Если нет – этому нельзя помочь.
Все многообразные приемы в гештальт-консультировании направлены на обеспечение психологической поддержки личности, на освобождение человека от бремени прошлых и будущих проблем и возвращение его в изменчивый мир личностного актуального бытия. Потому психотехникам придается в этом направлении большое значение. Наиболее известными из них являются: “экспериментальный диалог”, “идти по кругу”, “перевертыш”, “экспериментальное преувеличение”, “я несу за это ответственность.
“Экспериментальный диалог”. Данная психотехника, известная также под названием “пустой стул”, предназначена для освещения и проработки, как правило, внутренних проблем клиента. Построена на использовании психодрамы, которая происходит между двумя полярными позициями клиента. Диалог осуществляется самим клиентом, который по очереди воспроизводит реплики от имени одной, затем другой психологической позиции. Техника обладает выраженным энергетическим потенциалом, усиливает мотивацию клиента к более адекватному поведению.
Техника “перевертыш” – сущность ее в том, чтобы клиент сыграл поведение, противоположное тому, которое ему не нравится. Эта процедура направлена на принятие клиентом себя в новом для него поведении и на интегрирование в “Я” новых структур опыта.
“Экспериментальное преувеличение” – техника направлена на развитие процесса самоосознания путем гиперболизации телесных, вокальных и др. движений – это обычно интенсифицирует чувства, привязанные к тому или иному поведению (громче и громче повторять фразу, выразительнее сделать жест и т.п.). Техника приводит к развитию внутренней коммуникации.
“Я несу за это ответственность” – прием, используя который, психолог может обратиться к клиенту с просьбой выразить чувство или высказать суждение с обязательным добавлением: “и я несу за это ответственность”.
Таким образом, большая часть техник, используемых в гештальт-консультировании, направлены на то, чтобы побуждать клиента оставаться в потоке актуальных переживаний, а не тратить свою энергию на сожаления о прошлом и на тревоги и опасения, связанные с будущим. С этим положением связано основное понятие и принцип этого направления – “здесь и сейчас”, который выступает не просто декларацией или призывом, а важнейшим моментом консультативного процесса.
Как видим, в рамках гуманистического направления в индивидуальном консультировании взрослых людей в большей степени осуществляется его психотерапевтическая направленность. Консультативный процесс во многом зависит от понимания психологом собственной роли и места психологического знания в индивидуальной и социальной жизни людей. Обоснование определенного воздействия на другого человека опираются на устойчивые параметры психической реальности самого психолога, одной из которых реальностей является концепция жизни. Все индивидуальное многообразие вариантов концепции жизни может быть представлено по шкале сущностных человеческих ориентации, разработанной Э.Фроммом: биофильная ориентация - некрофильная ориентация. Э. Фромм так описывал качества этих ориентации: биофильное ориентирование - любовь к живому, тотальное ориентирование, определяющее образ жизни человека. Он отмечал, что любой живой материи присуща тенденция к сохранению жизни и борьба против смерти (Э. Фромм, 1992.). Человек с биофильной ориентацией видит целое, а не части, он ориентирован на структуры, а не на суммы, установка на жизнь этого человека функциональна, а не механистична, он хочет создавать, влиять на других примером, разумом, силой любви, а не механическим манипулированием другими людьми. Совесть такого человека мотивирована жизнью и радостью.
Человек с некрофильным ориентированием чувствует влечение ко всему неживому, это те люди, которые охотно говорят о болезнях, похоронах и смерти, они живут прошлым, а не будущим. Для таких людей, как считает Э. Фромм, характерна установка на силу, они любят все, что механично. Все жизненные процессы - все мысли и чувства - некрофил превращает в вещи. Э. Фромм необыкновенно точно описал этот тип людей, ими движет глубокий страх перед жизнью, ее непредсказуемостью, неупорядоченностью и рискованностью. Для этих людей важнейшими являются закон и порядок, какими бы они ни были, но это стремление контролировать и упорядочивать противоположно самой сущности жизни - она вся неопределенность, самым определенным в ней является смерть. Взаимодействуя с клиентом, психолог проявляет особенности собственной психической реальности, воздействуя на психический мир клиента. Если реально посмотреть на ситуацию консультирования, станет ясно, что полностью исключить ценности консультанта, мировоззренческие аспекты из консультативного контакта с клиентом просто невозможно, если консультирование понимать как отношения двух людей, а не как нечто механическое или заранее запрограммированное. Консультанту важно о сознавать свои ценности, не скрывать их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Однако ясная ценностная позиция консультанта не подразумевает нравоучений и морализирования. В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые консультантом цели и используемые методы отражают и его философию жизни. Даже прямо не навязывая клиенту свои ценности, однако придерживаясь в работе определенной философии, психолог неизбежно "вносит" в консультирование свое воззрение на систему сущностных вопросов жизни.
Психологическое консультирование, методологической основой которого является гуманистическая парадигма, требует специальной профессиональной подготовки психолога и психологической готовности клиента. Уместно ли предлагать клиенту психотерапевтическую работу, если у него нет такого желания? Ответ очевиден – конечно, нет. В процессе консультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, каким образом они могут изменить поведение или даже сами ценности.