СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.

Абсолютная идея – основная категория в философии Гегеля, обозначающая первоначало, которое саморазвивается по трем восходящим ступеням: сфера чистой мысли - логика, природа, общество.

Абсолютный дух – в философии Гегеля – конечное звено развития абсолютной идеи в форме искусства, религии и философии.

Агностицизм – учение, ограничивающее возможности познания; в своих крайних проявлениях, признающее невозможность познания мира. Представители: Д. Юм, И. Кант.

Анамнезис - (припоминание) – в философии Платона - процесс познания, состоящий из воспоминаний души об идеях, которые она созерцала (познавала) до ее соединения с телом.

Антиномия (противоречие в законе) – противоречие между несколькими положениями, из которых каждое логически недоказуемо, поэтому имеет законную силу. Смотри учение И. Канта об антиномиях.

Архе – в древнегреческой философии термин, означающий первоначало всех существующих вещей. Например, у Фалеса – вода, у Гераклита – огонь, у Демокрита – атомы.

Атомизм (атомистическая философия) – учение о том, что все вещи состоят из атомов, которые существуют вечно и находятся в постоянном движении. Смотри философию Демокрита.

«Вещь в себе» - по Канту, вещь, существующая сама по себе, независимо от познающего субъекта, закрытая для познающего субъекта сущность.

Врожденные идеи – в философии Р. Декарта знания, которые не могут быть приобретены, поскольку они не имеют отношения к чувственному миру (например, математические и логические аксиомы, моральные ценности). В настоящее время существует тенденция рассматривать врожденные идеи как наследственно приобретенные.

Гилозоизм - учение, утверждающее, что жизнь присуща материи, то есть все предметы материального мира являются одушевленными, способными ощущать, мыслить: «И камень чувствует». (Фалес, Дидро). Термин «гилозоизм» часто употребляется как синоним панпсихизма.

Гносеология (от греч. - познание и учение) – а) учение о познании, б) философская теория, изучающая общие принципы, формы и методы человеческого познания. Термин «гносеология» часто употребляется как синоним эпистемологии.

Движение – в широком смысле – всякое количественное и качественное изменение.

Дедукция – метод, позволяющий выводить частное из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному. Смотри правила метода дедукции в философии Декарта.

Диалектика (от греч. - искусство вести беседу) – 1) искусство спора, аргументации; 2) учение о всеобщей взаимосвязи, взаимодействии всех предметов и явлений действительности, а, следовательно, и их движении; 3) метод познания, требующий изучать явления в их развитии, взаимосвязи, противоречивости. (См. Гераклит, Сократ, Гегель, марксизм).

Идеализм – философское направление, признающее первоосновой мира идеальное, духовное начало: Бог, Дух, Мировая Воля, Абсолютная идея, человеческое мышление, ощущения. Материальное, телесное – это продукт или способ проявления идеального.

Индукция – метод мышления или способ получения знаний от частного к общему. Противоположность – дедукция. См. философию Ф. Бэкона.

Категорический императив– в философии Канта общезначимое нравственное предписание, правило, выражающее долженствование, принуждение поступать так, а не иначе: поступай с другими так, чтобы правило твоего личного поведения могло стать правилом для всех.

Логос – первоначально – слово, речь, язык; у Гераклита – мировой закон, мировой разум, безличная закономерность Вселенной, которая возвышается даже над богами.

Майевтика (от греч. - повивальное искусство) – этим словом Сократ в шутку назвал свой вопросно-ответный метод беседы, свою диалектику, как искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью наводящих вопросов.

Материализм – направление, признающее основой (первоначалом) всех вещей материю или материальное начало, а сознание – вторичным. Материя (первоначало) никем не сотворена, она существует вечно.

Метафизика (от греч. – то, что за физическим) – 1) так в Ш веке нашей эры стали называть сочинения Аристотеля, в которых рассматривались проблемы, относящиеся к «первой философии», то есть к философии, анализирующей вечное и неизменно бытие Бога, Первопричины; 2) в средние века под метафизикой понимали философию в целом, особенность которой заключалась в ее умозрительности, то есть удаленности от опыта, эксперимента, практики, зарождающейся науки и, в целом, от жизни; 3) начиная с Гегеля и, особенно в марксистской философии под метафизикой стали понимать метод познания противоположный диалектике, отрицающий возможность качественного развития мира, явлений через противоречия.

Мировоззрение – система знаний и убеждений, нравственных норм, идеалов, целей, ценностей, человека, определяющих его поведение и отношение к миру и другим людям. Мировоззрение можно уподобить рамке, через которую человек смотрит на мир и оценивает его.

Натурфилософия – философия природы (Фалес, Гераклит, Демокрит).

Объективный идеализм - философское направление, признающее первоосновой мира сверхчеловеческое духовное начало. С точки зрения объективного идеализма мир (материя), человек и его сознание рассматриваются как проявление или порождение какого-то высшего, сверхчеловеческого духовного (идеального) мирового начала – Платон, Гегель, неотомизм.

Онтология – учение о бытии.

Рационализм (от лат. – разумный) – направление в гносеологии, признающее разум основой (источником) правильного знания и поведения людей. Чувственное познание, с этой точки зрения, ведет к недостоверному знанию. См. философию Р. Декарта.

Сенсуализм (от лат. – чувство, ощущение) – философское направление, признающее чувственную форму познания (ощущения, восприятия) главным источником правильного знания. См. философию Д. Локка.

Солипсизм – точка зрения, согласно которой единственно существующим является только субъект познания, Я и содержание его сознания. См. философию Дж. Беркли.

Субъективный идеализм – направление в философии, утверждающее, что вещи существуют не сами по себе, независимо от человеческого сознания, а лишь потому, что Я (субъект познания) их воспринимает чувствами, ощущениями. Представители: Дж. Беркли, Д. Юм, позитивизм.

Философия - особый способ теоретического, абстрактного познания мира и человека в их взаимодействии.

Эйдос (от греч. - образ, вид) – в философии Платона - первоначала всех вещей и явлений, идеи, некие вечные, неизменные, нематериальные образования. Эйдосы, идеи невозможно обнаружить при помощи органов чувств.

Эмпиризм ( от греч. – опыт) – направление в теории познания, которое признает, что источником знания является чувственный опыт. Противоположностью эмпиризма является рационализм.