Экзаменационные вопросы по дисциплине «Биология» 2014г.

1.Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса" Биология", цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира и в практической деятельности людей. Общебиологические закономерности - основа рационального природоиспользования, сохранения окружающей среды, интенсификации сельско­хозяйственного производства и сохранения здоровья человека. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

2.Уровневая организация живой природы и эволюция.

3.Признаки живых организмов. Единство химического состава живой материи. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение наследствен­ность и изменчивость, как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость. Ритмичность, биологические ритмы и их значение. Энергозависимость живых организмов, формы потребления энергии.

4.Многообразие живых организмов. Методы познания живой природы.

5.Клетка элементарная живая система и основная структурно - функциональная единица всех живых организмов. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Краткая история изучения клетки. Клеточная теория строения организмов. Основные положения клеточной теории, современное состояние клеточной теории строения организмов. Методы исследования клетки.

6.Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Макроэлементы, микро­элементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли.

7.Органические материи. Белки, углеводы, липиды и их роль в клетке. Биологические полимеры - белки, структура и свойства белков, функции белковых молекул. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов, моно и дисахаридов. Жиры - основ­ной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии.

8.ДНК - носитель наследственной информации, история изучения. Уровни струк­турной организации, биологическая роль ДНК, генетический код, свойства кода.

9.РНК, структура и функции. Информационные /матричные/, транспорт­ные, рибосомные и регуляторные РНК.

10.Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Вирусы- внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Заболевания, вызываемые вирусами, борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.). Бактериофаги.

11. Прокариотические клетки: форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение.

12.Строение функции эукариотической клетки. Цитоплазма и клеточная мембрана. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, структурные и функциональные особенности мембран. Цитоплазма эукариотической клетки, органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Структура и функции ЭПС, комплекса Гольджи, лизосом.

13.Структура и функции двумембранных органелл цитоплазмы: митохондрии, пластиды. Немемранные органеллы: рибосомы, клеточный центр, цитоскелет, жгутики и реснички. Включения, их роль в метаболизме клеток.

14.Клеточное ядро - центр управления жизне­деятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Кариоплазма. Дифференциальная активность генов, эухроматин. Хромосомы.

15.Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани орга­низма с разной скоростью клеточного обновления. Размножение клеток. Митотический цикл биологический смысл и значение митоза.

16.Обмен веществ и превращения энергии в клетке - основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Автотрофные и гетеротрофные организ­мы. Этапы энергетического обмена. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез.

17.Биологический синтез органических молекул в клетке. Ген. Генетический код.

Этапы синтеза белка.

18.Понятие о гетеротрофном питании. Обмен белков потребности человека в белке и его функции в организме, обмен углеводов, обмен жиров, водно-соле­вой обмен. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме.

19.Организм - единое целое. Многообразие организмов. Размножение важнейшее свойство живых организмов. Бесполое размножение. Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток прос­тейших, спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов, вегетативное размножение. Эволюционное значение бесполого размножения.

20.Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения. Строение половых клеток, типы яйцеклеток. Половой деморфизм и его значение. Гермафродитизм и его значение. Половые клетки высших растений, двойное оплодотворение.

21.Образование половых клеток. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание, мейоз и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Репродуктивное здоровье. Оплодотворение, наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез и его значение в природе.

22.Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Основные закономерности дробления, образование од­нослойного зародыша - бластулы. Гаструляция: закономерности образова­ния двухслойного зародыша - гаструлы. Первичный органогенез и даль­нейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрио­нального развития, эмбриональная индукция: зародышевые листки и их производные, обо­лочки. Индивидуальное развитие человека. Рост и развитие человеческого эмбриона.

\23.Аномалии и пороки развития, их причины и виды. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. Тератогенные факторы. Периоды эмбриогенеза наиболее опасные в плане нарушения эмбрионального развития.

/24.Близнецы, однояйцовые и разнояйцовые, причины появления. Сходство и различие близнецов.

25.Типы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие, полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с мета­морфозом. Прямое развитие. Дорепродуктивный, репродуктивный и пост­репродуктивный периоды. Постнатальное развитие человека, рост организма в онтогенезе. Нейрогуморальная регуляция постэмбрионального развития, факторы необходимые для нормального развития.

\26.Старение и смерть: биология продолжительности жизни. Старение как этап онтогенеза, теории старения, характеристика процессов старения. Продолжительность жизни, борьба за долголетие. Роль социальных факторов влияющих на продолжи­тельность жизни. Смерть как завершение онтогенеза. Клиническая /реанимация/, биологическая смерть.

\27.Понятие о регенерации. Формы регенерации. Значение различных видов регенерации.

\28.Трансплантация органов и тканей, виды. Значение трансплантации. Иммунитет, проблемы иммунологической несовместимости.

29.Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Эмбриональная дивергенизация признаков. Закон К.Бэра. Биогенетический закон (З.Геккель и Ф.Мюллер). Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии орга­низма. Влияние токсических веществ (табачного дыма, алкоголя, нарко­тиков, загрязнения среды и т.д.) на развитие человека.

30.Понятие о генетике ее методы. Понятие об истории развития генетики. Г.Мендель – основоположник генетики.Генетическая терминология и символика. Основ­ные понятия генетики. Признаки и свойства, гены, аллельные гены. Генотип и фенотип организма, генофонд.

31.Законы генетики, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя - закон доминирова­ния.

32. Второй закон Менделя - закон расщепления. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Анализирующие скрещивание.

33.Дигибридное и полигибридное скрещивание: третий закон Менделя - закон независимого комбинирования.

34.Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков: расстояние между генами расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом. Молекулярные основы наследственности. Уровни организации наследственного материала.

35.Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. Полное и неполное доми­нирование. Множественные аллели.

36.Генетическое определение пола, гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

37.Введение в генетику человека. Элементы медицинской генетики. Особенности человека как объекта генетических исследований. Типы наследования признаков у человека, не сцепленное с полом наследование: аутосомно-доминатное, аутосомно-рецессивное. Сцепленное, с полом насле­дование: Х-сцепленное рецессивное наследование, Х- сцепленное доминантное наследование, У-сцепленное наследование, цитоплазматическая наследственность. Изменчивость у человека.

38.Наследственные болезни человека. Причины, способствующие появлению наследственных болезней. Профилактика. Методы изу­чения генетики человека. Медико - генетическое консультирование.

39..Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные, геномные, мутации. Свойства мутации, соматические и генеративные мутации. Причины: частота мутаций, му­тагенные факторы. Эволюционная роль мутаций, значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная измен­чивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости /Н.И.Вавилов/.

40.Фенотипическая или модификационная изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статисти­ческие закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции.

41.Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции растений и животных: искусственный отбор и гибридизация. Формы отбора: индивидуальный и массовый отбор. Отдаленная гибридиза­ция, явление гетерозиса. Искусственный мутагенез.

42.Селекция микроорганизмов. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

43.Биотехнология и генетическая инженерия, ее достижения и перспективы развития. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

44.История развития эволюционных идей. Развитие биологии в додарвинский период. Господство в науке представлений об "изначальной целесообразности" и неизменности живой природы. Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. Значение работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Первые русские эволюционисты.

45.Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина, достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. Эволюционное учение Ч.Дарвина. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно научной картины мира.

46.Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная и эволюционная единица. Понятие и свойства популяций. Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях. Закон Харди-Вайнберга.

47.Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции. Синтез генетики и классического дарвинизма. Формы естественного отбора.

48.Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора.

49.Микроэволюция. Современные представления о видообразовании /С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен/. Пути и скорость видообразования, географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль мутаций, физиологические адаптации. Темпы эволюции.

50.Макроэволюция. Доказательства эволюции. Причины вымирания видов. Главные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс /А.Н.Северцов/. Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: диверген­ция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообраз­ность, постепенное усложнение организации.

51.Мифологические представления о возникновении жизни на Земле. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни, эксперименты Л.Пастера. Теории вечности жизни.

Материалистичес­кие представления о возникновении жизни на Земле. Предпосылки возник­новения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки. Современные представления о возникновении жизни; теория А.И. Опарина, опыты С.Миллера. Теории происхождения протобиополимеров. Эволюция протобиополимеров. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, многоклеточности.

52.Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений. Возникновение позво­ночных /рыб, земноводных, пресмыкающихся/.

53.Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эру. Появление покрытосе­менных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древ­них голосеменных растений и пресмыкающихся

54.Современные гипотезы о происхождении человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида человека разумного в системе животного мира. Доказательства родства человека с млекопитающими животными Признаки и свойства человека как представителя животного царства.

55.Эволюция чело­века: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

56.Свойства человека как биологического вида. Расы, расообразование, единство происхождения человеческих рас. Свойства человека как биосоциального су­щества. Движущие силы антропогенеза, роль труда. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность расизма.

57. Экология– наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое ве­щество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокостное и костное вещество биосферы. Круговорот важнейших биогенных элементов (углерода, азота и др.) в биосфере.

58.Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Биогеоценозы. Компо­ненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомассы.Искуственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

59.Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влаж­ности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды: ограничивающий фактор. Взаимодействие фак­торов среды, пределы выносливости.

60.Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Сукцессии. Смена биогеоценозов. Причины смены и устойчивости экосистем, формирование новых сообществ.

61.Межвидовые взаимоотношения в экосистеме. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения - симбиоз: кооперация, мутуализм, комменсализм, Антибиотические отноше­ния: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения - нейтрализм.Медицинская паразитология. Цели и задачи. Организм как среда обитания для живых организмов. Классификация паразитирующих форм жизни на человеке. Жизненные циклы паразитов. Учение Павловского о природноочаговых заболеваниях.

62. Понятие о типе простейших. Паразиты класса "Саркодовые". Морфология, циклы развития, места обитания, паразитирования, способы заражения и профилактика. Вред, приносимый дизентерийной амебой, кишечной амебой, ротовой амебой. Паразиты класса «Жгутиковые», трихомонады, лямблии, лейшмании. Паразиты класса «Споровики» малярийный плазмодий, токсоплазма. Класс "Инфузории", балантидий.

63. Понятие о гельминтах. Понятие о медицинской гельминтологии. Понятие о типе плоские черви, его медицинское значение. Класс сосальщики. Паразиты человека: печеночный сосальщик, кошачий сосальщик, ланцетовидный сосальщик, легочный сосальщик их морфология, циклы развития, лабораторная диагностика и профилактика.

64. Понятие о классе ленточные черви. Паразиты человека: бычий цепень, свиной цепень, карликовый цепень, широкий лентец, эхинококк, альвеококк. Морфология, циклы развития, пути заражения, патогенное действие, лабораторная диаг­ностика и профилактика.

65. Понятие о типе и классе круглые черви. Особенности строения и распространения. Паразиты человека класса «Круглые черви» аскарида, острица, власоглав, трихинелла, анкилостомиды, ришта. Морфология, циклы развития; пути заражения, патогенное действие, лабораторная диагностика и профилактика.

66. Понятие о паукообразных, ядовитые паукообразные. Класс клещи, строение, циклы развития, профилактика. Переносчики заболеваний собачий, таежный, пастбищный клещ. Возбудитель чесотки - чесоточный зудень, особенности строения, цикл развития, способы заражения.

67. Понятие о классе насекомых. Насекомые переносчики возбудителей паразитарных и инфекционных заболеваний: комнатная муха, блохи, комары, москиты, тараканы. Насекомые постоянные паразиты человека-вши. Строение, размножение и циклы развития, меры борьбы.

68. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Ноосфера. Природные ресурсы. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде.

69. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экология как теоретическая основа, рационального природоиспользования и охраны природы. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Проблемы рационального природоиспользования. Охрана природы: защита от загрязнений сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

70. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, меха­низмы; приборы и т.д).

71. Задача. Что произойдет, если к капле крови человека добавить каплю 10% хлорида натрия.

72.Задача . Если клетки крови поместить в гипотонический раствор, их оболочка лопается, и раствор окрашивается в красный цвет. Объясните, что происходит с эритроцитами, и назовите процесс.

73.Решите задачу. Одна из цепей фрагмента ДНК имеет следующий состав: АГТ-ЦЦЦ-АЦЦ-ГТТ. Основываясь на данной информации, восстановите вторую цепь

74. Решите задачу. Участок гена имеет такую последовательность нуклеотидов: ТТТ-ТАЦ-АЦА-ТГТ-ЦАГ. Определите последовательность нуклеотидов и РНК.

75. Решите задачу. Участок молекулы ДНК имеет следующее строение: АЦЦ-АТА-ГТЦ-ЦАА-ГГА. Определите последовательность аминокислот в пептиде.

76.Решите ситуационную задачу. Джозеф Пристли обнаружил, что при наличии света мышь не гибнет в закрытом сосуде, если там находится живое растение. Почему?

77. Решите ситуационную задачу. Исследование спермы больного показало, что сперматозоиды имеют короткие, недоразвитые жгутики. Предположите, с какими проблемами может столкнуться этот больной.

78. Сколько типов гамет и какие образует особь: а) гомозиготная по доминантному гену; б)гомозиготная по рецессивному гену; в) гетерозиготная?

79. Сколько типов гамет и какие образует особь: а) дигомозиготная (aabb); б)дигетерозиготная (Aa Bb)?

80.Выпишите все типы гамет, образуемые организмами имеющими следующие генотипы: АА, вв, Аа, ААввсс.

81.Решите задачу. Миоплегия (периодические параличи) наследуется как доминантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалиями в семье, если отец гетерозиготен, а мать не страдает миплегией.

82. Решите задачу. Одна из форм гемеролопии (неспособности видеть в сумерках) наследуется как доминантный аутосомный признак. Какова вероятность рождения детей, страдающих гемеролопией от гетерозиготных больных родителей?

83.У человека близорукость доминирует над нормальным зрением, а карие глаза над голубыми. Единственный ребенок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение. Определите генотипы всех трех членов этой семьи.

84.Цвет кожи человека определяется взаимодействием нескольких пар генов по типу полимерии, то есть цвет кожи тем темнее, чем больше доминантных генов в генотипе. Если негритянка (ААВВ) и белый мужчина (аавв) имеют детей, то в какой пропорции можно ожидать появление детей с черной, темной, смуглой и белой кожей? Если ААВВ- черная кожа, АаВВ, ААВв- темная кожа, АаВв, ААвв,ааВВ- смуглая кожа, аавв-белая кожа.

85.Рахит устойчивый к витамину Д (гипофосфатемия), - наследственная болезнь, обусловленная доминантным геном, находящимся в Х – хромосоме. В семье, где отец страдает этим заболеванием, а мать здорова, растут 3 дочери, и три сына. Сколько среди них больных?

86. Доминантный ген А обуславливает развитие у человека нормальных глазных яблок. Ген а детерминирует почти полное отсутствие глазных яблок (анофтальмия) Сочетание генов Аа в генотипе человека определяет развитие глазных яблок малых размеров – микрофтальмию (неполное доминирование). Какое строение глазных яблок унаследует потомство первого поколения, если мужчина, страдающий анофтальмией, женился на женщине с нормальным строением глазных яблок?

87.Альбинизм – наследственная аутосомно – рецессивная патология. Женщина – альбинос вышла замуж за здорового мужчину и родила альбиноса. Какова вероятность (в процентах), что второй ребенок тоже окажется альбиносом?

88.Аутосомный ген, вызывающий в гомозиготном состоянии резкую деформацию конечностей, обуславливает у гетерозигот укорочение пальцев (брахидактилию). Укажите вероятность (в процентах) наличия этой патологии у детей, если ее имеют оба родителя.

89.Решите задачу наследование групп крови в семье, где мать имеет 1 группу крови, а отец 2 группу крови. Определите генотип и фенотип родителей и детей.

90. Решите задачу наследование групп крови в семье, где мать имеет 2 группу крови, а отец 4 группу крови. Определите генотип и фенотип родителей и детей.

91. Решите задачу наследование групп крови в семье, где мать имеет 4 группу и отец 4 группу крови. Определите генотип и фенотип родителей и детей.

92. У мужчины 0 (1) группа крови, у его жены – АВ (4) группа крови. Определите группы крови и генотип их детей.

93. В родильном доме перепутали двух мальчиков. Родители одного имеют О (1) и А (2) группы крови, родители другого А (2) и АВ (4). Анализ показал, что дети имеют О (1) и АВ (4) группы крови. Определите, кто чей сын.

94. У человека присутствие резус фактора обусловлено доминантным геном Д. Отсутствие резус – белка обусловлено рецессивным геном д. Мужчина резус – отрицательной кровью женился на женщине резус положительной кровью. Отец жены имеет резус отрицательную кровь. Каков возможный генотип детей?

95.Составте родословную вашей семьи, проследив наследование любого произвольно выбранного признака (цвет глаз, цвет волос, свободная мочка уха, вьющиеся и прямые волосы и т.д.)

96.Решите задачу: Все клетки больного мужчины имеют 47 хромосом за счет лишней Х – хромосомы. Укажите название этой мутации и все возможные механизмы, а так же вероятность передачи потомству.

97.На таблицах и плакатах найдите органеллы животной клетки. Покажите и назовите функции

98. На таблицах и плакатах найдите органеллы растительной клетки. Покажите и назовите функции.

99. На плакате, найдите и охарактеризуйте фазы митоза.

100. На таблице покажите стадии овогенеза, назовите основные его процессы.

101. На таблице покажите стадии сперматогенеза и овогенеза, назовите основные его процессы.

102. По таблице охарактеризуйте процессы, протекающие во время эмбриогенеза.

103. Поясните, какие правила гигиены нужно соблюдать, чтобы не зара­зиться гельминтами и простейшими.

104. Объясните отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека

105. Объясните влияние мутагенов на человека, растения и животных.