Перцепционные цветовые модели

Для дизайнеров, художников и фотографов основным инструментом индикации и воспроизведения цвета служит глаз. Этот естественный «инструмент» обладает цветовым охватом, намного превышающим возможности любого из таких технических устройств, как монитор, сканер, принтер или экспонирующее устройство вывода на плёнку.

Как было показано ранее, цветовые системы этих устройств (RGB и CMYK) являются аппаратно-зависимыми. Так, например, если речь идёт об изображении в RGB, то соответствие базовых цветов, а также точка белого, определяется качеством применённого в мониторе люминофора и настройками экрана. В результате на разных мониторах один и тот же цвет изображения выглядит по-разному. Влияние аппаратной зависимости в модели CMYK ещё более очевидно, поскольку на соответствие цветов оказывают влияние характеристики реальных красок, особенности оборудования, печатного процесса и носителя. В связи с этим актуальной является задача описания цветов аппаратно-независимым способом, то есть способом, определяющим цвета без учёта особенностей технологии их воспроизведения.

Для устранения аппаратной зависимости был разработан ряд так называемых перцепционных (или интуитивных) цветовых моделей. В их основу положен способ описания цветов так, как они воспринимаются человеком, точнее «стандартным наблюдателем», а именно – раздельное определение яркости и цветности. Такой подход упростил проблему согласования цветов и позволил обращаться с цветом на интуитивно понятном уровне. К моделям, использующим концепцию разделения яркости и цветности, относятся применяемые в компьютерной графике HSB и Lab.