УПРАЖНЕНИЯ

1. На основе анализа данного текста установите предмет философии и основной метод его исследования: «Философия не может иметь своего специфического объекта, поскольку её единственный, неспецифический объект – мышление самого философствующего, а то, о чём философствующий мыслит, когда он мыслит, – вторично, случайно и временно» (Пятигорский А. М. Непрекращаемый разговор. – СПб. : Азбука-классика, 2004. – С. 404).

2. На основе анализа текста сформулируйте основную цель философа, средства и способы её достижения: «Философ: это человек, который постоянно переживает необыкновенные вещи, видит, слышит, подозревает их, надеется на них, грезит о них; которого его собственные мысли поражают как бы извне, как бы сверху и снизу, как привычные для него события и грозовые удары; который, быть может, сам представляет собой грозовую тучу, чреватую новыми молниями; это роковой человек, постоянно окружённый громом, грохотом и треском и всякими жутями. Философ: ах, существо, которое часто бежит от самого себя, часто боится себя, – но которое слишком любопытно для того, чтобы постоянно снова не «приходить в себя», не возвращаться к самому себе» (Ницше Ф. «По ту сторону добра и зла», § 292).

3. По аналогии с данным афоризмом сформулируйте высказывания по поводу любви, знания, жизни, смерти: «Истинно путешествующий не ведает куда он направляется» (Лао-цзы).

4. Установите правильное соотношение между мифическими персонажами и их атрибутами: а) Афродита, Ариадна, Ахиллес, Сизиф, Фемида, Пандора, Геракл; б) пята, камень, львиная шкура, нить, ящик, пена, весы.

5. Обоснуйте несостоятельность данного умозаключения: «Любите врагов ваших. Сатана – враг человеческого рода. Следовательно, нужно любить Сатану».

6. Установите правильное соотношение между когнитивными концептами и терминами: а) астрология, алхимия, каббала, теософия, суфизм; б) «доктрина Богопознания», «сокровенная мудрость», «откровение Бога в сердце», «философский камень», «гороскоп».

7. По аналогии с данным афоризмом сформулируйте ещё одну неразрешимую дисгармонию бытия: «Мы изначально нелогичные и потому несправедливые существа и можем познать это; и это есть одна из величайших и самых неразрешимых дисгармоний бытия» (Ницше Ф. «Человеческое, слишком человеческое»; Отдел первый: «О первых и последних вещах», § 32).

8. Сократ говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают и этого». Основываясь на смысле данного афоризма, установите, что могут знать те люди, о которых говорит Сократ?

9. На основе анализа данного высказывания определите, признаёт ли автор наличие в процессе мышления неосознаваемых элементов, т.е. нечто такое, чего познающий субъект в принципе не может осознавать: «Познавательным принципом, субъектом новой философии является не Я, не абсолютный, то есть абстрактный, дух, – словом, не разум, взятый в абстрактном смысле, но действительное и цельное человеческое существо. Реальностью, субъектом разума является только человек. Мыслит человек, а не Я, не разум» (Л.А. Фейербах).

10. По аналогии с данным афоризмом сформулируйте определение личности и её первоначальную цель: «Государство есть мудрая организация для взаимной защиты личностей; если чрезмерно усовершенствовать его, то, в конце концов, личность будет им ослаблена и даже уничтожена – т.е. будет в корне разрушена первоначальная цель государства» (Ницше Ф. «Человеческое, слишком человеческое»; Отдел пятый: «Признаки высшей и низшей культуры», § 235).

11. На основе анализа текста выделите: а) основные условия функционирования культуры; б) факторы, обусловливающие её деградацию: «Не может быть культуры там, где нет возможности апелляции к принципам гражданской справедливости. Нет её и там, где нет уважения к определённым позициям, обладающим интеллектуальным авторитетом, к которым можно было бы обратиться в споре как за последним бесспорным аргументом. Культуры не может быть и там, где экономические отношения не подчиняются правилам свободного передвижения, являющимся гарантией свободы. Не может быть культуры там, где полемика в области эстетики не приводит к признанию необходимости существования произведений искусства» (Ортега-и-Гассет Х. «Дегуманизация искусства» и другие работы. Эссе о литературе и искусстве : сборник. – М. : Радуга, 1991. – С. 98).

12. Расположите знаки препинания таким образом, чтобы данное высказывание выражало а) оптимистическую; б) пессимистическую позиции: «Счастье в мире невозможно нам вещуют это ложно быть счастливым слишком сложно говорят нам всё возможно непреложна радость жизни».

13. Поясните, каковы философские основания смысловых различий следующих утверждений: «всё познать нельзя» и «ничего познать нельзя».

14. В чём заключается основной смысл данного утверждения: «Истинная, подлинная и абсолютная свобода – это свобода от всего, в том числе, и от самой свободы».

15. «Жизнь есть трагедия для тех, кто чувствует» (Гераклит Эфесский). «Жизнь есть комедия для тех, кто мыслит» (Демокрит Абдерский). Используя смыслы данных афоризмов, завершите следующее изречение: «жизнь есть драма для тех, кто …..».

16. Сформулируйте вопрос, на который уже дан следующий правильный ответ: трансцендентальный идеализм.

17. Древнегреческий философ Парменид утверждал, что мысль и бытие тождественны («одно и то же есть мысль и то, о чём мысль существует»). Являются ли тождественными по смыслу утверждения: а) «мысль о бытии мысли о бытии творит само бытие мысли»; б) «бытие мысли о бытии мысли создает саму мысль о бытии».

18. «Существует глубокая общность форм между дифференциальным исчислением и династическим государственным принципом Людовика IV, между государственным устройством античного полиса и Евклидовой геометрией, между пространственной перспективой западной масляной живописи и преодолением пространства при помощи железных дорог, телефонов, дальнобойных орудий, между контрапунктической инструментальной музыкой и экономической системой кредита» (О. Шпенглер «Закат Европы», Т.1). Используя данный ряд образных соотношений, укажите, какие современные открытия в науке и достижения в искусстве можно соотнести с президентской формой правления.

19. По аналогии с данным определением утопии сформулируйте смысловые определения а) антиутопии; б) дистопии: «Утопия – описание или изображение общества, альтернативного своим совершенством всем ныне существующим и ранее существовавшим обществам».

20. По аналогии с общеупотребимыми противоположностями (например, день-ночь, верх-низ, лево-право, жизнь-смерть и пр.) укажите понятия противоположные по смыслу следующим: идеал, уникальное, культура, божественное, совесть, абсолютное, красота.