Внешняя и внутренняя среда предприятия

Под средой предприятия понимается интегрированная совокупность различных объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия и позволяющих предпринимателям добиваться успехов в реализации поставленных целей, в осуществлении проектов, заключении договоров и получении прибыли. Выделяют внешнюю и внутреннюю среду предприятия.

Под внешней средой предприятия понимается: экономическое положение в стране и регионах; политическая ситуация, характеризующаяся стабильностью развития общества и государства; правовая среда в стране, четко устанавливающая права, обязанности, ответственность предпринимателей и других субъектов рыночной экономики; государственное регулирование и поддержка предпринимательства; социально-экономическая обстановка, связанная с уровнем платежеспособного спроса населения (потребителей), уровнем безработицы; культурная среда, обусловленная уровнем образования населения, обеспечивающая возможность заниматься определенными видами предпринимательского бизнеса; научно-техническая, технологическая среда; наличие в достаточном количестве природных факторов производства, необходимых для развития определенных видов деятельности; физическая среда, связанная с климатическими (погодными) условиями, влияющими на процесс функционирования организаций; отсутствие природных катаклизмов; институциональная среда, свидетельствующая о наличии достаточного числа организаций, обеспечивающих возможность осуществления коммерческих операций, деловых связей и т.д.

Внутренняя среда формируется непосредственно самими руководителями предприятий, носит субъективный характер и напрямую зависит от менеджмента предприятия, его компетентности, силы воли, целеустремленности, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении бизнеса. Внутреннюю среду оценивают на основе: наличия необходимого объема собственного капитала; организационно-правовой формы предприятия и соответствующей структуры собственности; умения взаимодействовать с партнерами; знания рынка и квалифицированного проведения маркетинговых исследований; качества подбора кадров и управления персоналом, его стимулирования персонала; механизма сохранения коммерческой тайны и др.