Содержание вопросов.
По заключенному в них содержанию вопросы подразделяются на 1) вопросы о фактах; 2) вопросы о знаниях; 3) вопросы о мнениях, установках, мотивах поведения.
Вопросы о фактах могут выглядеть так: «у Вас есть часы?», «Вы ходили вчёра в кино?». Ответы на них не представляют труда, и поэтому ими часто начинают опрос, чтобы респондент втянулся в беседу, или используют для отдыха среди вопросов о мнениях и мотивах. Информация, полученная с их помощью, обладает наибольшей надежностью по сравнению с другими содержательными вопросами, поэтому они часто выполняют дополнительную функцию — контроля качества. К ним же относятся демографические вопросы: возраст, пол, профессия, состав семьи, социальное положение и т. д.
Задавая вопросы о фактах прошлого, следует помнить о возможных ошибках памяти. В таких случаях следует помочь респонденту воспроизвести нужную информацию. Это можно сделать путем восстановления общего контекста ситуации, в которой происходило интересующее исследователя явление. Предположим, опрашиваемому задается вопрос: «В каком году у Вас начала работать школа экономических знаний?», и он затрудняется ответить. В таком случае необходимо задать несколько дополнительных, зондирующих вопросов типа: «Не вспомните ли Вы, сколько лет Вы тогда уже проработали на предприятии?», «Какие события были на предприятии (или в городе) в этом году?», «Как возникла идея создания школы?» и т. п.
Очевидно, что сделать это легче всего в интервью. Но при использовании, как интервью, так и анкеты исследователю следует заранее выявить в пилотажном исследовании те вопросы, при которых возникают трудности воспоминания. На основании таких данных для определенной группы людей или для всех опрашиваемых эти вопросы расчленяются на отдельные элементы для воссоздания ситуации прошлого.
В интервью возможно применение различных опор памяти. Так, эстонские социологи11 при изучении аудитории газеты «Эдази», выясняя у респондентов, какие статьи читаются ими, с успехом использовали вырезки из газет для преодоления ошибок памяти. К сожалению, такие случаи единичны. Причины этого лежат в недооценке влияния памяти на достоверность, а также в соображениях экономического порядка.
При выяснении знаний не следует спрашивать: «Знаете ли Вы...?» Респонденту легче ответить «знаю» чём сознаться незнании. Вместо такого общего вопроса можно задать несколько вопросов по отдельным аспектам проблемы. Так, например, в исследовании
«Клубный работник сегодня и завтра» посетителям клуба задавался не только вопрос: «Вы знаете Вашего клубного работника?», но и два дополнительных:
Иногда для оценки информированности респондента приходится разрабатывать набор тестов, примеры использования которых, приводились раньше (см. раздел о релевантности).
Получение информации о мнениях, установках и мотивах сопряжено с более значительными трудностями, чем исследование фактов и знаний.
Человек либо состоит в браке, либо не сострит в нем, либо имеет, либо не имеет телевизор, знает передовиков производства или не знает их. Исследователь должен объяснить, что он хочет от опрашиваемого, и постараться, чтобы последний правильно понял вопрос. Может случиться, что респондент не желает давать правильный ответ, но по крайней мере знает его.
Мнения, установки и мотивы могут быть ясными и четко оформленными или смутными и расплывчатыми. Они могут быть осознанными или не осознаваться респондентом. Первое, что придет на ум, что лежит на поверхности сознания, совсем не обязательно будет истинным. Для получения достоверной информации* должен происходить некоторый процесс осознания параллельно с определенной степенью самоанализа, концептуализацией идей, обобщением отдельных фактов и т. д.
Первая проблема при выяснении мнения — соответствие содержания вопросов степени информированности респондента. Если опрашиваемый не имеет необходимого количества информации или вообще никогда не сталкивается с явлением, о котором выясняется его мнение, не стоит вообще задавать ему содержательного вопроса. Для отсева не информированных респондентов можно использовать вопросы-фильтры. Но даже при таком варианте исследователю необходимо заранее выяснить знания изучаемой им совокупности, потому что в противном случае в числе некомпетентных может оказаться значительная часть опрашиваемых.
Мнение человека по любому вопросу может быть многосторонним. Вопрос об удовлетворенности трудом имеет социальный, экономический, психологический и другие аспекты. Работа может нравиться с точки зрения престижа и не удовлетворять в отношении заработка. Могут быть идеальные отношения в коллективе и невыносимые санитарные условия. Поэтому вопрос об отношении к работе зачастую требует от респондента высокого уровня осознания, самоанализа и обобщения. Задавая закрытый вопрос:
социолог фактически перекладывает свой труд на плечи опрашиваемого. Респондент не всегда в состоянии проделать эту большую умственную работу, в результате чего достоверность информации вызывает серьезное сомнение. При такой многоаспектной проблеме следует выделить ее основные элементы и выяснить отношение опрашиваемого к каждому из них.
Наконец, следует отметить, что ответы на вопросы .о мнениях, установках, мотивах более чувствительны к формулировке и последовательности, чем ответы на предыдущие группы вопросов.