Понятие, структура, распределение выручки от реализации продукции на предприятии. Факторы, влияющие на величину выручки от реализации

Выручка от реализации продукции – это натуральные или денежные доходы от реализации продукции, это важнейший источник собственных ресурсов. Она «получается» от основной (реализация товаров) деятельности. Кроме того, существует выручка от реализации иного имущества или имущественных прав, а также внереализационные доходы. Выручка направляется (распределяется) на выплату налогов и рентных платежей, выполнение других обязательств перед государством, собственниками, оплату счетов поставщиков, штрафных санкций, заработную плату и прочее потребление работников, в том числе коллективное, на восстановление авансированных оборотных средств, возмещение износа внеоборотных активов, накопление, инвестирование, покрытие убытков прошлых лет.

На величину выручки от реализации продукции влияют объем производства, качество и ассортимент продукции, ритмичность выпуска, отгрузки, уровень цен (а также вид цены, методы и политика ценообразования), сроки документооборота, дебиторская задолженность и т.д.

Учет поступления выручки может осуществляться двумя способами: по факту отгрузки или кассовому (поступление денег).

В настоящее время предприятия с оборотами более 1 млн. руб. в среднем за каждый квартал отчетного года обязаны использовать метод учета по отгрузке, как это практикуется в западной практике. Компенсацией этого «неудобства» является возможность создания резерва по сомнительным долгам в размере до 10% от объема выручки отчетного года.

Реальная выручка тесно связана с темпом роста инфляции. Инфляция обесценивает выручку на величину индекса роста цен. Для борьбы с обесценением используют ускорение дебиторской задолженности (и других фаз оборота капитала), твердую валюту расчетов, международный стандарт бухгалтерского учета сделок, перерасчета активов и обязательств.