) | ||
Согласно Аристотелю, в человеческую душу не входит | ||
Животная душа | ||
Ксенофан |
№74 (1) | ||
Характерной чертой средневековой философии является: | ||
космоцентризм | ||
антропоцентризм | ||
теоцентризм | ||
скептицизм |
№75 (1) | ||
Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве: | ||
Бога | ||
человека | ||
природы | ||
космоса |
№76 (1) | ||
Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к: | ||
богословию | ||
науке | ||
психологии | ||
этике |
№77 (1) | ||
Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога: | ||
теология | ||
монадология | ||
антропоцентризм | ||
феноменология |