БР как основоположник и проводник ДКП

 

Денежно-кредитная политика – это политика, которая присуща любому современному государству, так как в любом государстве функционируют две сферы: сфера денежного обращения и сфера кредита.

На современном этапе денежное и кредитное регулирование экономики осуществляются монетарными властями в комплексе.

Комплекс взаимосвязанных мер, осуществляемых монетарной властью в денежной, кредитной и валютной сфере для регулирования экономической конъюнктуры и воспроизводственного процесса получил название денежно-кредитной политики, основным проводником которой и является Центральный банк.

Главной функциональной задачей денежно-кредитной политики является обеспечение условий, способствующих достижению макроэкономической стабильности.

Исторически сложилось, что ДКП присущи два типа:

1) политика кредитной рестрикции или «политика дорогих денег»;

2) политика кредитной экспансии или «политика дешёвых денег».

Данные типы ДКП имеют прямо противоположное воздействие. Первая из них проводится в период инфляционного процесса и имеет своей основной целью влиять на уменьшение денежного предложения в стран, вторая проводится в период увеличения деловой активности и влияет на увеличение денежного предложения. Данные типы ДКП в своём арсенале имеют инструменты, среди которых наиболее значимыми являются:

1) процентные ставки;

2) ставки рефинансирования;

3) обязательные резервные требования;

4) операции на открытом рынке.

Рассмотрим их более подробно.

Для оздоровления экономики любой страны путем создания и развития системы рыночных отношений требуется проведение активной процентной политики, особенно при антиинфляционной направленности программы оздоровления экономики страны. Активная процентная политика не может быть разрешена только за счет повышения процентных ставок, так как их потенциальные возможности многомерны и неоднозначны.

При оценке влияния процентных ставок на экономику страны важное значение имеют соотношение номинальных и реальных ставок. В настоящее время существует множество видов процентных ставок, различают официальную дисконтную ставку, ставку денежного и финансового рынка, процент на банковский кредит и др.

Использование ставки рефинансирования связано с самим процессом рефинансирования.

Под рефинансированием подразумевается регулирование кредитной помощи, оказываемой Центральным банком коммерческим банкам, поскольку коммерческие банки не способны полностью удовлетворять потребности экономики в кредитах.

В системе денежно-кредитного регулирования механизм

рефинансирования рассматривается как политика потому, что он обладает двояким эффектом: количественным и стоимостным. Количественный эффект выражается в размерах рефинансирования и объемах изменения денежной массы, стоимостный – во влиянии на сумму рефинансирования и банковскую ликвидность. Повышение стоимости рефинансирования снижает его объем, если спрос на банковский кредит чувствителен к его стоимости. Центральный банк предоставляет коммерческим банкам краткосрочные кредиты под залог определенных обязательств либо путем переучета по фиксированному проценту, либо на денежном рынке по переменной ставке.

Рефинансирование Центральным банком происходит только тогда, когда коммерческие банки нуждаются в нем. Для того чтобы коммерческие банки не были чрезмерно ликвидными и используются нормы обязательных резервов при осуществлении соответствующей политики. Целью данной политики является – усиление зависимости кредитных учреждений от рефинансирования со стороны Центрального банка и ужесточения таким образом контроля за их ликвидностью. В настоящее время эта система является дополнительным инструментом воздействия на банковскую ликвидность. Снижают банковскую ликвидность, сокращая кредитоспособность коммерческих банков, повышение такого инструмента денежно-кредитной политики – как нормы обязательных резервов и уменьшение объема рефинансирования. И, наоборот, сокращение норм обязательных резервов и увеличение рефинансирования повышают ликвидность коммерческих банков и расширяют возможность кредитования экономики.

Блокирование резервов строго в соответствии с установленными нормами носит обязательный характер, и потому политика норм обязательных резервов выступает наиболее административным элементом воздействия на состояние банков и является косвенным инструментом контроля за денежной массой.

Последним и наиболее прогрессивным на данный момент инструментом ДКП являются операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке предполагают использование самой политики открытого рынка.

Политика открытого рынка представляет собой ориентированный на гибкое регулирование процентных ставок рыночный механизм. Эта политика может гармонично сочетаться с набором «реальной» процентной ставки в качестве инструмента денежно-кредитной политики и успешно включаться в традиционные методы интервенции на денежном рынке со стороны Центрального банка.

Основным условием функционирования этого инструмента является наличие в стране рынка ценных бумаг, покупка и продажа которых позволяетЦентральному банку оказывать воздействие на денежный рынок и потенциальные возможности коммерческих банков в предоставлении кредитов своим клиентам.

Все вышеперечисленные инструменты являются наиболее значимыми, но несмотря на это, любой ЦБ имеет в своём арсенале и другие инструменты – это и валютное регулирование и прямые количественные ограничения и т. д.