И текущие финансовые потребности (ТФП)

Так, рассмотрим вначале структуру бухгалтерского баланса туристского предприятия, что понадобится нам в дальнейшем для определения показателей ЧОК и ТФП.

Пассивы подразделяются на собственные и заемные. Собственные средства и долгосрочные кредиты и займы объединяются в постоянные пассивы; краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность и та часть долгосрочных кредитов и займов, срок погашения которой наступает в данном периоде, составляют в сумме краткосрочные (текущие) пассивы.

Активы предприятия делятся на оборотные (рассмотренные нами ранее)и внеоборотные.

К внеоборотным активам относятся:

· основные средства – здания, сооружения, оборудование и так далее;

· нематериальные активы – патенты, лицензии, ноу-хау и так далее.

Основные активы по своей сути являются труднореализуемыми.

Основные активы и та часть оборотных активов, которая находится на протяжении достаточно представительного периода (года) на неизменном уровне, не завися от сезонных и иных колебаний, в сумме составляют стабильные активы. Остальные же активы могут быть названы нестабильными.

Задачи комплексного оперативного управления текущими активами и текущими пассивами предприятия:

· превращение текущих финансовых потребностей (ТФП) туристского предприятия в отрицательную величину;

· ускорение оборачиваемости оборотных средств турпредприятия;

· выбор наиболее подходящего для турпредприятия типа политики комплексного оперативного управления текущими активами и текущими пассивами (то есть управление «рабочим капиталом»).

В процессе текущей хозяйственной деятельности туристское предприятие испытывает краткосрочные потребности в денежных средствах: необходимо закупать продукты питания, столовые приборы и так далее (для ресторанов), формировать запасы, предоставлять отсрочки платежа партнерам (фирмы – туроператоры могут предоставлять фирмам – турагентам отсрочки оплаты турпутевок), клиентам и так далее.

Чистый оборотный капитал предприятия – это разницу между текущими активами и текущими пассивами (иногда его еще называют рабочим капиталом, а в традиционной терминологии – собственными оборотными средствами).

Чистый оборотный капитал можно рассчитать двумя способами – формулы (23) и (24).

(23)

или

(24)

По размеру чистого оборотного капитала можно определить, достаточно ли у предприятия постоянных ресурсов для финансирования постоянных активов. Если достаточно, то величина собственных оборотных средств больше нуля, в противном случае эта величина меньше нуля.

Допустим, величина собственных оборотных средств предприятия больше нуля, следовательно, величина постоянных ресурсов, производимая организацией больше, чем это необходимо для финансирования постоянных активов. Вследствие того, что предприятия туризма не нуждаются в большой производственной базе, этот излишек можно было бы направить для покрытия других нужд предприятия (например, покупку чартера или размещение дополнительной рекламы). Однако при необходимости финансирования постоянных активов, разумнее всего это осуществлять через постоянные пассивы.

В случае, когда величина собственных оборотных средств предприятия меньше нуля, то, например, для крупных предприятий это не является катастрофой, в случае если недостаток собственных оборотных средств имеет временный характер. Данная ситуация может свидетельствовать о том, что крупные инвестиции в основные средства еще не успели окупиться. Следовательно, недостаток собственных оборотных средств со временем должен исчезнуть: убытки покроются увеличением продаж, а часть прибыли – нераспределенная прибыль – нарастит капитал предприятия.

Предприятия вкладывают средства в запасы сырья и готовую продукцию. Турфирмы, соответственно при формировании турпродукта, бронируют места в самолетах и гостиницах. До тех пор, пока сырье (бронь) не трансформировалось в готовую продукцию (турпродукт), а готовая продукция (услуги) – в деньги на счете, потребность в оборотных средствах очевидна. Дебиторская задолженность также свидетельствует о потребности в оборотных средствах, которая требует соответствующего удовлетворения. Кредиторская же задолженность является своего рода бесплатным кредитом со стороны поставщиков, партнеров.

Текущие финансовые потребности (ТФП) – это:

· разница между текущими активами (без денежных средств) и кредиторской задолженностью;

· разница между средствами, иммобилизованными в запасах сырья, готовой продукции, а также в дебиторской задолженности, и суммой кредиторской задолженности;

· не покрытая ни собственными средствами, ни долгосрочными кредитами, ни кредиторской задолженностью часть чистых оборотных активов;

· недостаток собственных оборотных средств;

· прореха в бюджете предприятия;

· потребность в краткосрочном кредите.

Текущие финансовые потребности рассчитываются по формуле (25).

(25)

Рассмотрение экономического содержания текущих финансовых потребностей турпредприятия подводит к расчету средней длительности оборота оборотных средств, то есть времени, необходимого для превращения средств, вложенных в запасы и дебиторскую задолженность, в деньги на счете. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств рассчитывается по формуле (26).

(26)

Также можно рассчитать средний период оборачиваемости оборотных средств (формула 27)

(27)

Так как чем ниже текущая финансовая потребность, тем устойчивее предприятие, турфирмы заинтересованы в ускорении оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности и снижении среднего срока оплаты дебиторской задолженности.

Текущую финансовую потребность можно исчислять в рублях, в процентах к обороту (объему продаж), выручке от реализации, а также во времени относительно оборота (формула 28)

(28)

Если результат равен, скажем, 50%, то это означает, что нехватка оборотных средств предприятия эквивалентна половине его годового оборота, то есть 180 дней в году турпредприятие работает только на то, чтобы покрыть свои текущие финансовые потребности.

Различаются текущие финансовые потребности операционного (реализационного) характера (операционные текущие финансовые потребности) и текущие финансовые потребности внеоперационного (внереализационного) характера (внереализационные текущие финансовые потребности). Подобное разделение помогает узнать, благодаря чему достигается финансовое равновесие предприятия: за счет его основной, непосредственно хозяйственной деятельности, или за счет исключительных (финансовых) операций.

На предприятиях сферы туризма, в отличие от промышленных предприятий, потребность в операционных финансовых потребностях не так велика и зачастую операционная финансовая потребность меньше нуля. Причина проста: дебиторская задолженность невелика, так как клиенты платят сразу и, в основном, наличными; партнеры стабильных предприятий зачастую идут на уступки по срокам, что образует кредиторскую задолженность; кроме того, продукт таких предприятий нельзя складировать, так как производство и потребление услуги происходит одновременно (следовательно, нет необходимости в запасах).

Если величина собственных оборотных средств меньше текущих финансовых потребностей, то можно говорить о дефиците денежной наличности, соответственно если собственные оборотные средства превышают текущие финансовые потребности, то дефицита денежной наличности нет.

Управление денежной наличностью сводится в конечном итоге к регулированию величины собственных оборотных средств и текущих финансовых потребностей, которые, в свою очередь, зависят не только от тактики, но и от стратегии управления финансами предприятия. Поэтому для принятия решений по управлению денежной наличностью необходимо анализировать данные за достаточно длительный период и выявлять направленность главных структурных изменений.

На примере можно показать, как рассчитать разумную длительность отсрочек по клиентской задолженности, с одной стороны, и по платежам поставщикам, с другой стороны.

Пример.

Две гостиницы – А и Б – получают в среднем один месяц отсрочки платежа по поставкам сырья и, в свою очередь, предоставляют постоянным клиентам – турфирмам, блоком бронирующим номера в гостинице, месячные отсрочки. Посмотрим, «взвесив» выручку и стоимость сырья по средней длительности отсрочки соответствующих платежей. Если среднемесячный оборот гостиницы А составляет 1000000 рублей, а стоимость потребляемого сырья – 500000 рублей, то клиентская задолженность перекрывается коммерческим кредитом поставщиков лишь наполовину (7). У гостиницы Б с таким же месячным оборотом (1.000.000 рублей), но с меньшим потреблением сырья (250000 рублей) и большей нормой добавленной стоимости (75% против 50%) текущая финансовая потребность еще больше: 1000000-250000=750000 рублей. Следовательно, гостинице А необходима двухмесячная отсрочка по платежам поставщикам, чтобы компенсировать месячную отсрочку турфирмам, а для более эффективно работающей гостиницы Б это соотношение равно 4:1. Далее, чтобы величина ТФП стала отрицательной и превратилась в источник финансирования, гостинице А нужно просить у поставщиков 2,5-3 месяца отсрочки, а гостинице Б – 4,5-5 или даже 6 месяцев отсрочки, что уже почти несбыточно в современных рыночных условиях. Ужесточение же сроков расчета с турфирмами грозит осложнениями в продаже номеров.

Итак, чем больше норма добавленной стоимости, тем больше текущая финансовая потребность. Более того, у предприятий с повышенной нормой добавленной стоимости текущие финансовые потребности растут быстрее выручки от реализации. Однако нет смысла без крайней необходимости искусственно снижать норму стоимости: это может перечеркнуть все усилия по подъему уровня рентабельности; а чтобы «обернуться» по срокам выплат и поступлений, турпредприятие может прибегнуть к банковскому кредиту, либо к учету векселей, либо к новой, прогрессивной форме финансирования текущих потребностей – факторингу. Ускорение оборачиваемости оборотных средств – важнейший способ снижения текущих финансовых потребностей.

Основной задачей рационального управления оборотными активами предприятия является максимально возможное сокращение периодов оборачиваемости запасов и кредиторской задолженности и увеличение среднего срока оплаты кредиторской задолженности вплоть до превращения их в отрицательную величину. Возможности по сокращению текущих финансовых потребностей предприятия:

· принцип дорогой закупки и дешевой продажи услуги;

· учет векселей и факторинг;

· определение скидок клиентам за сокращение сроков расчета (спонтанное финансирование).

6.2.1. Спонтанное финансирование

Смысл спонтанного финансирования состоит в том, что при оплате клиентом услуг до истечения определенного срока ему предоставляется значительная скидка с цены. После истечения оговоренного срока оплата производится в соответствии с общими, заранее установленными расценками. Как правило, при этом сопоставляется цена отказа от скидки («Approximate percentage cost of not taking discounts») и стоимость банковского кредита (и то, и другое – на базе годовых процентных ставок). Для этого производится взвешивание издержек альтернативных возможностей (формула 29).

(29)

Если результат превысит ставку банковского процента, то лучше обратиться в банк за кредитом и оплатить услугу, товар в течение льготного периода.

Пример.

Ресторан закупает оптом столовые приборы. Товар продается на условиях: скидка 1% при платеже в 15-дневный срок при максимальной длительности отсрочки 30 дней. Уровень банковского процента – 10% годовых.

Поскольку 24,2% > 10%, есть смысл воспользоваться предложением поставщика: отказ от скидки обойдется на 14,2% или более чем вдвое дороже банковского кредита.

Спонтанное финансирование представляет собой относительно дешевый способ получения средств; такое кредитование не требует от клиента обеспечения и привлекает достаточно длительными сроками льготного периода.

6.2.2. Учет векселей и факторинг

Эффективность управления текущими активами и текущими пассивами можно также повысить, разумно используя учет векселей и факторинг с целью превращения текущей финансовой потребности в отрицательную величину, то есть в источник финансирования, и ускорения оборачиваемости оборотных средств.

Факторинг можно определить как посредническую деятельность специализированного учреждения (факторинговой компании или факторингового отдела банка) по взысканию денежных средств с должников своего клиента (промышленной или торговой компании) и управлению его долговыми требованиями.

В факторинговых операциях участвуют три стороны:

· факторинговая компания (или факторинговый отдел банка) – специализированное учреждение, покупающее счета-фактуры у своих клиентов;

· клиент (поставщик товара, кредитор) – промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией;

· предприятие (заемщик) – фирма-покупатель товара.

Взаимоотношения между этими сторонами можно рассмотреть на Рис. 14.

 
 

Рис. 14. Организация факторинга

Факторинговые услуги могут предоставляться в двух вариантах:

1. Без финансирования. В этом случае клиент, продавший счет-фактуру факторинговой компании, получает от нее сумму счета-фактуры при наступлении срока платежа.

2. С финансированием: клиент может требовать немедленной оплаты счета-фактуры вне зависимости от предусмотренного срока платежа за товар (услугу).

Стоимость факторинговых услуг складывается из двух элементов:

· комиссии (платы за обслуживание в процентах от суммы счета-фактуры);

· процентов, взимаемых при досрочной оплате представленных документов.

Возможность инкассирования дебиторской задолженности, то есть получения денег по неоплаченным требованиям и счетам-фактурам, особенно привлекательна для мелких и средних предприятии туризма, ибо именно у них проблема временного недостатка ликвидных средств и недополучения прибыли из-за неплатежеспособности должников стоит наиболее остро. Полезность факторинга для предприятий в первичный период их создания и начала деятельности трудно переоценить. Вместе с тем основным препятствием является дороговизна кредита, почти полное отсутствие методической базы факторинговых операций, недостаток справочной и научной литературы, раскрывающей особенности методов проведения таких операций на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства.

6.2.3. Политика комплексного оперативного управления

текущими активами и пассивами

Суть этой политики состоит в определении:

· достаточного уровня и рациональной структуры текущих активов;

· величины и структуры источников финансирования текущих активов.

· Различают агрессивную, консервативную и умеренную политики управления текущими активами.

Характеристики агрессивной ценовой политики:

· отсутствие ограничений в наращивании текущих активов;

· наличие значительного количества денежных средств;

· наличие значительных запасов (характерно для гостиницы, ресторана);

· значительная дебиторская задолженность;

· высокий удельный вес текущих активов в общей сумме всех активов;

· продолжительный период оборачиваемости оборотных средств.

Агрессивная политика способна снять вопрос возрастания риска технической неплатежеспособности, но не может обеспечить повышенную экономическую рентабельность активов.

Характеристики консервативной политики:

· сдерживание роста текущих активов, попытки их минимизировать;

· низкий удельный вес текущих активов в общей сумме всех активов;

· короткий период оборачиваемости оборотных средств.

Такую политику предприятия ведут либо в условиях достаточно определенности ситуации, когда все известно заранее, либо при необходимости строжайшей экономии буквально на всем.

Консервативная политика управления текущими активами обеспечивает высокую экономическую рентабельность активов, но несет в себе чрезмерный риск возникновения технической неплатежеспособности из-за малейшей заминки или ошибки в расчетах.

При умеренной политике управления текущими активами и экономическая рентабельность активов, и риск технической неплатежеспособности, и период оборачиваемости оборотных средств находятся на средних уровнях.

Каждому типу политики управления текущими активами соответствует своя политика финансирования, то есть политика управления текущими пассивами.

В соответствии с этим различают следующие виды политики управления текущими пассивами:

1. Агрессивная политика управления текущими пассивами. Абсолютное преобладание краткосрочного кредита в общей сумме всех пассивов. При такой политике у турпредприятия повышается уровень эффекта финансового рычага. Постоянные затраты отягощаются процентами за кредит, увеличивается сила воздействия операционного рычага, но все же в меньшей степени, чем при преимущественном использовании более дорогого долгосрочного кредита, как это обычно бывает в случае выбора консервативной политики управления текущими пассивами.

2. Консервативная политика управления текущими пассивами. Отсутствие или очень низкий удельный вес краткосрочного кредита в общей сумме всех пассивов турпредприятия. И стабильные, и нестабильные активы при этом финансируются, в основном, за счет постоянных пассивов (собственных средств и долгосрочных кредитов и займов).

3. Умеренная политика управления текущими пассивами. Средний уровень краткосрочного кредита в общей сумме всех пассивов турпредприятия.

Сочетаемость различных типов политики управления текущими активами и политики управления текущими пассивами:

· консервативной политике управления текущими активами может соответствовать умеренный или консервативным тип политики управления текущими пассивами, но не агрессивный;

· умеренной политике управления текущими активами может соответствовать любой тип политики управления текущими пассивами;

· агрессивной политике управления текущими активами может соответствовать агрессивный или умеренный тип политики управления текущими пассивами, но не консервативный.

Можно определить размер средств, которые могут быть помещены на депозит или в ценные бумаги без повышения риска разрыва ликвидности и могут принести прибыль. Это решается через расчет той части выручки от реализации, которая не понадобится на протяжении срока депозита или иного вложения, если тенденции прошлого периода жизни турпредприятия в основном сохранятся (формула 30).

(30)

Сопоставление среднего остатка средств на расчетном счете за соответствующий (равный сроку депозита) период прошлого года с фактической выручкой от реализации за тот же самый период дает долю (в процентах) выручки от реализации, которая могла быть безболезненно отвлечена от хозяйственного оборота. Предполагается, что примерно такая же доля новой выручки может быть и в нынешнем году положена на депозит или использована каким-либо сходным образом.