Общественные отношения и социальная деятельность людей.

Экономическиё, социальные, идеологические и, политические отношения людей каждой данной общественно-экономической формации существуют объективно, независимо от воли и сознания человека. В то же время только человек является реальным носителем общественных отношений.

В сознании и поведении людей экономические, социальные, идеологические и политические отношения исторически определенного типа общества преломляются и проявляются по-разному, опрёделяя социальное качество каждого человека, характер его социальной деятельности. Социальное качество и, следовательно, социальная деятельность человека зависят от ряда объективных и субъективных факторов и их различных сочетаний в конкретных условиях. Среди этих: факторов следующие:

общие и специфические условия и формы жизнедеятельности человека так как человек является продуктом, с одной стороны, его природной организации, а с, другой – условий, окружающих его в течение всей жизни

классы, социальные и социально-психологические группы и отдельные индивиды, с которыми человек находится в прямом или косвенном общении и которые опосредуют его связь с общими и специфическими условиями и формами жизнедеятельности и обществом в целом

разделение труда, как между основными сферами общественной жизни (производство, политика, идеология), так и внутри этих сфер (промышленность; сельское хозяйство, наука, искусство и т.д.). Люди, которые осуществляют свою деятельность в различных сферах общественной жизни, принадлежат к особым областям разделения труда, и им кажется, что они разрабатывают независимую область. И поскольку они образуют самостоятельную группу внутри общественного разделения труда, постольку их произведения, включая и их ошибки, оказывают влияние на все общественное развитие, даже на экономическое14;

физиологические и психологические особенности человека. Процесс социальной деятельности человека включает производство материальных условий его жизнедеятельности, формирование я реализацию потребностей, присущих человеку, воспроизводство на этой, основе общественных отношений людей, т.е. объективиза­цию субъективного. Причем и первое и второе и третье оказы­вают обратное воздействие на людей, но при всем том они сами опять-таки находятся под господствующим влиянием экономического развития15. Отсюда следует необходимый вывод, что общественная история людей есть всегда лишь история их индивидуаль­ного развития, сознают ли они это или нет16.

Исторический материализм предполагает внутреннее единство теоретического и эмпирического подходов к познанию, социальной деятельности, а исходным пунктом социального познания – челове­ка и его социальную деятельность. Эту деятельность, осуществляют люди, взятые в своем действительном, эмпирически наблюдаемом процессе развития, протекающем в определенных условиях и формах.

Социологическое исследование начинается с тщательного изу­чения состояния производительных сил и экономических отношений данной страны. Но это только одна сторона дела. Главная и более сложная задача – показать, как сухой остов экономики покрывается живой плотью социально-политических форм, а затем – и это самая интересная; самая увлекательная сторона задачи – челове­ческих идей, стремлений, идеалов. В руки исследователя поступа­ет, можно сказать, мертвая материя, из его рук должен выйти полный жизни организм17.