Особые средства юридической техники (правовые презумпции, правовые фикции, правовые аксиомы, концепция нормативного правового акта, юридическая конструкция, правовой символ).

Особые средства юридической техники делятся на правовые презумпции и правовые фикции. \

Правовые презумпции – предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом.

Правовые фикции – несуществующее положение, признаваемое в соответствии с законодательством существующим и влекущее соответствующие юридические последствия. Фикции в нормативных актах выражаются словами «как бы», «как если бы», «допустим». Фиктивным является начало исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим.

Виды правовых презумпций:

По сфере действия: общеправовые ( добропорядочности, знание закона, истинности государственного правового акта); межотраслевые ; отраслевые.

По возможности опровержения делятся на: опровержимые и неопровержимые.

Правовые аксиомы – положения, самоочевидные истины, не требующие в юридическом процессе доказательств ( люди рождаются свободными и равными в правах; нельзя быть судьей в своем собственном деле; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; ответственность может наступить только за вину; закон обратной силы не имеет; несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение, нет преступления без указания на то в уголовном законе).

Концепция нормативного правового акта – абстрактная общественная идея, построенная либо на основе опыта, либо начисто умозрительной основе, положенная в качестве стержня нормативного акта. Эта система знаний о том или ином фрагменте юридической значимой деятельности, модель юридического явления ( концепция гражданства в конституционном праве, концепция собственности в гражданском праве).

Юридическая конструкция – идеальная модель урегулированных правом общественных отношений или отдельных элементов, служащая методом познания права и общественных отношений ( состав правонарушения, состав правоотношения, юридическое лицо, состав сделки).

Правовой символ – это охраняемый государством условный образ, отличительный знак, представляющий собой видимое либо слышимое образование, которому субъект правотворчества придает особый политико-правовой смысл, не связанный с сущностью этого образования. Правовые символы – своеобразные средства формализации юридического содержания в целях придания ему четкости, определенности, лапидарности и образности.

Виды правовых символов:

По способу внешнего выражения: предметные (герб, флаг, денежный знак, печать юридического лица, паспорт); символы действия (ритуал отдания воинской чести, церемония вручения государственных наград); словесные формы (присяга, девиз, личная подпись гражданина); музыкальные (государственный гимн).

По предмету правового регулирования: символы конституционного права (герб, гимн, флаг); символы гражданского права ( товарные знаки); символы финансового права (денежные знаки).

По субъекту права: символы государства; символы министерств и ведомств; символы коммерческих организаций; индивидуальные и частные символы.

По государственному устройству: федеральные; субъектов федерации; органов местного самоуправления.

Конституционные поправки – прием юридической техники, состоящей в изменении и дополнении действующей конституции. Осуществляется в особом усложненном порядке, устанавливаемом как правило самой конституцией.

Классификация – прием юридической техники, состоящий в подразделении юридических явлений на группы, виды, разделы.

Примечание в нормативно-правовом акте – особый прием юридической техники, представляющий собой элемент вспомогательной графики. Используется при оформлении содержания нестандартного, дополнительного материала и может содержать законодательные дефиниции, схемы, таблицы, перечни.

Правовая оговорка – социально обусловленная, имеющая специальную нормативно-лексическую форму, условие (заявления, положение), который частично изменяет содержание или объем действия нормы права, создает новый правовой режим, выступает формой согласования интересов и порождает определенные юридические последствия.

Формы нормативного выражения правовых оговорок – те согласования, термины и логико-языковые конструкции, при помощи которых в нормативных актах выражаются оговорки («как правило», «кроме случаев», «за исключением», «как минимум», « при необходимости», « имея ввиду», «независимо от»).