Философско-социальные теории

Стремление к преодолению отсталости, борьба за уничтожение крепостничества, а затем и самодержавия, растянувшаяся на многие годы, обусловили тесную связь философско-социальных теорий с практикой революционного движения. Поэтому в рус­ской философии почти полностью отсутствуют так называе­мое системотворчество и отвлеченное философствование. Все философы были включены в сферу практически-политических вопросов, волновавших современников. Конечно, наклонности к умозрительным спекуляциям имели место, но далеко не в том виде и не в той мере, как это было, например, в Германии. По­этому отношение к философии со стороны правительства было весьма настороженным. Считалось, что «польза от философии не доказана, а вред возможен». Философия в России подверглась систематическим гонения, а с середины XIX века было запреще­но ее преподавание во всех высших учебных заведениях страны. Поэтому философия искала выход в публицистике, литературной критике, в искусстве, тесно переплетаясь с другими формами общественного сознания, особенно с литературой. Как заметил в свое время А. Герцен, у народа, «лишенного общественной сво­боды, литература — единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести».

Русская философская литература была насыщена полеми­кой, острой критикой существующих порядков, сопровождаю­щейся выдвижением разнообразных позитивных социальных программ. Но в то же время она самокритична, поскольку вы­нуждена была оперативно реагировать на все изменения в со­циальной и политической жизни страны, а значит, исключался застой мышления. Но при этом сохранялся догматизм по отно­шению к своему «символу веры», то есть к избранному направ­лению общественной мысли.

Философия, отрешенная от жизни и замкнутая в умозрительных конструкциях в России не могла рассчитывать на успех. Поэтому именно в России раньше, чем где бы то ни было, философия оказалась сознательно подчинена решению насущ­ных задач, стоящих перед обществом.