Сущность и необходимость государственного бюджета
Главным средством перераспределения ВВП служат государственные финансы, которые состоят из бюджета и внебюджетных фондов. Через государственные финансы перераспределяются значительная часть ВВП стран с развитой экономикой. В Японии – 1/3 ВВП перераспределяется через государственные финансы, в Швеции – 2/3; во Франции, Норвегии, Нидерландах – 1/2 (как и в России).
Основная часть государственных расходов и доходов проходит через государственный бюджет, включающий в себя бюджеты центрального правительства и местных властей. Централизация финансовых ресурсов в бюджете необходима для финансирования государственных программ, проведения социально-культурных мероприятий, поддержания уровня жизни населения, обеспечения жизнеспособности страны, выдачи отсталым регионам дотаций и т.д. В государственном бюджете находит свое отражение проводимая государством политика. Это - центральное звено финансовой системы, которое как экономическая категория выражает экономические отношения, связанные с образованием централизованного фонда денежных средств государства и его использованием на общегосударственные нужды.
Госбюджет – это финансовый план государства.
Он характеризуется двумя специфическими чертами:
1. Огромные масштабы по объему финансовых ресурсов и разветвленная бюджетная система.
2. Большая маневренность, т.к. в государственном бюджете отсутствует закрепление доходов за расходами.
Государственный бюджет выполняет две функции:
Ø формирование и использование доходов и расходов;
Ø контрольная.
Эти функции находят свое отражение в бюджетном механизме.
При расчете объемов расходов и доходов различают следующие понятия:
Минимальный бюджет - это расчетный объем доходов, покрывающих гарантируемые вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности закрепленных расходов покрывается отчислениями регулирующих доходов, дотаций и субвенций.
Закрепленные доходы - это доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле закреплены на постоянной или долговременной основе.
Регулирующие доходы - которые в целях балансирования доходов и расходов поступают в бюджет в виде процентных отчислений от налогов по нормативам, утвержденным на финансовый год.
Дотации - это сумма, выделенная из бюджета вышестоящего уровня на безвременной основе, в случаях, если регулирующих и закрепленных доходов недостаточно.
Субвенции – это сумма, выделенная из бюджета вышестоящего уровня на определенный срок и на конкретные цели.
Секвестр – это пропорциональное сокращение статей расходной части бюджета, за исключением защищенных статей.
Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных общественных групп как носителей различных социальных, экономических интересов в стране. Это компромисс между:
а) собственниками предприятий и работающими по найму, по вопросам налогообложения собственности, доходов, заработной платы, по поводу бюджетных расходов на социальную сферу;
б) общегосударственными интересами и интересами отдельных групп;
в) промышленными и сельскохозяйственными районами в вопросах распределения налогов и бюджетных дотаций;
г) интересами отдельных отраслей народного хозяйства по поводу налогов, субвенций, субсидий, государственных заказов, льготных кредитов, подрядов на строительство.