Вписывание вагона в габарит

 

 

При проектировании вагона производится проверка его габаритности, называемая вписыванием вагона в габарит. Сущность вписывания заключается в том, что на основании заданного габарита подвижного состава определяют строительное, а затем и проектное очертания вагона для всех характерных сечений по его длине. Все элементы конструкции проектируемого вагона, имеющие номинальные размеры и расположенные в рассматриваемом сечении, не должны выходить за пределы контура проектного очертания.

Строительное очертание вагона получают путем уменьшения поперечных размеров заданного габарита подвижного состава на величину зазоров и износов ходовых частей, исчисляемых в горизонтальном поперечном направлении, и выносов частей вагонов в кривых, превышающих нормативные, а вертикальных размеров – на величину статического прогиба рессорного подвешивания и измеряемых в вертикальном направлении износов ходовых частей вагона.

Максимально допускаемая ширина строительного очертания вагона на некоторой высоте над уровнем верха головки рельса определяется из выражения

 

, (4.1)

 

где Во – полуширина заданного габарита подвижного состава на рассматриваемой высоте, мм;

– ограничения полуширины габарита подвижного состава (возможные смещения вагона из центрального положения в одну сторону на прямых и кривых участках пути), соответственно в основном, внутреннем и наружном сечениях, мм.

Ограничения полуширины вагона Е для характерных сечений рассчитывают по следующим формулам

 

(4.2)

 

где S – максимальная ширина колеи в кривой расчётного радиуса, мм;

d – расстояние между наружными гранями максимально изношенных гребней колеи, мм;

– максимальный разбег изношенной колесной пары между рельсами (смещение из центрального положения в одну сторону), мм;

q – наибольшее горизонтальное смещение буксового узла из центрального положения в одну сторону, мм;

w – наибольшее горизонтальное смещение в основном сечении из центрального положения в одну сторону кузова относительно рамы тележки вследствие зазоров при максимальных износах и упругих колебаниях в узле сочленения кузова и рамы тележки, мм;

k – величина, на которую допускается выход подвижного состава, проектируемого по габаритам (в нижней части) за очертание этих габаритов в расчётной кривой, мм.

k1 – величина дополнительного поперечного смещения в кривых участках пути расчетного радиуса R тележечного подвижного состава, мм;

k2 – коэффициент размерности, зависящий от величины расчетного радиуса кривой, мм/м2;

k3 – половина нормативного уширения габарита приближения строений в кривых участках пути, мм;

lб – расстояние между основными сечениями вагона (база вагона), м;

n – расстояние от рассматриваемого поперечного сечения вагона до ближайшего основного сечения: n = l – при определении Ев и n = lк – при определении Ен;

lк – длина консольной части рамы.

Если при проектировании вагонов по габаритам Т, Тц, Тпр, 1-Т и верхней части габарита 1-ВМ значения выражений в квадратных скобках формул (4.2) окажутся отрицательными, то их не учитывают, т.е. принимают равными нулю. Отрицательные значения свидетельствуют о недоиспользовании имеющегося в кривой уширения габарита приближения строений. В этом случае расчет ограничений Ео, Ев и Ен производится из условия вписывания в габарит на прямом участке пути.

При расчетах ограничений Ео, Ев и Ен для проектируемых вагонов габаритов 0-ВМ, 02-ВМ, 03-ВМ и нижней части габарита 1-ВМ отрицательные значения указанных величин в скобках должны быть учтены. При этом, если значения Ео, Ев и Ен получаются отрицательными, то они не учитываются (принимаются равными нулю) и ширина вагона в соответствующем сечении принимается равной ширине габарита.

Значения коэффициентов k, входящих в формулы для определения Ео, Ев и Ен, принимают согласно табл. 4.1.

 

Таблица 4.1

Значения коэффициентов k

Габарит Точка габарита Значения коэффициентов
k k1 k2 k3
Т1, Тц, Тпр, 1-Т Все точки 0,625р2 2,5
1-ВМ 1-11 0,625р2 2,5
Остальные точки

 

 

Окончание табл. 4.1

Габарит Точка габарита Значения коэффициентов
k k1 k2 k3
0-ВМ, 02-ВМ, 03-ВМ 1-11 (0-ВМ), 1-4 (02-ВМ), 1-5 (03-ВМ) 0,5р2
Остальные точки

 

В табл. 4.1 величина р для двухосных тележек принимается равной базе тележки, м. Для четырехосных тележек с базой р1, составленных из двух двухосных тележек с базой р2, в формулу для определения k1 вместо величины р2 подставляется сумма (р12 + р22).

Величина суммарного статического понижения для обрессоренного кузова равна

 

, (4.3)

 

где PP – расчетная нагрузка на рессорное подвешивание;

λm – общая жесткость рессорного подвешивания тележки.

Расчетная нагрузка на рессорное подвешивание вычисляется по формуле

 

, (4.4)

 

где mбр – вес брутто вагона;

Ртел – вес тележки;

Рн.б. – вес надрессорной балки.

Величина наименьшего допускаемого вертикального размера строительного очертания кузова вагона равна

– поверху

 

(4.5)

– понизу

 

(4.6)

 

где Нгаб – высота габарита в соответствующей точке.

Проектное очертание вагона получается уменьшением размеров строительного очертания на величину допускаемых при постройке плюсовых допусков Ет и δт.

Ширина проектного очертания вагона

 

2Вп=2Вс – 2Ет, (4.7)

где Ет – конструктивно-технологический плюсовой допуск, допускаемый при постройке вагона в горизонтальной плоскости.

Если наружная ширина вагона 2Внар меньше ширины, полученной по условию вписывания в габарит, можно сделать вывод, что вагон по ширине вписывается в габарит.

Вертикальные размеры проектного очертания вагона рассчитываются по формулам:

– поверху

 

Нп = Нс – δт; (4.8)

 

– понизу

 

hп = hс – δт, (4.9)

 

где δт – конструктивно-технологический плюсовой допуск при постройке вагона в вертикальной плоскости.

Если ни одна деталь, расположенная в расчетных точках поперечных сечений кузова рассчитываемого вагона, не выходит за пределы полученных размеров проектного очертания, то вагон вписывается в заданный габарит.