Классификация транспортных путешествий и транспортных средств

Транспортные путешествия - это путешествия туристов (отдельно или группами) по путевкам на транспортных средствах разных видов по заранее утвержденным маршрутам. Существует несколько классификаций транспортных путешествий по ряду основных признаков.

По типу маршрута выделяют следующие виды транспортных путешествий: 1) железнодорожное; 2) морское; 3) речное; 4) автобусное; 5) авиационное; 6) прочие виды.

По виду транспорта выделяют следующие виды транспортных путешествий: 1) поезд; 2) автобус; 3) самолет; 4) теплоход, паром, яхта, лодка; 5) мотоцикл, велосипед; 6) воздушный шар, дельтаплан.

По сезонности выделяют следующие виды транспортных путешествий: 1) круглогодичные; 2) сезонные; 3) разовые.

По виду трассы маршрута выделяют следующие виды транспортных путешествий: 1) линейное; 2) кольцевое; 3) радиальное; 4) комбинированное.

По продолжительности путешествия выделяют следующие виды транспортных путешествий: 1) кратковременные; 2) типа уик-енд; 3) многодневные.

На практике транспортные путешествия, как правило, совмещают несколько видов транспорта. Например, путешествие может проходить на поезде и автобусе.

Существует классификация средств транспорта, разработанная в соответствии с Рекомендациями по статистике туризма, разработанными ВТО.

Согласно названным Рекомендациям воздушный транспорт включает: 1) рейсы, подчиняющиеся расписанию; 2) рейсы, не подчиняющиеся расписанию; 3) прочие воздушные перевозки.

Водный транспорт включает круизы, пассажирские перевозки и прочее.

Сухопутный транспорт, согласно Рекомендациям ВТО, включает:

1) железнодорожные средства передвижения; 2) автобусы и прочие автодорожные средства; 3) частные автомобили; 4) прокат автобусов и автомобилей; 5) прочие сухопутные средства передвижения.

При выборе средства передвижения турист может руководствоваться различными критериями. Основными из них являются: стоимость, скорость доставки до места назначения, комфорт и наличие условий для сна и отдыха, отсутствие шума, вибраций, уровень безопасности путешествия, условий перевозки багажа, условий питания, предоставляемые дополнительные услуги и другие условия, которые зависят от образа жизни и предпочтений отдельного туриста.

Главным критерием при выборе средства передвижения является безопасность путешествия. Поэтому туроператорам необходимо сообщить туристам, как и какие меры приняты для того, чтобы обеспечить пассажирам максимально безопасное путешествие.

Говоря о популярности транспортных средств, трудно сделать однозначный вывод о том, какое средство передвижения в настоящее время является самым востребованным. В последнее время возросла популярность путешествий на поездах, что связано с развитием высокоскоростных железнодорожных путей сообщения.

Рассмотрим характеристики основных видов транспортных средств.

Железнодорожный транспорт. Основной сферой использования данного вида транспорта являются массовые перевозки пассажиров. Это могут быть междугородние, межрайонные и международные перевозки.

Автомобильный транспорт считается самым маневренным и удобным средством передвижения. Это обусловлено высокой скоростью передвижения, возможностью доставки непосредственно до места назначения, большой подвижностью и т. д. Автотранспорт обеспечивает перевозки пассажиров внутри районов, а также доставку пассажиров от вокзалов и аэропортов до гостиницы и обратно.

Воздушный транспорт. Большая роль этого вида транспорта связана с большим расстоянием и скоростью перевозок. Воздушный транспорт обеспечивает экономию времени.

Порядок бронирования билетов. Чартерные перевозки

Услуга бронирования билетов может осуществляться через туристические фирмы, агентства железных дорог, центральные билетные кассы железных дорог, а также на вокзалах, станциях, в сети Интернет или по телефону.

Если турист бронирует билет на поезд дальнего следования, на скоростные линии, международные авиарейсы, то бронирование происходит с помощью автоматизированных систем бронирования билетов. Существует достаточно большое количество подобных систем бронирования билетов, например, Amadeus, Galileo, Sabre и др.

Бронирование билетов на воздушный транспорт имеет несколько особенностей. Подобное бронирование может осуществляться двумя основными способами: через агентство авиакомпаний и через системы бронирования.

Туристическая фирма может заключить договор на бронирование (квоту) определенного количества мест на регулярных рейсах для своих туристов.

Основные правила и требования при бронировании билетов воздушного транспорта: 1) авиакомпания самостоятельно может разрабатывать правила и порядок бронирования билетов; 2) необходимо соблюдать установленный порядок бронирования авиакомпании; 3) забронированные места должны быть задокументированы и оформлены надлежащим образом; 4) в случае, если пассажир заказывает двойную бронь (на два времени отправления пли два разных рейса) и очевидно, что он воспользуется лишь одним из них, оформление подобной брони запрещается; 5) у авиакомпании всегда должны быть контактные телефоны, по которым пассажир может связаться во время рейса; 6)

если пассажир отказывается от брони, он должен заблаговременно сообщить об этом в авиакомпанию.

В этом случае авиакомпания отменяет бронь, а также все услуги, предназначенные для данного пассажира.

 

Достаточно часто туристические организации заключают с авиакомпаниями договор на квоту (блок) мест на регулярных авиарейсах. Она может быть жесткой или мягкой. При жесткой квоте в случае неиспользования заказанных средств ответственность и все финансовые потери несет турфирма. При мягкой квоте предполагается, что турфирма может отказаться от квоты или ее части в связи с нереализацией какой-либо части путевок туристам. Туристическая фирма заблаговременно сообщает об отказе, чтобы авиакомпания могла реализовать билеты другим лицам.

Между авиакомпанией и туристической фирмой заключается договор, который должен содержать: 1) график функционирования туров фирмы в двух направлениях с указанием мест назначения; 2) число путешествующих граждан (сколько мест нужно зарезервировать); 3) скидки и льготы на квоту мест; 4) сроки подачи заявок на квоту и выкупа билетов; 5) сроки, в которые фирма может отказаться от билетов; 6) порядок возврата выкупных билетов; 7) ответственность при возврате билетов; 8) тарифы на билеты, условия льготных тарифов.

Полезно будет знать, что помимо регулярных и дополнительных рейсов могут проводиться так называемые чартерные перевозки. Время вылета при таких перевозках не регламентировано расписанием.

Чартерные перевозки имеют ряд особенностей. Рассмотрим эти особенности подробнее. 1. Чартерный рейс выполняется по заказу. Заказчиком подобного рейса может выступать: 1) отдельный туроператор, способный обеспечить загрузку борта. Как правило, такие туроператоры организуют туры по массовым (популярным) направлениям; 2) объединение туроператоров (пул туроператоров). Это союз, который направлен на выкуп чартерной линии. Подобное объединение происходит тогда, когда стоимость рейса оказывается слишком высокой, невыгодной для одного туроператора. В пуле туроператоров имеется один или несколько главных (консолидирующих) туроператоров. Ими могут быть либо генераторы идеи выкупа чартерной линии, либо операторы, на чью долю приходится большее количество место для пассажиров в самолете. Операторы, входящие в пул, распределяют между собой количество кресел на борту (блоки мест), и в случае непредвиденных обстоятельств (например, в случае нереализации билетов либо несвоевременной оплаты) финансовая ответственность отдельного туроператора ограничивается размером его блока мест; 3) авиакомпании могут организовывать чартерные рейсы на своих самолетах для того, чтобы получить большую прибыль, повысить имидж и репутацию. Чартерные перевозки могут позволить себе лишь те авиакомпании, чья загруженность авиалиний позволяет найти дополнительно время и средства для организации чартерных перевозок; 4)

авиаброкеры - это организации, основная деятельность которых заключается в бронировании чартерных авиарейсов, фрахтовании воздушных судов, заключении договоров о страховании самолетов и грузов, перевозимых воздушным транспортом. Услуги авиаброкеров очень удобны для операторов, несмотря на весомую переплату за них. Авиаброкеры предлагают следующие услуги: отсрочки платежа, выгодные для туроператора; более приемлемые и удобные для туроператоров размеры блоков мест на рейсе и т. д. Также услугами авиаброкеров удобно пользоваться в случае географической удаленности операторов от авиакомпании, либо недоверие авиалиний к туроператору на основании прошлого негативного опыта и т. д. 2.

 

Чартерные рейсы организовываются в любое время по желанию заказчика. Однако следует согласовывать время и место вылета и приземления с движением воздушного транспорта в аэропортах, затронутых в маршруте. 3.

 

Приобретение билетов на чартерные рейсы возможно только в обе стороны («туда - обратно »). 4.

 

Стоимость перелета, условия предоставления скидок и льгот устанавливаются заказчиком рейса. Эти условия устанавливаются заказчиком исходя из затраченных на организацию чартера средств и величины предполагаемой прибыли. 5.

 

Билеты на чартерный рейс распространяются заказчиком, уполномоченными лицами и службами авиакомпании.

 

Чартерные перевозки получили распространение для массовых направлений, так как массовость обеспечивает стабильность вылета без угрозы срыва по причине незагруженности рейса пассажирами. Поэтому индивидуальных пассажиров лучше всего направлять на регулярные рейсы.

Трансферы. Встреча и проводы туристов

Наземные службы в момент подготовки полета или по его завершению могут оказывать туристам различные услуги. Аэропорт обычно удален от места пребывания туристов, поэтому для повышения качества обслуживания в самом городе существует аэровокзал, где желающие могут купить билеты на авиарейсы. От аэровокзала в аэропорт следуют автобусы. Наземные услуги часто организовываются заказчиком-туроператором, однако реализуются они отдельными самостоятельными подразделениями, выполняющими указания туроператора.

Это могут быть билетные кассы, услуги различных служб на аэровокзале, специальные организации, предоставляющие трансфер туристам. К трансферам относится любая перевозка туриста внутри туристического центра. Это может быть доставка с вокзала, из аэропорта или морского порта в гостиницу и обратно; с одного вокзала, аэро- или морского порта на другой; из гостиницы в театр, кино, музей и обратно. В трансферы некоторых компаний входит контроль за посадкой на рейс, прохождение таможни.

Некоторые компании предоставляют услуги в У1Р-залах аэропортов: внеочередное прохождение паспортного контроля и регистрации билетов, выдачу багажа, услуги сопровождающего и др.

К услугам наземных служб относятся: 1)

ожидание и встреча туристов; 2)

регистрация туристов и их багажа; 3)

оформление формальностей, часто на выгодных в отличие от обычных условиях; 4)

другие услуги.

 

Чем лучше развиты услуги трансфера, тем лучше впечатления останутся у туриста от поездки. Именно поэтому очень важно продумать маршрут и условия передвижения туристов, а также обеспечить комфорт такого передвижения.

Безопасность при транспортных путешествиях

Рассмотрим требования безопасности на различных видах транспорта.

Требования безопасности на железнодорожном транспорте. Перед отправлением проводится инструктаж по технике безопасности, согласно которому: вход в вагон осуществляется в порядке очереди не позднее чем за 2-3 минуты до отправления поезда, запрещено садиться в вагоны и выходить из них во время движения состава, при посадке вещи необходимо сразу занести в вагон на свое место, во время стоянки поезда запрещено удаляться от вагона на большие расстояния, стоянка поезда может быть сокращена при его опоздании.

 

В пути следования поезда запрещается: 1)

выбрасывать мусор из окон; 2)

останавливать движение состава стоп-краном; 3)

нарушать покой пассажиров и режим работы работников поезда; 4)

находиться в поезде в нетрезвом состоянии; 5)

курить в вагоне; 6)

провозить «опасный» багаж; 7)

находиться на подножках вагонов, в переходах между вагонами, на открытом подвижном составе.

При путешествии в электропоездах следует соблюдать следующие меры безопасности: 1) входить и выходить из вагона нужно заранее; 2)

запрещается препятствовать закрытию дверей; 3) открывать окна только с правой стороны по ходу движения поезда и с согласия пассажиров, сидящих сзади; 4) запрещается курить; 5) запрещается провозить «опасный» багаж.

При заболевании туриста руководитель группы должен обратиться к проводнику за аптечкой.

В штате поезда в обязательном порядке должен находиться врач.

Требования безопасности на воздушном транспорте. Для пассажирских перевозок создаются максимальные условия безопасности полетов. Прежде всего, не все люди хорошо переносят полет. Некоторые пассажиры, особенно при взлете и посадке пли тряске самолета на воздушных турбулентных потоках, испытывают тошноту и головокружение. Таким пассажирам выдаются гигиенические пакеты. При недостаточности кислорода на борту имеются индивидуальные кислородные аппараты (маски). Для пассажиров, не переносящих высоту, не рекомендуется сидеть в креслах у окна. Запрещается массовое хождение пассажиров по салону самолета. Курение разрешается только в отведенных местах. Чаще курение на борту вообще запрещено.

При технических неисправностях, которые не позволяют продолжать полет, производится аварийная посадка самолета. Подобная посадка может производиться на землю или на воду. При аварийной посадке пассажирам самолета необходимо застегнуть ремни безопасности, предварительно отрегулировав их. При аварийной посадке пассажирам рекомендуется: 1)

вынуть из одежды расчески, ручки и иные мелкие предметы; 2)

снять очки, галстук (шейный платок), туфли на высоких каблуках; 3)

занять позу сидя в кресле. Следует нагнуться и обхватить колени руками, прижав голову.

На случай аварийной посадки воздушного судна и экстренной высадки пассажиров на землю (воду) самолеты оборудованы несколькими аварийными выходами (люками), снабженными надувными трапами, по которым пассажиры могут быстро спуститься на землю (воду).

В том случае, если самолет приземляется на воду, всем пассажирам выдаются спасательные надувные жилеты, которые находятся в багажных отделениях над (под) каждым креслом. Каждый самолет должен быть оборудован надувной спасательной лодкой.

Все авиаперевозчики уделяют большое внимание проблеме безопасности воздушных полетов, так как она является чрезвычайно актуальной в настоящее время.

Проблема обеспечения безопасности полетов и эксплуатации воздушных судов волнует всех перевозчиков. Перевозчики создают объединения, которыми разрабатываются единообразные международные и национальные нормы обеспечения безопасности.

В целях обеспечения безопасности осуществляется контроль над техническим состоянием самолетов. В аэропортах и на ремонтных стоянках все самолеты охраняются.

Перед посадкой в самолет все пассажиры проходят таможенный и паспортный контроль.

Требования безопасности на автомобильном транспорте. Дорожно-транспортные происшествия (аварии) могут происходить как по вине водителей или пешеходов, так и по вине пассажиров транспортных средств.

Общие обязанности водителей транспортных средств закреплены в Правилах дорожного движения РФ (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090).

Водителям автотранспортных средств запрещается: 1)

доверять управление транспортным средством лицу, не имеющему водительских прав; 2)

 

управлять транспортным средством в нетрезвом состоянии либо в состоянии сильной усталости, сонливости; 3)

принимать пищу, разговаривать по телефону во время движения автотранспортного средства, отвлекаться от управления транспортным средством; 4)

спать в кабине автотранспортного средства при работающем двигателе.

Водителю запрещается отклоняться от намеченного маршрута, который указан в графике следования.

При вождении транспортного средства водитель обязан соблюдать правила дорожного движения, контролировать все данные приборов автомобиля. При выявлении неисправностей водитель должен принять все необходимые меры по их устранению. В том случае, если водитель не может самостоятельно устранить неполадки он должен связаться с техническими службами либо обратиться за помощью к другим водителям. Перед выездом водитель подтверждает исправность средства в путевом листе.

Правила дорожного движения закрепляют определенные скоростные режимы для различных видов автомобильного транспорта, нарушение которых влечет наступление ответственности. Рассмотрим требования безопасности на различных видах транспорта.

Требования безопасности на железнодорожном транспорте. Перед отправлением проводится инструктаж по технике безопасности, согласно которому: вход в вагон осуществляется в порядке очереди не позднее чем за 2-3 минуты до отправления поезда, запрещено садиться в вагоны и выходить из них во время движения состава, при посадке вещи необходимо сразу занести в вагон на свое место, во время стоянки поезда запрещено удаляться от вагона на большие расстояния, стоянка поезда может быть сокращена при его опоздании.

В пути следования поезда запрещается: 1)

выбрасывать мусор из окон; 2)

останавливать движение состава стоп-краном; 3)

нарушать покой пассажиров и режим работы работников поезда; 4)

находиться в поезде в нетрезвом состоянии; 5)

курить в вагоне; 6)

провозить «опасный» багаж; 7)

находиться на подножках вагонов, в переходах между вагонами, на открытом подвижном составе.

При путешествии в электропоездах следует соблюдать следующие меры безопасности: 1) входить и выходить из вагона нужно заранее; 2)

запрещается препятствовать закрытию дверей; 3)

открывать окна только с правой стороны по ходу движения поезда и с согласия пассажиров, сидящих сзади; 4)

запрещается курить; 5)

запрещается провозить «опасный» багаж.

При заболевании туриста руководитель группы должен обратиться к проводнику за аптечкой.

В штате поезда в обязательном порядке должен находиться врач.

Требования безопасности на воздушном транспорте. Для пассажирских перевозок создаются максимальные условия безопасности полетов. Прежде всего, не все люди хорошо переносят полет. Некоторые пассажиры, особенно при взлете и посадке пли тряске самолета на воздушных турбулентных потоках, испытывают тошноту и головокружение. Таким пассажирам выдаются гигиенические пакеты. При недостаточности кислорода на борту имеются индивидуальные кислородные аппараты (маски). Для пассажиров, не переносящих высоту, не рекомендуется сидеть в креслах у окна. Запрещается массовое хождение пассажиров по салону самолета. Курение разрешается только в отведенных местах. Чаще курение на борту вообще запрещено.

 

При технических неисправностях, которые не позволяют продолжать полет, производится аварийная посадка самолета. Подобная посадка может производиться на землю или на воду. При аварийной посадке пассажирам самолета необходимо застегнуть ремни безопасности, предварительно отрегулировав их. При аварийной посадке пассажирам рекомендуется: 1)

вынуть из одежды расчески, ручки и иные мелкие предметы; 2)

снять очки, галстук (шейный платок), туфли на высоких каблуках; 3)

занять позу сидя в кресле. Следует нагнуться и обхватить колени руками, прижав голову.

На случай аварийной посадки воздушного судна и экстренной высадки пассажиров на землю (воду) самолеты оборудованы несколькими аварийными выходами (люками), снабженными надувными трапами, по которым пассажиры могут быстро спуститься на землю (воду).

В том случае, если самолет приземляется на воду, всем пассажирам выдаются спасательные надувные жилеты, которые находятся в багажных отделениях над (под) каждым креслом. Каждый самолет должен быть оборудован надувной спасательной лодкой.

Все авиаперевозчики уделяют большое внимание проблеме безопасности воздушных полетов, так как она является чрезвычайно актуальной в настоящее время.

Проблема обеспечения безопасности полетов и эксплуатации воздушных судов волнует всех перевозчиков. Перевозчики создают объединения, которыми разрабатываются единообразные международные и национальные нормы обеспечения безопасности.

В целях обеспечения безопасности осуществляется контроль над техническим состоянием самолетов. В аэропортах и на ремонтных стоянках все самолеты охраняются.

Перед посадкой в самолет все пассажиры проходят таможенный и паспортный контроль.

Требования безопасности на автомобильном транспорте. Дорожно-транспортные происшествия (аварии) могут происходить как по вине водителей или пешеходов, так и по вине пассажиров транспортных средств.

Общие обязанности водителей транспортных средств закреплены в Правилах дорожного движения РФ (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090).

Водителям автотранспортных средств запрещается: 1)

доверять управление транспортным средством лицу, не имеющему водительских прав; 2) управлять транспортным средством в нетрезвом состоянии либо в состоянии сильной усталости, сонливости; 3)

принимать пищу, разговаривать по телефону во время движения автотранспортного средства, отвлекаться от управления транспортным средством; 4)

спать в кабине автотранспортного средства при работающем двигателе.

Водителю запрещается отклоняться от намеченного маршрута, который указан в графике следования.

При вождении транспортного средства водитель обязан соблюдать правила дорожного движения, контролировать все данные приборов автомобиля. При выявлении неисправностей водитель должен принять все необходимые меры по их устранению. В том случае, если водитель не может самостоятельно устранить неполадки он должен связаться с техническими службами либо обратиться за помощью к другим водителям. Перед выездом водитель подтверждает исправность средства в путевом листе.

Правила дорожного движения закрепляют определенные скоростные режимы для различных видов автомобильного транспорта, нарушение которых влечет наступление ответственности.