СОВРЕМЕННОСТЬ

Философы рассматривали личность под углом зрения вечно­го и временного. Так поступали Сократ, Платон, Аристотель, позже Конт и Гегель, а в XIX — XX веках датский философ Си­рен Кьеркегор (1813 — 1855), русские мыслители Владимир Со­ловьев (1853 - 1900), Николай Бердяев (1874 - 1948), Павел Флоренский (1882 — 1937), Сергей Булгаков (1871 — 1944) и аме­риканец Питер Друкер (род. 1909). Проблема вечного и временного в человеке решалась в одном случае в рамках экзистенциализ­ма, а в другом — религиозной философии. Представители обоих направлений рассматривали человеческое существование (по-французски "экзистенцию") в двух перпендикулярных гиперп­лоскостях — в вечности и во времени.

Человек, в вечности — носитель вечных ценностей. Человек во времени — всего лишь физическое явление: он рождается и уми­рает. Существование во времени — это наше бытие как граждан общества. Во времени мы едим и спим, боремся за власть и рас­тим детей, добиваемся успехов и терпим поражения. Живя в об­ществе, мы не можем быть свободными от него как существа социальные. Все мы — частицы семьи, коллектива, профессии, класса. Однако сущность человека в другом — в человеческом бессмертии и человеческой свободе.

Наше существование — всегда напряжение между временным и вечным. Поведение человека лежит в двух разных измерениях, поэтому он всегда противоречив. Существование во времени' можно наблюдать, в вечности — только переживать. Таковы две плоскости человеческого бытия, которые рассматривали философы.