Внешние эффекты и общественные блага.
Особой заботой государства (в рамках госрегулирования экономики) являются так называемые внешние эффекты и общественные блага (товары и услуги). Внешние эффекты в рыночной экономике – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются внешними, поскольку затрагивают не только участников сделки, но и третьих лиц. Внешние эффекты имеют место по итогам производства и потребления.
Отрицательный внешний эффект состоит в том, что один из участников сделки наносит ущерб третьим лицам, вызывает у них издержки, называемые социальными. При этом указанный участник сделки экономит свои, допустим, производственные издержки. Классическим примером внешних отрицательных издержек служит работа целлюлозно – бумажного комбината, который отравляет воду, экономя на очистных сооружениях. Население же, пользующееся отравленной водой, вынуждено нести затраты на очистку воды, охрану своего здоровья и т.д.
Положительные внешние эффекты возникают, когда деятельность экономического агента приносит выгоду другим лицам. Примером является сфера образования. От получения хорошего образования выигрывает не только данный гражданин, но и предприятие, где он работает, и все общество. Поэтому государство должно ограничивать отрицательные внешние эффекты и стимулировать положительные, чему служат корректирующие налоги и государственные субсидии.
Общественными принято называть блага, служащие удовлетворению коллективных потребностей, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может дать рынок.
Свойства общественных благ:
1. Потребляются коллективно, сообща;
2. Не могут быть исключены из потребления, даже если часть граждан не желает потреблять эти блага, допустим, национальной обороны или федерального парламента;
3. Их предложение обеспечивается государством;
4. Государству неизвестны индивидуальные потребности в общественных благах;
5. Индивидуальное потребление общественного блага не наносит ущерба интересам других потребителей.
Общественные блага связывают коллективные потребности с налоговой и бюджетной политикой государства. Из концепции общественных благ вытекают следующие выводы для экономической политики государства:
1. Необходимо поддержание равновесия между доходами и расходами госбюджета.
2. Структура бюджетных расходов должна соответствовать структуре спроса на общественные блага.
3. С увеличением или уменьшением спектра общественных благ соответственно должен изменяться госбюджет.