на 2012-2013 учебный год

1. Зарождение философии: где и когда

2. Веды, 4 составные части Вед

3. Проблема начала бытия в древнеиндийской философии: брахман и атман

4. Сущность ортодоксальных учений в древнеиндийской философии

5. Сущность неортодоксальных учений в древнеиндийской философии

6. Астика в философии Древней Индии.

7. Настика в философии Древней Индии

8. Понятие сансары в древнеиндийской философии

9. Понятие кармы в древнеиндийской философии

10. Локаята – основное материалистическое учение Древней Индии: основные идеи: о 4-х первоэлементах; гедонизмв трактовке смысла жизни

11. Философия буддизма. 4 благородные истины буддизма.

12. Страдание есть суть человеческой жизни по буддизму

13. «Средний путь» - главная идея буддизма.

14. Конечная цель человеческих усилий, освобождение по буддийскому учению.

15. Философия конфуцианства. «Лунь юй».

16. Управление на традициях, ритуале и добродетели – основной принцип учения Конфуция (Кун фуцзы).

17. Основные понятия конфуцианства: жэнь, «шу», «ли», «чжунюн», «сяо».

18. «Благородный муж» – социальный идеал Конфуция.

19. Главная идея даосизма.Лао-цзы – основоположник даосизма. Понятия «дао», «у-вэй».

20. Моизм и принцип «всеобщей любви».

21. Легизм – философия сильной государственной власти.

22. Характерные черты античной философии: космоцентризм, онтологизм, стихийная диалектика.

23. Представление о сущности человека характерное для античной философии.

24. Милетская школа – первая материалистическая философская школа античной Греции. Основные представители. Фалес – основоположник Милетской школы.

25. Основная философская проблематика Милетской школы – вопрос о первоосновах всего сущего. «Архэ» и «стойхейон» у Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена.

26. Учение Гераклита о всеобщем изменении и противоречивости всего сущего. Принцип «пантареи» («все течет»).

27. Проблема первоначала по Гераклиту.

28. Философия Пифагора – автора термина «философия». Первый принцип и первооснова мира по Пифагору. «Все есть число»

29. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон.

30. Понятие бытия как главная проблема философии Парменида. «Бытие есть, а небытия нет».

31. Антропоморфизм Ксенофана – представителя элейской школы. «Каков человек – таков его Бог».

32. Апории Зенона.

33. Основатели атомистики – вершины античного материализма – представители школы.

34. Школа софистов -от физиса и космоса к проблеме человека.

35. Агностицизм софистов. «У каждого человека своя истина».

36. Философия Протагора. «Человек – есть мера всех вещей».

37. Этический рационализм Сократа. «Добродетель есть знание».

38. Философский девиз Сократа – «Знаю, что ничего не знаю».

39. «Майевтика» - философский метод Сократа, его суть.

40. Философия Платона – создателя системы объективного идеализма. Учение об идеях – «мир идей» и «мир чувственных вещей».

41. Учение Платона об идеальном государстве, главная цель которого достижение благой жизни. Социальная структура идеального государства по Платону. Правители – философы.

42. Академия Платона.

43. Философия Аристотеля – энциклопедиста, систематизатора философских и научных знаний в античной Греции, основателя формальной логики.«Логика есть орудие научного познания».

44. Философская школа Аристотеля.

45. Человек по определению Аристотеля. «Человек – политическое животное».

46. Философия асоциальной свободы (вне общества) киников.

47. Философские идеи эпикуреизма: атомизм, этика, гедонизм. «Сад» Эпикура.

48. Философия стоицизма. Идеал человекав понимании стоиков.

49. Воздержание от суждений («эпохе») - основная идея философии скептицизма.

50. Основные принципы (основания) философии христианского средневековья: теоцентризм, креационизм, проведенциализм, их суть.

51. Статус философии в западноевропейской философии средневековья - «Философия – служанка теологии, богословия».

52. Бытийное отношение бога и человека в средневековой западноевропейской философии. Человек есть образ и подобие Бога.

53. Суть догматизма –как метода средневековой теологической философии.

54. Проблема соотношения веры и разума по Тертуллиану. «Верую, ибо нелепо».

55. Патристика и схоластика - 2 основных этапа и формы христианской философии.

56. Учение христианских отцов церкви.

57. Учение Аврелия Августина – христианского теолога, развивающего идея христианского платонизма. Основные идеи трактата «О граде Божьем» А. Августина.

58. Проблема универсалий (природы общих понятий) в схоластической средневековой философии. Номинализм и реализм в споре об универсалиях.

59. Фома Аквинский – создатель томизма. «Сумма теологии», «Сумма против язычников». 5 доказательств существования Бога.

60. Монотеистическая религиозность как основа арабоязычной философии средневековья

61. Школа мутакалимов и мутазилитов.

62. Аль-Кинди – первый философ арабов и восточного аристотелизма.

63. Аль-Кинди, аль-Фараби, ибн-Сина, ибн- Рушд – представители восточного перипатетизма (аристотелизма).Энциклопедическая образованность как черта представителей восточного перипатетизма.

64. Философия аль-Фараби – «Второго Учителя». Идеал общественного устройства в этико-социальном трактате «О взглядах жителей добродетельного города». Правители добродетельного города по аль-Фараби.

65. Фалсафа (принцип рационализма) – основа философии восточного перипатетизма.

66. Ибн Рушд (Авероэсс) - автор теории о «двойственной истине». Соотношение разума и веры в трактовкеИбн Рушда.

67. Философия суфизма. Аскетический образ как практическая реализация этических норм в суфизме.

68. Аль-Газали – представитель суфизма в арабомусульманской философии средневековья. Критика восточного аристотелизма и аристотелевских воззрений в целом в трактате «Опровержение философов».

69. Характерные черты мировоззрения и философии эпохи Возрождения: эстетизм, антропоцентризм, гуманизм, поиск индивидуальности.

70. «Человек – творец, художник»; преобладание эстетического начала человека над нравственным - понимание характерное для философии Ренессанса.

71. Человек как основная проблема философии гуманистов Ренессанса. Величие и могущество человека – сущность гуманизма ренессанса

72. Основные представители итальянского гуманизма.

73. Ф. Петрарка – первый гуманист, отец «гуманизма».

74. Идеи Эпикура в воззрениях итальянского гуманиста Лоренцо Валлы. «О наслаждении как истинном благе».

75. Натурфилософия эпохи Возрождения, ее представители, пантеизм.

76. Новая картина бытия - идеи гелиоцентризма Н. Коперника.

77. Социально-политическая философия Н. Макиавелли. Цель оправдывает средства – основной тезис учения Н. Макиавелли.

78. Социально-утопическая философия Т. Мора. «Утопия».

79. Идеи утопизма в философии Т. Кампанеллы. «Город Солнца».

80. Философия Реформации. Мартин Лютер – основатель немецкого реформационного движения. Чистая вера как «божий дар» в спасении человека.

81. Наукоцентризм как основная черта философии Нового времени.

82. Ф. Бэкон – основоположник эмпиризма Нового времени. «Знание –сила».

83. Новая теория индукции в основании новой науки по Ф. Бэкону.

84. Учение об «идолах» - заблуждениях, ошибках , препятствующих познанию.

85. Р. Декарт – основоположник методологии рационализма в философии Нового времени». «Мыслю, следовательно, существую».

86. Суть «картезианского сомнения».

87. Разработка метода познания – дедукции Р. Декартом.

88. Дуализм Декартав учение о субстанции: протяженная (материальная) и мыслящая (духовная).

89. Социально-политическая философия Т. Гоббса. «Левиафан». «Война всех против всех».

90. Сенсуализм Д. Локка. Идея «tabularasa» («чистая доска»). «Нет ничего в уме, чего раньше до этого не было в чувствах».

91. Монадология Лейбница. Монада (духовная единица бытия) – ключевое понятие философской системы Лейбница

92. Учение об единой субстанции (природе) Б. Спинозы.

93. Культ науки и прогресс человечества как исходная идея философии Просвещения XVIIIв.

94. Механистический материализм и натурфилософия XVIIIв.: представители.

95. Идеи деизма в философии Просвещения XVIIIв.

96. Натурфилософия Д. Дидро – выдающегося философа-материалиста XVIIIв., автора идеи создания «Энциклопедии».

97. Географический детерминизм Монтескье

98. Философия Ламетри. «Человек – машина».

99. Немецкая классическая философия – идеалистическое и материалистическое направление, их представители.

100. Философия И. Канта – основоположника немецкой классической философии: основные понятия – «вещь в себе», «ноумен», «феномен», «априоризм»

101. Агностицизм и априоризм о наличии границ познавательной способности человека. Учение об антиномиях (неразрешимых противоречиях) И. Канта

102. Два вида знаний по И. Канту: априорное (доопытное) и апостериорное (полученное в результате опыта).

103. Этический закон И. Канта – «категорический императив». «Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом».

104. Творчество Г. Гегеля – вершина немецкой классической философии, объективный идеализм. Абсолютная идея – основное философское понятие теории объективного идеализма Гегеля.

105. Диалектика Гегеля – вклад в развитие философии: в установлении в философии понятий процесса, развития, истории. Разработка основных законов и категорий диалектики с позиции объективного идеализма. «Триада»: тезис – антитезис – синтез.

106. Гегель о предмете философии: «Философия есть эпоха схваченная мыслью».

107. Антропологический материализм Л. Фейербаха – «философия будущего» - учение о человеке.

108. Атеистически-антропологическая теория Л. Фейербаха – проблема бога связанная с антропологией. Корни религии. Религия «любви». «Человек человеку – Бог.

109. Философия марксизма. Диалектический и исторический материализм – историческая форма материализма. Общественное бытие определяет общественное сознание - одно из основных положений исторического материализма.

110. Теоретические источники марксизма.

111. Формационная теория исторического развития К. Маркса. Понятие «общественно-экономическая формация». Уничтожение эксплуатации, пролетарская революция и установление диктатуры пролетариата – условия перехода от капиталистической формации к коммунистической.

112. Социально-экономические факторы и классовая борьба как детерминанты общественного развития в трактовке марксистской философии.

113. Марксистское понимание сущности человека. «Человек – есть совокупность общественных отношений».

114. Позитивизм и его три исторические формы. О. Конт – основоположник позитивной философии.

115. Главная идея неопозитивизма. Верификация – основной принцип неопозитивизма, его суть.

116. Постпозитивизм как философское направление, настаивающее на развитии знания, посредством коренных преобразований, научных революций.

117. Сущность иррациональной философии (иррационализма). Основатели иррационализма, критики принципа рационализма – А. Шапенгауэр, Ф. Ницше.

118. Волюнтаризм и пессимизм А. Шопенгауэра.

119. «Философия жизни». Определение жизни как потока, изменения, творчества.

120. Основные положения философии Ф. Ницше: «воля к власти», идея «Сверхчеловека», нигилизм – «Бог умер», религия и рабская мораль.

121. Понимание бытия в философских концепциях XX в.

122. Экзистенциализм – философия существования. Бытие человека в центре философии экзистенциализма.

123. Представители французской школы экзистенциализма

124. Экзистенциальные идеи А. Камю. Категория «абсурда» и «бунта» в философии А. Камю

125. Философия психоанализа – исследование природы бессознательного З. Фрейд – основатель психоанализа. Теория либидо, сублимация

126. Понятие «архетип» в «аналитической психологии» К.Г. Юнга

127. «Индивидуальная психология» А. Адлера. Понятие «комплекса неполноценности»

128. Социопсихологизм Э. Фромма – взаимодействие психоаналитических и социально-экономических факторов в процессе общественного развития; соединение марксизма и психоанализа

129. Герменевтика как учение и метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов

130. Зарождение русской философии. Киевский митрополит Илларион – первый русский философ

131. Основополагающие идеи русской философской мысли: идеи богочеловечества, всеединства, свободы человеческой личности, русская идея

132. Мировоззрение Ф.М. Достоевского как основа западного экзистенциализма

133. Философия ненасилия и всеобщей любви Л.Н. Толстого

134. Полемика славянофильства и западничества о будущих путях развития России

135. Философия положительного всеединства В.С. Соловьева

136. Идеи экзистенциализма в творчестве Н. Бердяева

137. Сущность русского космизма

138. Космоцентризм как главная особенность традиционной философии казахов. Структурная иерархия Космоса в мировоззрении казахов. Тенгри – верхний мир, тенгрианство.

139. Философия казахского Просвещения. Ч. Валиханов – основоположник казахского Просвещения. Проблема шаманства и философия политики и права Ч. Валиханова

140. Абай Кунанбаев – казахский просветитель, основоположник казахской письменной литературы. Требование о критическом подходе и преобразованиях современного казахского общества. «Слова назидания»

141. Главный принцип нравственно-этической философии – «Будь человеком». Человек – хозяин и создатель своей судьбы.

142. И. Алтынсарин с идеей о роли знания, просвещения в прогрессе общественной жизни и жизни человека

143. Проблема человека и его бытия в философии Ш. Кудайбердиева. Наука о совести. Три истины: вера, наука, совесть

144. Этимология термина «философия»

145. Определение философии как науки

146. Основные функции философии. Мировоззренческая функция – главная функция философии

147. Понятие мировоззрения

148. Исторические типы мировоззрения. Истоки философии. Что их объединяет? Отличие философии от мифологии и религии

149. Понятие религии.

150. Понятие теоцентризма

151. Понятие деизма

152. Понятие пантеизма

153. Понятие монотеизма и политеизма

154. Онтология как учение. Бытие как исходная категория философии

155. Основной вопрос философии, его две стороны: онтологическая и гносеологическая

156. Материализм и идеализм как философские направления.

157. Основные формы материализма с точки зрения исторического развития

158. Две главные разновидности идеализма: объективный и субъективный, их суть

159. Монизм, дуализм, плюрализм как философские точки зрения

160. Философское определение материи. Ленинское определение материи.

161. Понятие атрибута материи.

162. Движение, пространство, время как атрибуты и формы бытия материи

163. «Время» как философская категория

164. Диалектика, ее изначальная форма

165. Диалектика как философская теория и метод

166. Альтернативы диалектики как метода философии: метафизика, эклектика, догматизм.софистика

167. Три основных закона диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей – ядро диалектики, раскрывающий источник развития

168. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений указывающий механизм развития, переход от старого к новому.

169. Закон отрицания отрицания о направленности развития, характеризующийся необходимостью, цикличностью и преемственностью

170. Натурфилософия как философия природы

171. Гносеология как философское учение

172. Гностицизм и агностицизм в решении проблемы познаваемости мира

173. Рационализм как гносеологическая концепция

174. Эмпиризм как гносеологическая концепция

175. Сенсуализм как гносеологическая концепция

176. Основные формы познания: чувственное и рациональное

177. Формы чувственного познания

178. Формы рационального познания

179. Уровни научного познания: эмпирический и теоретический

180. Понятие практики

181. Социальная философия как философское учение. Социальный мир во всем многообразии и единстве есть объект социальной философии

182. Определение понятия «общество»

183. Два подхода в типологизации этапов общественного развития: формационный и цивилизационный

184. Понятие социальной структуры общества

185. Философская антропология как учение

186. Логика как учение

187. Этика как учение. Исходные категории нравственности – добро и зло.

188. Эстетика как учение

189. Аксиология как учение

190. Детерминизм как учение о всеобщей причинной обусловленности явлений

191. Понятие гедонизма

192. Понятие «архэ»

193. Основные подходы к определению сущности человека: биологизаторский (натуралистический); социологизаторский, теологический

194. Понятие личности

195. Процесс социализации личности

196. Понятие антропогенеза

197. Понятие антропоцентризма

198. Понятие «Я» в философском смысле слова как интегральное ядро духовного мира человека, его регулятивный центр