Непосредственно после их завершения и являющиеся первым свидетельством их совершения.
Документы несут, с одной стороны, экономическую информации путем группировки и обобщения цифровых показателей фактов предпринимательской деятельности и, с другой стороны, юридическую информацию
путем оформления в установленном порядке совершенного факта предпринимательской деятельности организации.
Первичные бухгалтерские документы необходимы для:
- обоснования учетных записей;
- передачи указаний от распорядителей до исполнителей.
- контроля за правильностью совершенных фактов предпринимательской деятельности организации;
- фиксации причин хозяйственных нарушений, имеющих мест в
- предпринимательской деятельности.
Документы состоят из отдельных элементов, которые называются
реквизитами. Реквизиты делятся на постоянные и переменные.
Постоянные реквизиты определены Законом «О бухгалтерском учете» и к ним относят:
- наименование документа (формы), код формы;
- дату составления;
- название и юридический адрес сторон, участвующих в хозяйствен-
- ной операции;
- содержание хозяйственной операции;
- количественную и стоимостную оценку хозяйственной операции;
- наименование должностных лиц, ответственных за операции;
- подписи лиц, составивших документ, и их расшифровки.
С принятием Федерального закона от 10 января 2002 г. №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» появилась возможность подписания документа без использования «мокрых» подписей и печати. Электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
Переменные реквизиты зависят от характера хозяйственной операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки информации. Переменными, или дополнительными, являются следующие реквизиты:
- номер документа;
- номер банковского счета организации;
- основание для совершения хозяйственной операции.
Записи в первичных документах разрешается производить чернилами, химическим карандашом, шариковыми ручками, а также при помощи пишущих машинок и принтеров. Запрещается использовать для записи простой карандаш. Первичный документ составляется как на бумажном носителе, так и в электронном виде, оформляется на бланках типовых форм.
Оформительные записи на бумажном носителе ведутся четко, без помарок, с обязательным заполнением всех требуемых реквизитов, свободные строки прочеркиваются.