ОТКЛОНЕНИЕ И РАЗНООБРАЗИЕ

Борьба с девиациями часто перерождается в борьбу с разно­образием чувств, мыслей, поступков.

разнообразие как социологическая категория подразумевает такую совокупность социальных действий, которая не расчленя­ется по критериям нормы и отклонения на две противополож­ные группы, а рассматривается на одном континууме.

Иными словами, разнообразие предполагает, что главным при оценке человеческих поступков служит культурный реляти­визм, а не абсолютные этические нормы либо идеологические требования.

Как показывает история, борьба с разнообразием нерезуль­тативна: через какое-то время отклонения возрождаются и в еще более яркой форме.

В конце 80-х годов советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим государство было не в силах. Снятие социальных и идеологичес­ких запретов обогатило общественную жизнь творчеством и раз­нообразием.

Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. К ним относили почти в равной степени поведение гениев и злодеев, очень ленивых и сверхтру­долюбивых, нищих и богачей. Причина: резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все време­на ценилась превыше всего.

В большинстве обществ контроль девиантного поведения не­симметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хо­рошую — одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме.

На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, терро­ристы, непатриоты, политические эмигранты, предатели, атеи­сты, преступники, вандалы, циники, бродяги, дистрофики.

На другом полюсе расположится группа с максимально одоб­ряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся ар­тисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политичес­кие лидеры, миссионеры, передовики труда, очень здоровые и красивые люди.

Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных усло­виях на каждую из этих групп придется примерно по 10 — 15% общей численности населения. Напротив, 70% населения со­ставляют "твердые середняки" — люди с несущественными отклонениями.

Хотя большая часть людей немалую часть времени ведет себя в согласии с законами, их нельзя считать абсолютно законопос­лушными, т.е. социальными конформистами.

При обследовании жителей Нью-Йорка 99% опрошенных признались в том, что они совершили один и более незаконных поступка, например, скрытно воровали в магазине, обманывали налогового инспектора или постового, не говоря уже о более невинных шалостях — опоздание на работу, переход улицы или курение в неположенных для этого местах. Полную картину де-виантного поведения в конкретном обществе составить весьма трудно, поскольку полицейская статистика регистрирует незна­чительную часть происшествий.