Активная и пассивная безопасность водителя

Главный критерий безопасности водителя – это уровень водительского мастерства. Инструмент безопасности – арсенал приемов управления, способный защитить водителя и его пассажиров в любых ситуациях, в том числе в экстремальных. Для российских условий движения (проблемные дороги, нарушения правил и дисциплины дорожного движения, сложные погодные условия) требуется более серьезный уровень надежности и самозащищенности, чем для условий развитых европейских стран. Повышенное внимание в скоростном режиме, осторожность в сложных ситуациях, постоянный прогноз – это хорошо, но этого, к сожалению, мало для гарантированной безопасности, особенно в тех случаях, когда нужно исправить последствия допущенной ошибки либо своей, либо чужой. Поэтому свой арсенал приемов управления нужно дополнить приемами активной безопасности – контраварийными действиями и приемами, которые используют в своей практике автогонщики и лучшие профессиональные водители. С помощью этих приемов, которых насчитывается более ста, можно безошибочно преодолевать повороты на высокой скорости, выполнять экстренные маневры, преодолевать любые неровности на дороге без повреждения автомобиля, уверенно чувствовать себя на скользкой дороге: стабилизировать автомобиль при заносе задней оси "сносе" (соскальзываниии передних колес), продольном и боковом скольжении автомобиля и даже его вращении, существенно сократить тормозной путь в опасной ситуации.

Удивительно, но факт, что большинство водителей не знает, что существует более двадцати приемов руления, около ста элементов торможения, множество приемов преодоления неровностей и прохождения поворотов.

На вопрос "сколько существует приемов управления педалью акселератора?" водители, чаще всего, не отвечают, хотя от этой педали во многом зависит устойчивость и управляемость любого автомобиля, особенно в сложных ситуациях. Когда аналогичный вопрос задаешь Михаилу Нарышкину – обладателю кубка мира 1997 г. по автомарафонам, то он называет более двадцати приемов управления педалью акселератора и приводит много ситуаций, в которых эта педаль обеспечила его безопасность в соревновательных условиях.

Многие водители, особенно непрофессиональные, слишком легкомысленно относятся к своему образованию в сфере управления автомобилем, считая, что тех знаний, которые они приобрели в автошколе и того опыта, который к ним пришел позже вполне достаточно, чтобы чувствовать себя комфортно за рулем автомобиля. Цена такому легкомыслию - это непрерывный стресс в сложных условиях, шоковое состояние в критических ситуациях и постоянное общение с автосервисом.

Важно знать, что автомобиль, водитель и место водителя составляют то, что мы называем системой "человек-машина", которая должна быть образована в соответствии со способностями и возможностями человека. Оборудование управления автомобилем и инструменты представляют собой одну часть этой системы и поэтому всегда будет иметь место определенная вероятность, что водитель действует с ними ошибочно.

Еще в 1958 году McFarland отметил, что водители, которые случайно (непроизвольно) трогают органы управления и приборы, могут представлять определенную опасность: "Любой орган управления, которого трудно достичь или использовать, или прибор, который трудно прочитать, либо сиденье, которое неудобно для сидения, или в какой-то мере мешает видимости (имеются в виду дверные опоры и др.), может привести к ДТП".

Обычно человеческие ошибки служат одними из важнейших факторов, приводящих к ДТП.

Человеческие ошибки делят по категориям в системе "человек-машина" следующим образом:

1. Ошибки пропуска. Возникают, когда полностью или частично пропускают обязанность.

2. Ошибки в действиях. Возникают, когда обязанность выполняется неправильно.

3. Ошибки в последовательности действий. Имеют место, когда действия выполняются в неправильной последовательности.

4. Отвлечение внимания. Это проявляется, когда вы выполняете задачу или производите действия, которые отвлекают внимание от того вида деятельности, которой вы и должны заниматься в данный момент.

5. Просчеты во времени. Они проявляются, когда вы выполняете какую-либо задачу слишком рано или слишком поздно или не стремитесь выполнить задачу в рамках отведенного вам времени.

6. Просчеты в качестве исполнения. Это проявляется, когда вы выполняете задачу в слишком большом или слишком малом объеме.

Вероятность совершения подобных типов ошибочных действий в обычных случаях достаточно мала.

И вообще эти просчеты не имеют слишком большого значения. Водитель может, к примеру, забыть включить сигнал поворота, когда он перестраивается или поворачивает на другую дорогу. Последствия такой невнимательности водителя могут быть более серьезными: он может на двухполосной дороге оказаться на полосе встречного движения, что может привести к ДТП. Вероятность совершения как ошибочного действия, так и результирующего от этого серьезного ДТП - небольшая.

Но вероятность ошибочных действий может иметь драматические последствия в критических ситуациях, которые требуют от водителя быстрой реакции, особенно когда за рулем сидит малоопытный водитель. Возможность совершения ошибочных действий увеличивается, когда объем информации большой и нагрузка на водителя, следовательно, большая, например, когда нужно проехать через сложный перекресток, на котором информация дается многими дорожными знаками и присутствует много элементов движения.

Когда человек начинает водить новый автомобиль, он осваивает органы управления и приборы автомобиля (рулевое управление, рычаг переключения передач, педали, сигналы поворота, включатели фар и т.п.) до определенного уровня, т.е. он активно думает, в каком месте находятся приборы и как пользуются педалями. Через некоторое время эти операции автоматизируются, и человек перестает думать о расположении и способе работы приборов и органов управления. Ситуация изменится, когда человек переходит к другой, неизвестной ему машине. Теперь он вынужден заново освоить использование приборов и органов управления, пока это не станет автоматическим.

Различия между автомобилями могут быть часто настолько значительными, что даже начало движения на них может означать непосредственную опасность для водителя, если он не знает, как действуют различные системы обеспечения работы автомобиля. Особенно это важно при переходе с одного типа автомобиля, к которому вы привыкли, на другой тип автомобиля, на котором вы никогда не ездили. При управлении автомобилем в критических ситуациях это может повысить вероятность ошибочных действий, поскольку в этом случае вы прибегаете к действиям, которым вы научились на привычном для вас автомобиле, но которые не подходят или прямо опасны для выполнения на автомобиле, на котором вы еще не бывали в критических ситуациях (тип коробки передач и ведущих колес).

Поэтому как компоновка места водителя, так и размещение органов управления и приборов могут иметь определенное значение для обеспечения безопасности при движении. Компоновка окружающей водителя среды может быть в различной степени приспособлена к анатомическому строению и психике человека. И все это влияет на вероятность совершения ошибочных действий в сторону их сокращения или увеличения, особенно когда эта компоновка не приспособлена к потребностям человека.

В водительскую среду восприятия входят и зеркала: левое и правое регулируемые зеркала и центральное внутреннее зеркало. Проблема зеркал заключается в том, что они не перекрывают все углы зрения, а оставляют "мертвые зоны", в которых может находиться другое транспортное средство, велосипедист или пешеход. Бывают ситуации, когда водитель, собирающийся поворачивать направо или налево, проверяет по зеркалу наличие рядом с ним других участников дорожного движения, но тем не менее попадает в ДТП.

Усилие для тормозной педали отличается значительными вариациями для различных моделей автомобилей. Особенно ABS-тормоза в момент резкого торможения ведут себя подругому, чем обычные тормоза. То же самое относится к свободному ходу педали сцепления, чувствительности руля и показателям маневренности. В дополнение к этому автомобили во все возрастающей степени оборудуются радиоприемниками, кассетными магнитофонами и/или мобильными телефонами, что представляет собой оборудование, которое совершенно не нужно для управления автомобилем, но которое, наоборот, может отвлечь или притупить внимание водителя таким образом, что вероятность ДТП увеличивается в значительной степени. Обзор литературы показывает, что разговор по мобильному телефону в момент вождения может оказать неблагоприятное воздействие на поведение водителя. Использование мобильного телефона увеличивает время реакции, скорость автомобиля становится неравномерной и расположение его на проезжей части меняется. Даже если пока не установлено прямой зависимости между использованием мобильного телефона и риском аварийности, влияние разговора по мобильному телефону на поведение водителя позволяет сделать вывод, что использование мобильного телефона во время движения повышает риск аварийности. В одном американском исследовании показали, что водители, пользующиеся мобильным телефоном во время движения, имеют 5-6-кратный риск попасть в ДТП по сравнению с водителями, кто не пользуется мобильным телефоном. Одновременно можно предполагать, что не только мобильный телефон (разговор по нему) является причиной ДТП. Водители, у которых найдена высокая зависимость использования мобильного телефона и риска аварийности, могут иметь и другие обстоятельства, приводящие к ДТП.

Активная безопасность водителя включает:

1. Высокое профессиональное мастерство, под которым подразумевается профессиональный интеллект и уровень технического мастерства управления автомобилем.

2. Способность аналитически точно оценивать и прогнозировать развитие дорожно-транспортной ситуации и в соответствии с этим выбирать безопасный режим движения.

3. Достаточно большой арсенал приемов управления автомобилем (специалисты насчитывают около 30 различных приемов только торможения) позволяющим избежать ДТП практически в любой ситуации.

4. Надежность, работоспособность даже в очень сложных и аварийных условиях и ситуациях.

5. Обеспечение «понятного управления для других» – то есть пользоваться принятыми приемами управления, сигнализации и т.п. Способность «разряжать» сложные транспортные ситуации собственным активным примером («делай как я»).

6. Способность водителя находиться во время управления автомобилем в работоспособном состоянии, вне зависимости от состоянии утомления, т.е. устойчивость водителя к утомлению.

7. Широкое распределение и быстрое переключение внимания, правильная организация внимания в сложной дорожной обстановке.

8. Высокий уровень развития физических качеств.

9. Высокая степень автоматизации двигательных навыков.

10. Хорошая координация движений, быстрая и точная реакция.