Акт управленческий – поступок или действие субъекта управления, содержащие управляющее воздействие (например, принятие решения, объявление благодарности или взыскания и т.п.).

Анализ и оценка деловой обстановки – 1) процесс познания по избранным критериям состояния и динамики развития деловой обстановки как в целом, так и отдельных ее элементов; 2) результат указанного процесса, отражающий отношение субъекта управления к деловой обстановке и ее элементам, к их важности и значению для решения задач, стоящих перед организацией или ее подразделением.

Аналитическая деятельность– познавательный аспект управленческого труда, основное содержание которого составляет анализ (мыслительный процесс) состояния и тенденций развития деловой обстановки, коренных проблем управления деятельностью и т.п.

Аналитическая работа– относительно обособленный вид управленческой деятельности, суть которого составляет мыслительная переработка информации с целью обеспечения субъекта управления деятельностью необходимой выводной информацией. А.р. осуществляется специальными (аналитическими, информационно-аналитическими, исследовательскими и др.) подразделениями или специально выделенными для этого работниками аппарата управления.

Аппарат управления - совокупность работников, объединенных в подразделения (или отдельных, специально выделенных работников), на которые возложено выполнение управленческих функций.

Атрибуция – приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия, не содержащихся в составе непосредственно воспринимаемой информации.

Базисные потребности – группа потребностей человека, определяющих его мотивацию, включает в себяфизиологические потребности и потребности безопасности и уверенности в будущем (защищенности).

Бюрократия – тип организации, для которой характерно специализированное разделение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты деятельности, показатели оценки эффективности работы.

Вертикальное разделение труда - разделение труда по иерархическим уровням управления на составляющие части общей деятельности с обеспечением их согласованности, координации действий участников этой деятельности. Отражает соотношение централизации и децентрализации в организационной структуре управления.

Вертикальные связи - отношения подчинения между субъектами и объектами управления разного уровня.

Взаимная ответственность руководителя и подчиненного- принцип организации управления, который означает необходимость ответственности руководителя за подчиненного и его деятельность и подчиненного перед руководителем, наконец, того и другого – перед организацией (ведомством) за положение дел на порученном участке.

Взаимодействие- взаимная связь явлений, процессов. Различают два противоположных его вида: кооперацию и конфронтацию. В первом В. способствует организации совместной деятельности, объединению усилий участников деятельности во имя решения общей задачи или достижения общей цели путем взаимного усиления действий в нужном направлении, во втором - дезорганизует, разрушает совместную деятельность, создает препятствия для нее.

Виртуальная организация– сообщество функциональных партнеров, управляющих проектированием, производством и реализацией виртуальных продуктов и услуг с использование современных информационных технологий и системы контрактов, с независимыми рабочими группами и структурами.

Власть – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на поведение, деятельностьдругих людей с помощью авторитета, права, насилия, денег и т.д.

Воздействие возмущающее– управленческое воздействие, которое нарушает нормальное функционирование и развитие системы управления, отклоняет ее от заданного или желаемого состояния (достижения поставленной цели) и которому система должна противостоять.

Воздействие управленческое- любое воздействие, осуществляемое в системе управления по каналам как прямой (управляющее воздействие), так и обратной связи.

Воздействие управляющее– действие субъекта управления на управляемый объект с целью изменения (или сохранения) его состояния, поведения и действий.

Вторичные (произвольные) потребности - группа потребностей человека, определяющих его мотивацию, включают в себя потребности самовыражения, признания и самоутверждения, принадлежности и причастности.

Выбор моральный – акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек должен самостоятельно принять моральное решение в пользу одного из них или вопреки другому.

Всеобщность контроля– принцип контроля, который означает, что: каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если ему специально не поручено; все уровни, звенья и сферы деятельности должны быть подконтрольны и реально доступны для осуществления контроля субъектами управления, наделенными для этого соответствующими обязанностями и правами.

Всесторонность и полнота - принцип оценки обстановки, который тесно связан с ее объективностью, является одним из условий достоверности получаемых выводов и требует рассматривать изменения обстановки с учетом многообразия ее связей с другими социальными процессами и явлениями, оценивать различные её аспекты, в частности, политические, социальные, правовые, экономические, идеологические и т.д.;

Выработка и принятие решения– функция управления и этап управленческого цикла, процесс сбора и мысленной (аналитико-синтетической) переработки данных, необходимых для принятия решения, с последующим фиксированием его результата в соответствующей (устной или письменной) форме.

Гибкость– принцип обеспечения эффективного функционирования системы управления деятельностью организации, который обязывает руководителя предусматривать возможность маневра, использования тех сил, средств, форм и методов управления, которые в наибольшей мере отвечают специфике изменившейся ситуации, чтобы обеспечить последовательное продвижение к цели даже при возникновении неблагоприятной ситуации, непредвиденных препятствий и осложнений или при неожиданном возникновении благоприятной ситуации.

Горизонтальное разделение труда - принцип формирования организационной структуры управления деятельностью организации, согласно которому общий объем работ на одном уровне управления разделяется на специализированные функции с выделением соответствующих подразделений или работников для их выполнения.

Горизонтальные связи - проявляются в отношениях между структурными подразделениями (звеньями), которые не находятся в прямой подчиненности или функциональной зависимости.

Групповая динамика – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнация, регресс, распад. К процессам Г.д. относят: лидерство, принятие групповых решений, нормообразование, сплочение, формирование функционально-ролевой структуры группы, конфликты, групповое давление и др.

Групповые нормы – совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей социальной общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.

Гуманизм– 1) система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и совершенствование, проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов; 2) принцип управления деятельностью в организации, который означает: признание приоритета человеческого фактора в управлении этой деятельностью, обеспечении ее эффективного функционирования, и прежде всего, обязанность руководителя ценить и уважать личное достоинство подчиненного, проявлять постоянную заботу о всестороннем развитии его личности, о создании для него нормальных условий жизни и деятельности; а также недопустимость применения в отношении лица (лиц) мер и средств, причиняющих физические или нравственные страдания, унижающих человеческое достоинство или наносящих ущерб состоянию здоровья, незаконного распространения сведений об обстоятельствах личной жизни работника.

Дезорганизация- нарушение порядка, дисциплины в организации (в подразделении), расстройство, развал ее организационной структуры, разлаженность функционирования.

Декомпозиция– метод аналитической работы, с помощью которого объекты познания (цели, задачи, проблемы, решения) делятся на составные части (элементы): цели - на подцели, задачи на ряд взаимосвязанных подзадач, каждая из которых рассматривается независимо друг от друга, а затем определяется характер взаимосвязи между ними и производится их логическая и операционная увязка между собой.

Делегирование полномочий – передача прав от вышестоящих органов власти (инстанций) или должностных лиц (субъектов управления) нижестоящим. В управлении деятельностью организации чаще всего проявляется в предоставлении руководителем своим непосредственным подчиненным (заместителям или руководителям подразделений, отдельным работникам) права самостоятельно решать определенные (конкретные) задачи, вопросы или осуществлять соответствующие действия, ответственность за которые непосредственно несет руководитель организации (подразделения).

Деловая обстановка - совокупность условий, складывающихся на конкретном участке, направлении или в сфере деятельности организации, а также факторов, оказывающих на них наиболее существенное влияние.

Деловые качества– способность работника выполнять свои должностные обязанности, решать поставленные задачи, находить в рамках своей компетенции наилучший подход к разрешению возникающих ситуаций и кратчайший путь к достижению цели, быть самостоятельным в мышлении и оперативно принимать обоснованные решения, последовательно и инициативно обеспечивать их выполнение.

Демократический (коллегиальный, коллективный)стиль руководства – стиль руководства, основанный на учете мнений и стремлений подчиненных, на широком привлечении работников к процессу выработки решения, способствует демократизации управления деятельностью организации. Д.С.Р. основан на тем, что активность людей мотивирована, главным образом, потребностями высших порядков.

”Дерево целей” – графическое представление взаимосвязи и соподчинения целей (подцелей) управления.

Децентрализация управления– процесс, обратный централизации управления. Д.У. выражается, прежде всего, в предоставлении права нижестоящим уровням управления принимать решения по более широкому кругу вопросов, ранее входивших в компетенцию вышестоящего органа управления, в возрастании числа и объема функций, выполняемых нижестоящими уровнями управления. Смысл Д.у.: каждый уровень, каждое звено управленческой системой должны заниматься своим делом, чтобы более высокие инстанции не перегружать массой текущих дел, не отвлекать их от решения крупных проблем, а низшие – могли оперативно решать вопросы, входящие в их компетенцию.

Деятельность – форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей, приобретением и освоением социального опыта.

Деятельность управленческая– совокупность действий субъекта управления (руководителя или работников аппарата управления) по отношению к объекту управления (подчиненному работнику или коллективу организации) для оказания на него управляющего воздействия.

Диспетчеризация (оперативное управление) – регулирование процесса выполнения планов и принятых решений. Д. предполагает регулярное систематическое отслеживание этого процесса с помощью информации, поступающей по существующим или специально создаваемым для этого каналам обратной связи.

Дисциплина исполнительская– обязательное для каждого работника и для каждого органа управления своевременное и точное выполнение возложенных на них задач.

Доведение принятого решения до исполнителей - сообщение о том, что, во имя чего, как и когда работник должен действовать при выполнении конкретного решения. Это необходимое условие эффективной организации исполнения принятого решения.

Догматизм – схематический стиль мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений проводится без учета конкретной реальности.

Документ- любой материальный объект с информацией, закрепленной определенным образом, что позволяет передавать ее во времени и пространстве.

Документальный метод- способ сбора и анализа исходной информации, когда единственным или главным ее источником служит документ как материальный носитель такой информации.

Достоверность информации– соответствие информации действительности, которое достигается: использованием заслуживающих доверия источников информации; обозначением времени совершения события, сведения о котором передаются; тщательным изучением и сопоставлением данных, полученных из различных источников; проверкой сомнительных сведений; исключением искажений информации, передаваемой по техническим средствам и т.д.

Дублирование – одновременное выполнение одинаковых управленческих функций по отношению к одному и тому же объекту управления различными субъектами - звеньями одного и того же уровня управления независимо друг от друга.

Единоначалие– единоличное управление, которое заключается в праве менеджера (начальника) отдавать подчиненным распоряжения, обязательные для исполнения, обеспечивать их выполнение, в единоличной ответственности менеджера (должностного лица) за выработку, принятие управленческих решений и последствия их выполнения. Е. предполагает единство командования и единство распорядительства.

Единство командования- критерий оценки состояния единоначалия в управлении деятельностью организации. Степень Е.к. выражается отношением количества поручений, получаемых работником от своего непосредственного руководителя, к общему количеству получаемых им распоряжений.

Единство распорядительства- критерий оценки состояния единоначалия в управлении деятельностью организации, который показывает, какая часть распоряжений, получаемых исполнителем, не противоречит друг другу и не исключает выполнения других поручений.

Загруженность- критерий оценки характера труда работника, определяемый в зависимости от рода (вида) и интенсивности его деятельности, а также количеством выполняемых работ.

Законность– точное, неукоснительное и единообразное применение и выполнение государственных законов и других норм права, регулирующих отношения в сфере управления деятельностью организации.

Звено управления– элемент организационной структуры системы управления определенного уровня. В качестве З.У. может выступать подразделение аппарата управления или специалист, принимающий участие в реализации одной или нескольких функций управления.

Иерархию управления - последовательность уровней управления с установлением их подчиненности друг другу

Иерархическая структура - организационная структура управления, характеризуемая многоуровневым построением на принципах иерархии а также характером и количеством функций управления на каждом уровне.

Индивидуальная оценка деятельности подчиненных – вид оценки руководителем деятельности подчиненных, объектом которой является деятельность конкретного работника по выполнению возложенных на него функциональных обязанностей.

Инструктирование – организационно-стабилизирующий метод управляющего воздействия., ознакомление работников с условиями ее выполнения, а также разъяснение норм, определяющих порядок осуществления этой работы, правил, порядка и способов выполнения работы.

Инструкция должностная - краткое изложение основных задач, требующихся навыков, полномочий и обязанностей для различных должностей в организации, а также порядка исполнения работником обязанностей по конкретной штатной должности (при необходимости и во внештатных структурах), устанавливаемых соответствующим органом управления.

Интуиция – 1) способность человека находить способы правильного решения задач, ориентироваться в жизненных ситуациях, предвидеть ход событий без анализа, без логического (рационального) обоснования; 2) тип мышления, при котором отдельные звенья этого процесса проходят бессознательно, при это решение возникает как озарение, просветление.

Информационный поток– совокупность информационных сообщений, необходимых для осуществления управления и циркулирующих в определенном направлении.

Информация– определенным образом обработанные данные, сведения о фактах, представляющие интерес (новизну) для их получателя и требующие от него принятия соответствующего решения.

Искусство управления– комплекс характеристик управленческой деятельности, отражающих роль индивидуальных качеств субъекта управления в достижении успеха или эффективности управления деятельностью подчиненных, в частности, его способность использовать достижения науки управления на практике.

Исполнение (выполнение, реализация) решения– процесс практической реализации, воплощение в жизнь решений, команд и других управляющих воздействий (распоряжений).

Исполнительские способности– умения работника практически осуществлять то, что требуется для исполнения принятого решения, намеченного плана, поставленной задачи.

Итоговый контроль – вид контроля, осуществляемый по завершении исполнения управленческого решения.

Канал информационный– 1) путь движения информации в системе управления; 2) совокупность устройств для передачи информации.

Канал связи- путь обмена информацией между субъектом и объектом управления, с внешней средой посредством использования уполномоченных на то лиц, либо действующих или специально созданных технических и иных устройств (связники, офицеры связи, курьеры, посыльные, почтово-телеграфные каналы, телефонная связь, компьютерные сети и т.д.).

Качество информации – совокупность свойств информации, обусловливающих ее пригодность, способность удовлетворять определенные потребности субъекта управления в соответствии с ее предназначением. Основные критерии оценки К.и. – относимость, достоверность, своевременность, полнота, точность, допустимость использования. Интегрирующим критерием оценки К.и. является ее ценность.

Кодекс этический – свод нравственных правил, предписываемых к исполнению.

Количество информации– объем информации, используемой в процессе управления деятельностью организации или содержащейся в документе.

Компетентность– критерий оценки деловых качеств работника, - профессиональные возможности должностного лица, уровень его квалификация (знания, способности, качества, опыт), позволяющие принимать участие в выработке управленческих решений или решать самому вопросы, относящиеся к его компетенции.

Контроль– функция управления (и этап управленческого цикла), которая представляет собой осуществляемый субъектом управления комплекс мер наблюдения за подготовкой, принятием и ходом реализации управленческих решений, а также проверки фактического состояния деятельности организации.

Конфликт – столкновение интересов, ролей, различно направленных тенденций в межличностных взаимодействиях индивидов или групп, а также в сознании индивида, связанное с острым отрицательным переживанием.

Концентрация управления – сосредоточение функций управления в аппарате управления или у конкретного субъекта управления.

Кооперация труда- форма организации труда, при которой работники (подразделения) объединяются для планомерного совместного участия в одном или разных, но связанных между собой процессах деятельности.

Координация– согласование действий элементов внутри системы управления и внешних связей по отношению к рассматриваемой системе для достижения общих целей.

Корректировка - процесс обнаружения отклонений в ожидаемых результатах деятельности и внесения изменений в ее процесс в целях достижения необходимых результатов.

Культура управления– комплексная, обобщающая характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и характерные особенности.

Курирование– форма осуществления контроля за определенными видами работ, деятельностью объектов управления и оказания им необходимой практической и методической помощи. К. широко используется в кадровой работе, в контроле за деятельностью подразделений организации, дочерних фирм, филиалов и т.д.

Либеральный стиль руководства – стиль руководства, характеризуется предоставлением подчиненным максимальной свободы в выборе задач деятельности, малым использованием властных полномочий. Руководитель, использующий Л.с.р., как правило, не вмешивается в работу подчиненных и лишь дает им рекомендации и советы по их просьбе.

Лидер – человек, осуществляющий формальное или неформальное руководство группой людей.

Лидерство – отношений доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе (организации).

Линейная (иерархическая) структура управления-организационная структура управления, при которой управленческие воздействия передаются последовательно на нижестоящие уровни управления деятельностью организации и обязательны для исполнения.

Линейно-функциональная структура управления- организационная структура управления, при которой управленческие воздействия разделяются на линейные - обязательные для исполнения, и функциональные - носящий преимущественно рекомендательный характер.

Линейные связи - отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений, а также движения информации между, руководителями, отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений в полном объеме (линейными руководителями).

Личные качества работника– его индивидуальные свойства: мировоззрение и идеалы; способности и темперамент; уровень развития психологических функций и их взаимосвязи; эмоциональные, интеллектуальные и волевые черты; индивидуальные потребности, мотивы, склонности и вкусы и т.д.

Личный пример –метод руководства,разновидность метода убеждения, заключается в том, что менеджер сам демонстрирует подчиненным требуемое от них навыки, знания, качества, способности, поведение при решении конкретных задач организации (подразделения) в расчете на то, что это будет воспринято подчиненными как образец и руководство к действию. Метод Л.п. опирается на присущее людям стремление к подражанию, даже если они сами этого не осознают.

Маневрирование– повышение эффективности использования ресурсов, сил и средств организации за счет их перераспределения, комбинирования, перевода с одного участка деятельности на другой с учетом особенностей задач, стоящих перед организацией в целом и ее отдельными подразделелниями.

Манипулирование – использование неэтичных средств и методов мотивации людей (обман, сокрытие информации или подлинных намерений, силовое давление, шантаж, использование скрытого психологического воздействия и т.д.).

Менеджер – участник (работник, член) организации, осуществляющий профессиональную управленческую деятельность, решающий задачи управления.

Метапотребности – См. Вторичные потребности

Метод дисциплинарного воздействия– метод организационно-распорядительного воздействия, предназначенный для поддержания организационных основ управления деятельностью организации (организационных отношений), четкого и своевременного выполнения установленных задач и обязанностей, ликвидации возникающих отклонений в системе с применением властных полномочий руководителя.

Метод организационного моделирования–метод проектирования организационной структуры управления, который предполагает разработку формализованных (не зависящих от качеств конкретных должностных лиц) описаний функциональных обязанностей, распределения полномочий и ответственности в органе (подразделении) с тем, чтобы на основе заранее установленных критериев оценить степень эффективности данной структуры.

Метод отрицательного стимулирования –метод стимулирования работников, суть которого составляет порицание, реализуемое преимущественно в форме критики, и дисциплинарного взыскания.

Метод положительного стимулирования– метод стимулирования работников, основанный на поощрении, которое реализуется в форме объявления благодарности, награждении и т.д.

Метод создания ориентирующих условий– один из организационных методов стимулирования работников, который предполагает создание в коллективе обстановки, способствующей самостоятельности его членов в решении стоящих задач, проявлению разумной инициативы и творческого подхода к делу, стремления к повышению качества и эффективности своей работы. Этот метод предполагает создание в коллективе обстановки нетерпимости к нарушениям служебной и трудовой дисциплины, к проявлениям безразличия и безынициативности в работе, разного рода сплетням, конфликтам, - ко всему тому, что мешает нормальной, продуктивной работе.

Метод контроля совокупность способов и приемов выявления субъектом управления степени соответствия принимаемых решений установленным стандартам, а также проверку фактического состояния исполнения этих решений. В управлении деятельностью организации выделяют три основных М.к.: наблюдение, обследование и эксперимент.

Метод руководства – совокупность способов и приемов управляющего воздействия менеджера на управляемый объект (на деятельность возглавляемого коллектива в целом и отдельных его членов).

Метод организационно-распорядительного воздействия – совокупность способов и приемов, предназначенных для осуществления управленческой деятельности в рамках организации, сформированной методами организационно-стабилизирующего воздействия. В числе таких методов: приказ, указание, установка, предписание, рекомендация, совет, просьба.

Методы организационно-стабилизирующего воздействия – совокупность способов и приемов, предназначенных для создания организационной структуры управления, включая: определение организационно-штатной структуры предприятия; четкое распределение и закрепление функциональных обязанностей, ответственности работников; установление нормативов выполняемых ими работ, допустимых границ поведения и действий (полномочий); разъяснение целей и задач деятельности на порученном участке; ознакомление с порядком и условиями выполнения возложенных функций или отдельных поручений; установление порядка деловых взаимоотношений с другими подразделениями, организациями или работниками.

Метод управления – совокупность способов и приемов управляющего воздействия субъекта управления на управляемый объект (на деятельность коллектива и отдельных работников) для достижения поставленной цели.

Методы стимулирования – методы управления деятельностью работников, подразделений, организаций, основанные на использовании разного рода моральных и материальных стимулов и мотивов.

Модель – условный (мысленный) образ объекта исследования.

Моделирование – конструирование модели на основе предварительного изучения объекта и выделения его существенных характеристик, экспериментальный или теоретический анализ модели, сопоставление его результатов с данными об объекте, корректировка модели.

Мотив – 1) побуждение человека к деятельности; 2) психологическая причина, побуждающая активность человека; 3) то, ради чего осуществляется действие, достигается цель.

Мотивация (мотивирование) – функция управления и этап управленческого цикла, процесс побуждения себя самого или других работников или партнеров к деятельности для достижения целей организации.

Мотивирование- это процесс воздействия на человека с целью добиться от него определенных действий путем пробуждения в нем определенных мотивов.

Мышление управленческое - разновидность практического мышления, направленного на организацию эффективной совместной деятельности людей и реализацию функций управления на порученном участке.

Напряженность труда - критерий оценки количества труда работника, который выражается количеством работ (рабочих операций), совершаемых в единицу времени.

Наука управления– совокупность знаний о законах и закономерностях социального управления. Основная цель Н.у. – выявить и исследовать объективные законы, определяющие процессы такого управления с тем, чтобы предвидеть их развитие и эффективно использовать в практической деятельности.

Научная организация труда– организация труда на основе достижений науки и техники управления, знаний в области физиологии человека и гигиены труда с целью повышения его эффективности и сохранения здоровья работников.

Неопределенность – неполнота и неточность информации об условиях реализации управленческого решения.

Неформальная организация – объединение людей, в которм взаимоотношения не носят заранее спроектированного и директивно установленного характера, но возникают под влиянием различных факторов – общего интереса группы лиц, объективная необходимость сотрудничать, личная безопасность и т.д.

Норма управляемости-максимальное число работников, которыми может эффективно управлять один руководитель в конкретной сфере деятельности при определенных организационных и иных условиях.

Обратная связь – канал связи между объектом и субъектом системы управления, позволяющий субъекту управления получать информацию о результатах исполнения решений, степени достижения заданной цели, состоянии управляемой системы и необходимости ее корректировки или перестройки, об условиях функционирования управляемой системы и т.п.

Общие способности – индивидуально-психологические свойства человека, являющиеся условием достижения высокой эффективности во многих сферах деятельности. О.с. включают интеллект, обучаемость, креативность, активность, саморегуляцию, рефлексивность.

Объективность– принцип обеспечения эффективного функционирования системы управления организацией, который означает необходимость познания объективных закономерностей деятельности, тенденций развития деловой обстановки, в которой приходится осуществлять эту деятельность, умение управлять ею в соответствии с этими закономерностями, принципами управления, направляя и координируя усилия работников, направленные на решение поставленных задач.

Объект управления– управляемый элемент (подсистема) системы управления, воспринимающий управляющее воздействие субъекта управления и, в свою очередь, оказывающий на него воздействие по каналу обратной связи.

Оперативное (текущее) управление (диспетчеризация) – совокупность мер, позволяющих незамедлительно воздействовать на отклонения от нормального функционирования управляемого процесса, решения поставленной задачи.

Организаторская деятельность деятельность субъекта управления (руководителя и работников аппарата управления) по созданию и совершенствованию организационных структур, по упорядочению деятельности объекта управления в интересах повышения эффективности его действий, направленных на достижение поставленных целей.

Организаторские способности- совокупность качеств работника, позволяющих ему быстро и эффективно организовывать свой труд и труд других людей.

Организационная структура управления– упорядоченная определенным образом и установленная соответствующими нормативными правовыми актами совокупность элементов системы управления и ее подсистем, отражающая организационные взаимоотношения между ними.

Организационно-распорядительные методы управления– связанные с властной природой социального управления методы прямого (адресного) управляющего воздействия на управляемый объект. Сюда входят: методы организационно-стабилизирующего воздействия и методы организационно-распорядительного воздействия.

Организация – 1. Внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия частей целого, обусловленные его строением. 2. Объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. 3. совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

Организация исполнения принятых решений– функция управления, процесс подготовки и осуществления действий, направленных на создание условий, необходимых для воплощения замысла (цели) решения в жизнь, для выполнения вытекающих из него задач. Как этап управленческого цикла включает в себя следующие основные стадии: а) доведение принятого решения до исполнителей, разъяснение целей и значения выполнения принятого решения (планируемых мероприятий); б) создание организационных и иных предпосылок реализации принятого решения (включая расстановку сил и средств, обеспечение координации и взаимодействия, методологическое, технологическое, информационное, психологическое, материально-техническое обеспечение и др.); в) регулирование процесса реализации принятого решения.

Организация управления– создание, образование организационной структуры управления или внесение необходимых изменений в построение существующей структуры; обеспечение эффективного функционирования системы управления, в том числе и путем внесения изменений в существующий порядок функционирования данной системы.

Орган управления– субъект управления, наделенный соответствующими правами и ответственностью вышестоящим субъектом управления.

Ответственность – обязательство выполнять взятые на себя функции, установленные задания, а также находиться под воздействием соответствующих санкций (моральных, административных, уголовных, материальных и иных) за невыполнение.

Относимость – свойство информации, показывающее ее способность характеризовать какой-либо из элементов данной системы управления или условия ее функционирования.

Отчетность– система обобщающих показателей, характеризующих состояние и динамику деятельности данной организации или ее подразделения.

Охват контролем – число подчиненных, которые отчитываются перед одним руководителем.

Оценка служебной деятельности– функция управления, предполагающая изучение субъектом управления (руководителем) состояния служебной деятельности работника (или коллектива в целом) и определение ее соответствия установленным стандартам (требованиям законов и ведомственных нормативных актов). Оценке подлежат результаты труда, характер труда, деловые и личные качества работника, характеристики трудового коллектива.

Оценка информации– процесс и результат определения ценности информации, используемой в управлении деятельностью организации, ее количественной и качественной характеристик.

Оценка деловой обстановки -функция управления и этап управленческого цикла,процесс и результат познаниясубъектом управления состояния и тенденций развития деловой обстановки для выработки и принятия соответствующих решений.

Параллелизм– одновременное выполнение субъектами управления разных уровней одинаковых работ или функций управления по отношению к одним и тем же объектам.

План – форма управленческого решения, результат планирования деятельности организации, подразделения, работника, комплекс заданий (мероприятий), объединенных общей целью, которые необходимо выполнить в определенной последовательности и в установленные сроки.

Планированиефункция управления и этап управленческого цикла,представляющеая собойпроцесс разработки плана. Его сущность состоит в определении задач, вытекающих из принятого решения, необходимых для их реализации сил и средств, системы и последовательности мер, направленных на решение задач деятельности, исполнителей, способов и сроков их реализации.

Плановая дисциплина– вид исполнительской дисциплины, предполагающий своевременное и качественное выполнение плановых заданий.

Побуждение– метод управления деятельностью подчиненных, основанный на побуждении исполнителя к необходимым для решения стоящих перед организацией задач действиям и поведению преимущественно исходя из собственных потребностей, интересов исполнителя.

Подготовка решения- совокупность действий, связанных с уточнением цели, выбором критериев оценки решения, сбором, обработкой и анализом исходной информации о управленческой ситуации, обусловившей необходимость принятия решения, с поиском возможных вариантов решения.

Полнота информации– критерий оценки качества информации, используемой в управлении деятельностью организации, который показывает степень отражения ею сторон (аспектов) явлений, проблем, решений и других вопросов, содержащихся в информационном сообщении.

Последующий контроль– контроль деятельности работника или организации по результатам всех предшествовавших видов контроля, проверка качества и эффективности мер, выработанных на основе контрольной деятельности.

Потребность – 1) один из основных компонентов мотивационной системы человека; 2) состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых ему для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Предварительный (опережающий) контроль – вид контроля, который осуществляется, главным образом, при выработке решения и оценке организационных предпосылок к его реализации, то есть до начала реализации решения.

Правовая экспертиза организационно-распорядительных документов - рассмотрение проектов организационно-распорядительных документов (планов деятельности, приказов, указаний, распоряжений и др.) специалистами юридических подразделений (юрисконсультами) на предмет оценки соответствия их содержания и формы требованиям законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих соответствующую сферу деятельности организации.

Правовое обеспечение управления– 1) совокупность законодательных и иных нормативно-правовых актов, лежащих в основе управления организацией; 2) разработка, издание, соблюдение и применение нормативно-правовых актов, регламентирующих управление деятельностью организации.

Предписание – 1. Норма поведения, вытекающая из функциональных обязанностей должностного лица. 2. Письменное распоряжение, равное по своей силе приказу. 3. Одна из форм реализации организационно-распорядительных методов управления деятельностью организации (используется, главным образом, в кадровой работе).

Приказ– акт управления, издаваемый руководителем организации в пределах его компетенции на основании и во исполнение действующих законов и иных нормативно-правовых документов. П. – наиболее жесткая форма распорядительного воздействия, обязателен для исполнения и предполагает юридическую ответственность работника за неисполнение.

Принуждение– один из основных методов управления деятельностью организации, который предполагает управляющее воздействие на подчиненного с использованием властных полномочий руководителя (субъекта управления), которое вынудит, заставит подчиненного совершить определенные действия, выполнить поставленную задачу даже вопреки его воле и желанию.

Принцип – основное, исходное положение теории и практики, правило деятельности организации или правило поведения и деятельности человека.

Принцип действенности– критерий оценки качества решения и организации контроля ("принцип ориентации контроля на результаты"), суть которого состоит в том, чтобы выявлять проблемы и решать задачи, стоящие перед организацией, но не в установлении стандартов, сборе необходимой информации и выявлении недостатков в деятельности работников и подразделений.

Принцип основного (главного) звена один из основных принципов управления деятельностью организации, который заключается в выделении главной задачи на направлении, линии или участке такой деятельности и сосредоточении на ее решении необходимых сил и средств.

Принцип разумной достаточности– принцип расстановки сил и средств, который можно выразить формулой: надо иметь минимум сил и средств, необходимый и достаточный для успешного решения стоящих задач при условии максимально эффективного их использования.

Принцип решающего(слабейшего)звена– принцип управления деятельностью организации, суть которого состоит в сосредоточении усилий на том участке или направлении этой деятельности, изменение положения дел на котором в данный момент позволит повысить эффективность системы управления деятельностью организации в целом.

Принцип устойчивости и развития – принцип построения организационной структуры, суть которого заключается в том, что эффективно только такое управление, которое обеспечивает достаточную стабильность этой организационной структуры вопреки возмущающим воздействиям внешней среды и внутренних факторов управления, а также обладает способностью изменяться, развиваться и совершенствоваться с изменением обстановки.

Принципы управления– основные правила, которые должны соблюдать участники управленческого процесса при реализации управленческих функций. Соблюдение П.у. являются одной из основных форм целенаправленного использования объективных законов и закономерностей науки управления в практике управления.

Принятие решения- выбор субъектом управления по определенным критериям лучшего варианта действий по достижению поставленной цели, его закрепление в соответствующей (письменной или устной) форме.

Проблема – сложная задача, возникающая в процессе управления деятельностью организации, для решения которой не существует общепринятых методов, отсутствуют знания, опыт ее разрешения. В связи с этим требуется тщательное изучения такой задачи с целью получения информации, необходимой и достаточной для выработки способов ее решения.

Проблемно-целевое планирование– вид планирования в организации, обусловленный необходимостью решения наиболее сложных и острых проблем в ее деятельности на основе комплексного подхода, путем разработки программ, позволяющих объединять различные виды деятельности и координировать усилия всех или части ее подразделений для достижения поставленной цели (решения проблемы) в определенные сроки с четким обоснованием роли, места и обязанностей каждого субъекта-участника, а также необходимых для этого кадровых, материально-технических ресурсов и финансовых ресурсов.

Проверка исполнения – один из видов контроля, который осуществляется по окончании какого-либо этапа реализации управленческого решения.

Прогноз– научно обоснованное (иногда интуитивное, недостаточно осознанное - предвидение) суждение о возможных состояниях объекта изучения (например, деловой обстановки) или процесса (развития ее отдельных элементов или ситуаций) в будущем или об альтернативных путях и сроках достижения этих состояний в целях оптимизации управления деятельностью организации.

Проект - любой процесс целенаправленных изменений в организации, в частности, модернизация производства, освоение новых изделий или технологий, строительство объектов и т.д.

Проектная структура – временная организация, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи (разработки проекта и его реализации).

Проектное управление – управление важными видами деятельности в организации, которые требуют постоянного руководства в условиях ограничений по затратам, срокам и качеству работ.

Производительность– степень максимизации организацией своих целей при минимальной затрате ресурсов.

Профессионализм -совокупность способностей, знаний, умений и навыков, связанных с профессией, то есть с основным родом занятий работника, его трудовой деятельностью.

Профессиональная пригодность – совокупность качеств, которыми должен обладать работник организации для успешного выполнения возложенный на него функциональных обязанностей, своего служебного долга.

Профессиональная этика – подразумеваемый или обусловленный (устно или письменно) набор моральных норм, служащий руководством поведения в той или иной профессиональной деятельности.

Профессионально-нравственная управленческая концепция -совокупность нравственных черт, определяющих отношение должностного лица как субъекта управления к занимаемой должности, исполнению своих функциональных обязанностей, склонность реагировать и поступать в определенной ситуации определенным образом.

Процесс управления – ход реализации системой функций управления; деятельность объединенных в определенную структуру субъектов управления, направленная на достижение поставленных целей управления путем реализации определенных функций и применения соответствующих принципов и методов управления.

Прямая связь – способ соединения, связи элементов в системе управления, при котором управляющее воздействие передается от субъекта к объекту управления.

Работоспособность - способность работника выполнять трудовую деятельность в течение длительного времени с заданными эффективностью и качеством. В управлении деятельностью организации обязательно учитывается при оценке деятельности подчиненных.

Разграничение функций управления– форма разделения управленческого труда, предполагающая разделение функций управления при сохранении их общего баланса, четкую формулировку целей и задач по каждой функции. Р.ф.у. является основой формирования организационной структуры управления деятельностью в организации.

Распоряжение – сообщение, передаваемое руководителем подчиненному, касающееся содержания и результатов его деятельности. Р. содержит постановку обязательной для выполнения задачи; ограничения (чего не следует при этом делать) и сроки исполнения.

Распределение обязанностей, прав и ответственности – определение и официальное закрепление объема обязанностей, прав и ответственности каждого звена управления на каждом иерархическом уровне системы управления, по каждой должности с учетом предварительно проведенного их разграничения.

Расстановка сил и средств -управленческое решение, результатом которого является формирование системы сил и средств на участках, направлениях, линиях работы организации, необходимое для эффективного выполнения поставленных задач, реализации отдельных управленческих решений.

Рациональность труда менеджера- обоснованность, целесообразность использования им средств и методов деятельности для достижения конкретных результатов руководства (управления) трудовым коллективом (организацией), комплексность их применения.

Регулирование – это процесс выработки корректирующих мер и реализации принятых организационно-технологических, экономических и технических решений, обеспечивающих своевременное и безусловное устранение выявленных выявленных в организации проблем (отклонений от заданных параметров функционирования).

Рекомендация – одна из форм организационно-распорядительного воздействия, заключающая в себе возможное решение вопроса, выраженное в устной или письменной форме.

Рефлексивное управление– управление, основанное на использовании, главным образом, бессознательной реакции (рефлексов) человека (объекта управления) на управляющее воздействие со стороны субъекта управления.

Решение– зафиксированный каким-либо способом (устно или письменно) волевой акт, вывод субъекта управления (работника, менеджера) о необходимости или желательности действия или бездействия объекта управляющего воздействия для достижения поставленной цели, для обеспечения эффективного функционирования данной системы управления. Содержание Р.: замысел, задачи подчиненных, способы и сроки выполнения поставленных задач, порядок взаимодействия, обеспечения и организации исполнения.

Руководитель– должностное лицо, имеющее в своем распоряжении коллектив работников, которое наделено четко определенными правами и полномочиями по принятию решений, организации их исполнения, по осуществлению управляющих воздействий в отношении подчиненных. Р. несет юридическую ответственность перед назначившей (утвердившей) его инстанцией; представляет возглавляемый коллектив в вышестоящих инстанциях, других органах управления.

Самоконтроль - регуляция самим работником своего состояния, поведения и действий; контроль собственной деятельности, осуществляемый им с целью оценки ее эффективности, затрат времени на выполняемую работу, используемых методов, приемов и технических средств.

Сверх «Я» (Супер-эго) - компонент структуры личности, включает моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные личностью большей частью бессознательно в процессе воспитания, прежде всего от родителей.

Своевременность – критерий оценки качества информации, используемой в управлении деятельностью организации. Определяется временем от возникновения явления, события до получения информации о нем, и оценивается преимущественно возможностью использования этой информации для принятия и реализации на ее основе соответствующего решения по предупреждению возможных негативных последствий события или наиболее эффективному использованию открывающихся благоприятных возможностей.

Сетевая организация– совокупность организаций или специализированных единиц, деятельность которых осуществляется на контрактной основе и координируется рыночными механизмами.

Система – определенным образом организованная совокупность конкретных, с присущими только им свойствами и характером взаимосвязи элементов, образующих качественно иное целое, несводимое к свойствам отдельных элементов.

Ситуационный анализ – метод выработки управленческого решения, суть которого заключается в применении системного подхода к анализу конкретной управленческой ситуации с учетом ее особенностей и определении на этой основе путей и методов ее разрешения (гармонизации).

Ситуационный план –вид плана деятельности. С.п. разрабатывается для заблаговременной организации работы на случай возникновения, «форс-мажорных», чрезвычайных или иных внештатных ситуаций.

Ситуация – совокупность событий, обстоятельств, которые развиваются во времени и пространстве, имеют или могут иметь определенные последствия для организации и вынуждают субъекта управления (менеджера) принимать соответствующие решения.

Служебное разоблачение – информирование работником организации вышестоящих органов об имеющихся в организации нарушениях.

Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя моральные обязанности, требовать от себя их выполнения и проводить самооценку совершенных поступков.

Способности – 1) индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им какой-либо деятельности, обусловливающие быстроту и легкость усвоения им соответствующих знаний, умений и навыков; 2) возможность, умение делать что-либо в результате накопленного опыта.

Стеничность – характеристика высокого жизненного тонуса, проявляющегося в повышенной активности, высокой работоспособности человека, в преобладании положительных эмоций, способности к преодолению трудностей, длительной непрерывной продуктивной деятельности.

Стереотип социальный – устойчивые социальные установки человека в отношении людей и ситуаций определенного типа, возникшие у него под влиянием жизненного опыта, поступков или мнения других людей.

Стимул -«раздражитель», вызывающий у человека действие определенных мотивов.

Стимулирование -процесс использования различных стимулов для мотивирования людей.

Страхи на рабочем месте – стабильные негативные эмоциональные состояния, возникающие как ответ на реальную, потенциальную или мнимую (виртуальную) угрозу блокирования основных профессиональных интересов человека.

Структура организации - фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации.

Структуризация проблемы – разложение проблемы на взаимосвязанную совокупность ее компонентов по уровням иерархии (приоритетности для организации).

Тактика управления– совокупность средств и приемов для достижения намеченной тактической цели, решения тактических задач управления деятельностью. В отличие от стратегии управления, Т.у. значительно конкретнее, но по сравнению с планом – более гибка, допускает вариативность действий в пределах, ограничиваемых стратегией управления.

Текущий контроль – вид контроля, который осуществляется в процессе организации исполнения решения, других задач деятельности, когда еще не достигнуты намеченные результаты.

Точность решения – степень соответствия решения желательному развитию ситуации.

Трудовая дисциплина - 1) система отношений взаимной ответственности работников в процессе совместного труда; 2) сознательное и строгое исполнение работниками своих должностных обязанностей, правил внутреннего трудового распорядка, основанных на соблюдении правовых и других социальных норм, действующих в данной организации.

Убеждение – метод активного управляющего воздействия на человека через обращение к его собственному критическому суждению, с помощью которого доказывается работникам необходимость выполнения той работы, которая им поручается, соблюдения дисциплины и активного творческого отношения к делу.

Указание – организационно-правовая форма управленческого решения, обращенного к конкретным исполнителям или по поводу конкретного вопроса ко всем работникам организации

Управление – 1). Перевод системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздействия на ее элементы с целью изменения (сохранения) его состояния, поведения или действия. 2). Деятельность по осуществлению социального управления - управленческая деятельность.3). Вид организационной структуры управления (органа управления).

Управленческая деятельность– тип профессиональной деятельности, специфика которой определяется ее наиболее общей задачей – организацией деятельности других людей в направлении достижения общих целей, с опорой на принципы иерархии.

Управленческий цикл - совокупность последовательно сменяющих друг друга конкретных практических действий по реализации полного набора функций управления, в том числе оценки деловой обстановки, выработки управленческого решения, планирования, организации исполнения решения, контроля, оценки результатов реализации решения.

Управленческое решение –вид решения, результат выбора одного из взаимоисключающих способов решения проблем организации.

Управляемость – способность управляемой системы менять свое состояние под управляющим воздействием субъекта управления, в том числе при негативном воздействии окружающей среды.

Управляющее воздействие -воздействие субъекта управления на объект управления с целью изменения (сохранения) его состояния, поведения, действий.

Уровень управления – часть системы управления, которая обладает известной самостоятельностью, находится в состоянии подчиненности по отношению к вышестоящим органам управления и в совокупности с другими уровнями управления определяет ее структуру.

Установка – 1) готовность, предрасположенность человека к определенным действиям, возникшая на основе предыдущего опыта. Готовность воспринимать ли действовать определенным образом в определенной ситуации; 2) установление требований в общей форме, устное или письменное указание, направленное на формирование у объекта управления готовности действовать в соответствии с поставленной целью. Особенностью У. является ее директивный характер, но при отсутствии детальных регламентирующих указаний исполнителю.

Учет – функция управления, заключающаяся в получении, регистрации, накоплении, обработке информации о реальных процессах хозяйственной деятельности, их результатах, используемых ресурсах и т.д.

Фактор – показатель, отражающий состояние деятельности объектов или протекание процессов в системе управления или вне ее, оказывающих влияние на одну из ее функций.

Факторный анализ– метод аналитической работы, направленный на выявление и классификацию факторов управления, влияющих на формирование организационной структуры управления и эффективность ее функционирования.

Факторы управления– причины, источники существенного воздействия на систему управления, определяющие ее состояние и развитие.

Формализм – разновидность догматизма, проявляющаяся в чисто внешнем следовании заповедям, нормам, инструкциям, распоряжениям, когда человек не осознает смысла своих поступков и значения своей деятельности, не будучи способен мотивировать их с точки зрения потребностей общества и человека.

Формальная организация – предварительно спланированная структура полномочий и функций, которая устанавливается на основе сложившегося взаимодействия между компонентами организации.

Функции управления – относительно обособленные направления (виды) управленческой деятельности, позволяющие в совокупности осуществлять необходимое управляющее воздействие.

Функционализация – разнообразие заданий, которые должны быть выполнены, чтобы достичь целей организации.

Функциональные связи – отношения, возникающие по поводу реализации одними звеньями (структурными подразделениями) права участвовать в решении вопросов, входящих в компетенцию других подразделений.

Функциональный анализ - изучение процесса управления деятельностью организации для определения степени его организованности в реализации функций управления, в том числе и на отдельных этапах управленческого цикла, выявления положительного опыта, недостатков, их причин, а также путей устранения, совершенствования функционирования организации в целом или отдельных ее подразделений, организации работы на отдельном участке или направлении деятельности.

Функциональный принцип - принцип разделения труда при построении организационной структуры по функциям управления.

Харизма - наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности.

Целенаправленность –принцип выработки и принятия решений в управлении деятельностью организации, обеспечивающий соответствие (подчиненность) принимаемого решения достижению поставленной цели, решению вытекающих из нее задач.

Целесообразность – принцип управления деятельностью организации, предполагающий ее соответствие поставленной цели, разумность, практическую полезность используемых при этом форм и методов организаторской деятельности.

Ценности моральные – одна из форм проявления моральных отношений общества: 1) общественное значение, достоинство человека (группы лиц, коллектива) и их поступков; 2) нравственные характеристики общественных институтов; 3) представления, относящиеся к области морального сознания – моральные принципы, идеалы, нормы.

Цель управления – желаемое, возможное и необходимое состояние объекта или самой системы управления, которое должно быть достигнуто; создание необходимых условий для достижения целей деятельности организации с минимальными затратами и максимальной эффективностью в пределах установленных ограничений, с минимальным уровнем риска.

Ценность информации – интегрированный критерий оценки качества информации, ее обобщающая характеристика, отражающая важность для принятия решения, практическую значимость для достижения конкретных результатов или реализации конкретных управленческих функций.

Централизация управления – процесс усиления, расширения прав и полномочий первого руководителя и вышестоящих органов управления при одновременном сужении, ослаблении прав и полномочий соответствующих нижестоящих органов управления той же системы. Ц.у. характеризуется степенью распределения функций управления по вертикали организационной структуры управления данной системы.

Эгоизм (лат. ego - Я) – жизненный принцип и негативное моральное качество, характеризующее личность сточки зрения ее отношения к обществу и другим людям. Означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей .

Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных или предполагаемых свойств к потребностям субъекта.

Этика управления – вид профессиональной этики, система этических норм поведения участников управленческого процесса, прежде всего руководителей и работников аппарата управления.

Этика – учение о нравственности

Этикет – совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда и т.д.) Э. – составная часть внешней культуры общества.

Эффективность – степень достижения организацией своих целей при использовании ограниченных ресурсов.

Эффективность решения - отношение показателей, характеризующих степень достижения поставленных целей к совокупности временных, кадровх, финансовых и других ресурсов, затраченных на принятие и реализацию данного решения.