Социальная эволюция и развитие капитализма

Согласно марксистской концепции каждое общество последовательно проходит в своём развитии несколько этапов – общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капитали- стическую, социалистическую и коммунистическую.

В основании формации социума и прогрессивных преобразований лежит логика:

 

труд развитие произво- производственные социальная

дительных сил отношения эволюция

 

Объективное изменение производственных отношений составляет содер- жание социального прогресса, а их конкретика является оценочным показате-лем качества общественной системы.

Ведущий социальный субъект, владеющий капиталом производительных сил – средствами производства и рабочей силой (её квалификацией и научной мыслью), определяет производственные отношения, конструируя общественно-экономическую формацию и направляя все важнейшие социальные инструмен-ты в русло выражения своих интересов. Развитие производительных сил приво-дит к необходимости системной трансформации общества, смене ведущего со-циального субъекта и производственных отношений.

Первый формационный переход (от первобытно-общинного строя к рабовладельчеству) происходил на базе возникновения нескольких социальных составляющих: рынка, товара, немного позже денег и социальных институтов – в первую очередь, экономических и политических (государства и юридического законодательства), а также современной формы семьи. Именно на заре рабовла-дельчества общественная система приняла свою устойчивую элементную кон-фигурацию, которая сохранилась до сих пор.

Но кроме того, новая общественно-экономическая формация характеризуется появлением частной собственности на средства производства и эксплуатацией. Именно эти качественные выражения объективного развития производи-тельных сил дополнили трудовые производственные отношения новым содер-жанием – борьбой за капитал и власть, то есть за субъективный приоритет в по-строении личностно-общественной системы и её управлении. Эта борьба стала основой социального прогресса и пронизала всю последующую историю.

Соответствующее глубокое разделение социальных интересов выразилось в принципиальном противостоянии важнейших экономических социально-пози-ционных групп, возникновение и непримиримые отношения которых определены частной формой собственности на средства производства и весь капитал. «Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной …, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания…» [1. С. 9].

Высшей стадией периода социального развития с частной формой собственности является капиталистическое общество. Хотя принципиально-качест-венной разницы между рабовладельчеством, феодализмом и капитализмом Маркс не отмечает. Частная собственность на средства производства и капитал – вот база, нивелирующая все различия между этими общественно-экономичес-кими формациями. Она создаёт свой особый способ воспроизводства товара и принцип распределения доходов, характеризующийся эксплуатацией в виде экс-проприации части прибыли или всей прибыли владельцем средств производства исключительно по праву собственности. «Рабство – первая форма эксплуатации, присущая античному миру; за ним следуют крепостное право в средние века и наёмный труд в новое время. Таковы три великие формы порабощения, характерные для великих эпох цивилизации; открытое, а с недавних пор замаскированное рабство всегда её сопровождает» [2. С. 307]. Отличие лишь во време-ни, условиях и объекте эксплуатации. В рабовладельческой формации эксплуа-тации подвергался раб – абсолютно несвободный человек, в течение всего вре-мени насильно прикованный к своему господину. Феодализм и капитализм экс-проприируют прибыль, созданную наёмным трудом формально свободного че-ловека, который, однако, объективно подгоняемый своими естественными по-требностями, всё равно приходит к средствам производства, а следовательно, к их владельцу и вынужден принимать все его условия. Главное из которых – со-гласие в обмен на труд, создание товара и зарплату отдать прибыль в пользу обладателя частной собственности и перевести самое драгоценное что у него есть – рабочую силу в состав чужого капитала.

Таким образом, эволюционное развитие периода частной собственности на средства производства определено заменой открытого и силового принуждения человека на принуждение рабочей силы – «скрытое, добровольное и оттого лицемерное». Только капитализм, в отличие от феодализма, работает в условиях промышленного роста и урбанизации за счёт мощного рывка в развитии производительных сил.

Эксплуатационная стадия человеческого прогресса впервые в социальной истории создаёт массовое явление социального отчуждения, которое в этих условиях базируется на принципиальном отторжении инструментов созидательной активности (средств производства и рабочей силы, а также главного денежного результата производства – прибыли) от их истинного хозяина и создателя – труда в форме раба или наёмного работника. Так происходит социальный процесс превращения труда в слугу капитала со всеми вытекающими отсюда по-следствиями для всей социальной системности.

Очевидно, что частная форма капитала формирует социально-позицион-ные группы, которые коренным образом отличаются друг от друга по всем экономическим параметрам-признакам и интеграционному статусу в экономичес- кой иерархии. В первую очередь – по владению собственности на средства производства и способу получения дохода, а также по самому доходу. Самые активные и деятельностные из этих групп, имеющие непосредственное отношение к производству, образуют классы, занимающие две высшие позиции в соответствующей системе производственных отношений.

Классы – результат высокого уровня поступательного социального развития. Они конкретизировали социальное пространство, расширили и разнообразили его, дополнили совершенно новыми субъектами и их коммуникационными связями. Но главное – с момента своего появления, принимая в ходе социальной истории разные формы, именно они придали ей новое содержание, явились организационным двигателем социального прогресса, дополнив количественную составляющую труда качеством социально-группового антагонизма.

Их противостояние послужило источником формирования особого вида человеческого сознания – социально-гуманитарного знания и идеологических принципов, решающее научное оформление которых произошло, конечно же, гораздо позже – в 19-ом веке.

Капитализм – наиболее прогрессивное общественное устройство с частной (личной) формой собственности на средства производства. Он формирует два класса – капиталистов и пролетариат (невладеющий средствами производ-ства и продающий свою рабочую силу наёмный труд, который создает товары-услуги, подвергается эксплуатации и получает зарплату).

Капиталист – это владелец всех составных частей капитала, в том числе физического (средств производства) и человеческого (рабочей силы наёмного труда). Историческое рождение и функционирование капиталиста образуют принципиальный интервал социальной эволюции в аспекте важнейших свойств самого капитала – предметного расширения и субъектной концентрации в процессе капиталистической экономической конкуренции.

Эти свойства в векторе развития производительных сил и превращают небольшую часть самостоятельных мастеров-индивидуалов в обладателей всего капитала. Дальнейшее историческое движение капиталистических отношений выводит эту формацию на ещё более качественный уровень, где намного усиливается роль централизации: «Капиталистический способ производства, вытеснявший сперва самостоятельных работников, вытесняет теперь и самих капиталистов, правда, пока ещё не в промышленную резервную армию, а только в разряд излишнего населения» [3. С. 138].

Современный уже К. Марксу капитализм характеризовался объединением банковской и промышленной собственности в руках единого, наиболее активно- го капиталистического субъекта. Набравший силу промышленик-капиталист не доверяет свою, освободившуюся от товарного воспроизводства на определён-ном этапе её увеличения, прибыль стороннему банку, а создаёт собственный банк для предоставления кредита. В свою очередь, финансист-капиталист, выросший на ростовщичестве и биржевых спекуляциях, начинает скупать акции промышленных предприятий. Естественно, концентрируя у себя основные экономические инструменты и имея уже свободную от экономики часть личной ко-лоссальной прибыли, такие капиталисты не могут не влиять на формирование политической власти с дальнейшим выходом на всеобщее социальное управление. В первую очередь – для создания максимально выгодных условий в сохранении и увеличении личного капитала.

Таким образом, объективное развитие производительных сил в ходе прог-ресса капиталистических отношений образует высший качественный уровень соответствующей общественной формации – олигархический со своим ведущим социально-групповым субъектом. Отсутствие олигархии говорит или о полном исключении частной формы собственности на средства производства из социа- льной жизни, или о неразвитости (возможно искусственном социал-демократи-ческом сдерживании) капитализма.

Олигархия – высший слой капиталистов, объективно рожденный личной формой стратегического капитала на основании его базовых свойств в процессе экономической конкуренции, а также в плане важнейшей системной характери-стики – централизации.

Аналогичная процессуальная логика проходила, кстати, и в других частнособственнических формациях – рабовладельчестве и феодализме. Но скрыто и менее интенсивно. Принципиальное же отличие капитализма заключается в окончательном разрыве с родо-племенной составляющей социальной истории. Его высокая стадия полностью «очищает» экономику от сторонних элементов, в частности, этнического характера, наполняя понятие класса исключительно эко-номическим содержанием системы производственных отношений, которое определяет и управляет всей социальностью.

Олигархическое становление при капитализме закономерно в свойстве и способе существования любой социальной системы – её централизации, которая выражается в субъектной концентрации всех необходимых социальных ресурсов, дающих возможность и право монопольного социально-политического строительства-управления. Сегодня этот закон составляет уже геополитику, оп-ределяя качество всего мирового социального пространства. Современный процесс глобализации, основанный на расширении и концентрации мирового частного капитала и стремлении мировой олигархии сосредоточить у себя соответствующие политические ресурсы – это высший вид объективного процесса централизации в условиях капиталистической формации.

Однако ещё одно, не менее важное свойство и жизненный способ существования системной социальности – динамичность с её неизбежными качественными изменениями, двигает дальнейший социальный прогресс, не останавливая историю на «либеральной вечности» олигархической власти.

Социалистическая революция осуществляется в критический момент несоответствия содержания капиталистических производственных отношений колоссальному уровню поступательного развития производительных сил: «Бур-жуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более много-численные и грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения вместе взятые… Современное буржуазное общество с его… отноше-ниями производства и обмена… уже походит на волшебника, который не в со-стоянии более справиться с подземными силами, вызванными его заклинаниями» [1. С. 13-14]. Образование социалистической формации можно искусственно затормозить на некоторое время, но нельзя остановить навсегда.

Выражая историческую необходимость, социалистическое преобразование проходит в условиях роста классового самосознания пролетариата, благодаря формированию идеологии и научного знания. Именно этот коренной признак современного социума отличает социалистическую революцию от её более ранних предшественниц и бунтов, которые преимущественно проходили только по мере катастрофического обеднения трудящихся и всеобщей пауперизации.

Сегодня знание способно уже «не только объяснить мир, но и изменить его», создавая «критическую массу» понимания отчуждённости и необходимос- ти системно-социального изменения.

Вся экономико-политическая логика и её каркас в виде связки капитал – прибыль – власть при социализме приобретают другого, качественно нового владельца по мере национализации собственности на средства производства и перехода всего капитала в общенародное владение-распоряжение.

Национализация капитала – это нейтрализация антагонистического различия в системе производственных отношений, ликвидация классов и эксплуатации. Если при капиталистическом способе воспроизводства прибыль капиталиста и зарплата наёмного труда – экономические факторы обратной зависимости, то при социализме и общенародной форме собственности зарплата является составной частью прибыли, к распределению которой имеют отношение все работники; в этих экономических условиях прибыль и оплата труда связаны прямой функцией. Такой подход снимает и важнейший производственный механизм отчуждения – антагонистическое разделение капитала и труда, возвращая последнему социальные приоритеты.

Таким образом, объективный социальный прогресс делает капиталиста – некогда значительного и первичного субъекта общественных отношений, сыгравшего огромную положительную роль в организации производства и всеобщей социальной централизации, «лишним» человеком, жалким анахронизмом, стоящим на пути дальнейшего хода социальной истории. Именно восприятие этого факта общественным сознанием является следствием становления идеоло-гии и научности социально-гуманитарного знания.