Анализ деловой активности организации.

Термин «деловая активность» используется для анализа текущей производственной и коммерческой деятельности предприятия. Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данной организации и родственных ей по сфере приложения капитала компаний. Такими качественными (т. е. неформализуемыми) критериями являются:

– широта рынков сбыта продукции;

– наличие продукции, поставляемой на экспорт;

– репутация коммерческой организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами коммерческой организации, в устойчивости связей с клиентами и др.

Кол-венная оценка и анализ деловой активности могут быть сделаны по двум направлениям:

– степени выполнения плана по основным показателям и обеспечению заданных темпов их роста;

– уровню эффективности использования ресурсов коммерческой организации.

Текущая деятельность любой коммерческой организации может быть охарактеризована с различных сторон. Основными оценочными показателями традиционно считаются:

– объем реализации;

– прибыль.

Рост показателей в динамике является положительной тенденцией в развитии фирмы, а наиболее оптимальным соотношением является соотношение темповых показателей:

100 % < Tc < Tr < Tp, где Tc –темп изменения активов фирмы; Tr – темп изменения объема реализации; Tp – темп изменения прибыли.

– неравенство 100 % < Tc означает, что экономический потенциал фирмы возрастает, т.е. масштабы ее деятельности увеличиваются. Наращивание активов компании нередко является одной из основных целевых установок.

– неравенство Tc < Tr указывает на то, что по сравнению с увеличением экономического потенциала объем реализации возрастает более высокими темпами, т. е. ресурсы фирмы используются более эффективно, повышается отдача с каждого рубля, вложенного в компанию.

– из неравенства Tr < Tp видно, что прибыль возрастает опережающими темпами, что свидетельствует, как правило, об имевшемся в отчетном периоде относительном снижении издержек производства и обращения как результате действий, направленных на оптимизацию технологического процесса и взаимоотношений с контрагентами.

Приведенную систему неравенств можно условно назвать «золотым правилом экономики предприятия», или экономической нормалью, понимаемой как наиболее желаемое, т.е. «нормальное» соотношение между темповыми показателями базовых характеристик.

Показатели оборачиваемости – относительные и характеризуют эффективность использования ресурсов (имущества) предприятия.

Алгоритм расчета показателей оборачиваемости состоит в том, что выручка от реализации делится на величину показателя, оборачиваемость которого анализируется.

Оборачиваемость актива, единицей измерения которой служит количество оборотов, рассчитывается по формуле:

Оборачиваемость актива = В/Аср, где В - выручка, Аср - средняя стоимость активов периода

Показатели оборачиваемости в оборотах показывают, сколько раз обернулся в отчетном периоде тот или иной оборотный актив.

Среднюю величину актива определяют исходя из бухгалтерского баланса по формуле среднего арифметического: Аср = (Он.п + Ок.п)/2, где Аср – средняя величина активов за расчетный период; Он.п – остаток активов на начало расчетного периода; Ок.п – остаток активов на конец периода.

Показатель оборачиваемости в днях, т.е. продолжительность оборота, рассчитывается по формуле:

Показатель оборачиваемости в днях = D/Показатель оборачиваемости в оборотах , где D – количество дней в исследуемом периоде (квартал, полугодие, год).

Показатели оборачиваемости в днях показывают, на сколько дней обездвижены денежные средства в оборотных активах. Снижение показателя считается благоприятной тенденцией.

Аналогичным образом рассчитывается коэффициент оборачиваемости оборотных средств, коэффициент оборачиваемости запасов, коэффициент оборачиваемости готовой продукции и множество других коэффициентов.