Внешние эффекты и общественные блага.

 

Особой заботой государства (в рамках госрегулирования экономики) являются так называемые внешние эффекты и общественные блага (товары и услуги). Внешние эффекты в рыночной экономике – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются внешними, поскольку затрагивают не только участников сделки, но и третьих лиц. Внешние эффекты имеют место по итогам производства и потребления.

Отрицательный внешний эффект состоит в том, что один из участников сделки наносит ущерб третьим лицам, вызывает у них издержки, называемые социальными. При этом указанный участник сделки экономит свои, допустим, производственные издержки. Классическим примером внешних отрицательных издержек служит работа целлюлозно – бумажного комбината, который отравляет воду, экономя на очистных сооружениях. Население же, пользующееся отравленной водой, вынуждено нести затраты на очистку воды, охрану своего здоровья и т.д.

Положительные внешние эффекты возникают, когда деятельность экономического агента приносит выгоду другим лицам. Примером является сфера образования. От получения хорошего образования выигрывает не только данный гражданин, но и предприятие, где он работает, и все общество. Поэтому государство должно ограничивать отрицательные внешние эффекты и стимулировать положительные, чему служат корректирующие налоги и государственные субсидии.

Общественными принято называть блага, служащие удовлетворению коллективных потребностей, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может дать рынок.

Свойства общественных благ:

1. Потребляются коллективно, сообща;

2. Не могут быть исключены из потребления, даже если часть граждан не желает потреблять эти блага, допустим, национальной обороны или федерального парламента;

3. Их предложение обеспечивается государством;

4. Государству неизвестны индивидуальные потребности в общественных благах;

5. Индивидуальное потребление общественного блага не наносит ущерба интересам других потребителей.

Общественные блага связывают коллективные потребности с налоговой и бюджетной политикой государства. Из концепции общественных благ вытекают следующие выводы для экономической политики государства:

1. Необходимо поддержание равновесия между доходами и расходами госбюджета.

2. Структура бюджетных расходов должна соответствовать структуре спроса на общественные блага.

3. С увеличением или уменьшением спектра общественных благ соответственно должен изменяться госбюджет.