Примерная тематика рефератов

1. Цивилизация России: проблемы, дискуссии, факты.

2. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории.

3. Эпоха «Великого переселения народов» в судьбе древних славян.

4. Проблемы этногенеза восточных славян.

5. Роль государственности в истории российской цивилизации.

6. Особенности развития традиционного общества Древней Руси.

7. Принятие христианства и его значение в судьбе Древнерусского государ­ства.

8. Роль Византийского наследия в русской истории.

9. Особенности субцивилизационного развития Северо-Западной и Северо- восточной Руси.

10.Роль татаро-монгольского нашествия в оценках историков.

11.Альтернативы в развитии российской государственности в XIV-XVI вв.

12.Иван III-его роль в формировании Московского государства.

13.Крепостничество причины его возникновения и роль в истории России.

14.Особенности политического развития Московского государства в XVI веке.

15.Проблемы формирования русского самодержавия в истории.

16.Ливонская война: предпосылки, ход, итоги.

17.Кризис российской государственности в конце XVI- начале XVII вв.

18.Роль православной церкви в истории Московского государства (XVI-XVII вв.)

19.Связь событий «Смутного времени» с эпохой Ивана Грозного.

20.Юридическое оформление системы крепостного права в России.

21.Постепенный переход к абсолютизму в период правления первых Рома­новых.

22.Основные направления внешней политики России в XVII веке.

23.Национально-государственная идея в эпоху Петра I.

24.Особенности становления Российской империи.

25.Петровские преобразования и их роль в истории России.

26.Основание города Петра на Неве.

27. Дворцовые перевороты и их место в истории России.

28.Изменения в духовном мире русского человека в XVIII веке.

29.Характер и направленность реформ Екатерины Великой.

30.Административные реформы Павла I.

31.Отечественная война 1812г. и российское общество.

32.Проблема декабризма в истории России.

33.Национально-государственная идея в николаевскую эпоху.

34.Проблема российской самоидентификации в 30-4е гг. Х1Хв.

35.Причины Кавказской войны (XIX в.) и ее роль в истории народов России.

36.Реформы и контрреформы в России (XIX век - Вт. половина).

37.Российский либерализм: сущность и своеобразие.

38.Особенности экономического развития России на рубежах XIX-XX вв.

39.Многопартийность и парламентизм в истории России (конец XIX- начало XX вв.)

40.Политическое масонство в России в начале XX века.

41.1917год в судьбе России.

42.Октябрь 1917-го- случайность, неизбежность, закономерность?

43.Октябрь 1917г.: утопический эксперимент или новая цивилизация.

44.Особенности социальной политики большевистской власти в 1917-1920 гг.

45.Основы национально-государственной идеи советской государственно­сти.

46.Формирование однопартийной (большевистской) системы в советской России.

47.Причины победы большевиков в гражданской войне.

48.Влияние гражданской войны и «военного коммунизма» на российское общество.

49.НЭП-альтернатива или объективная необходимость?

50.Альтернативные варианты развития советского общества в конце 20-х го­дов.

51.Успехи и издержки индустриализации СССР.

52.Сущность сталинского тоталитаризма.

53.Итоги развития СССР в 30-е годы.

54.Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны.

55.Проблема собственности в программах политических партий России в нач.ХХ в.

56.Война как фактор цивилизационного развития.

57.Социокультурные, экономические, духовные и политические аспекты во­енной истории.

58.Смерть Сталина. Борьба за власть.

59.«Оттепель» в духовной жизни советского общества.

60.Условия и характерные черты развития советской культуры в послево­енный период.

61.«Холодная война»: причины и последствия.

62.Советско-американские отношения: Карибский кризис.

63.Реформы Н.С.Хрущева.

64.СССР в середине 60-х годов.

65.Диссидентское движение в СССР и его роль в истории страны.

66.СССР на пороге кризиса.

67.Политические и социально-экономические причины реформирования со­ветского общества во второй половине 80-х годов.

68.М.Горбачев. Противоречия политики обновления социализма.

69.Политическая реформа 1988г.: замысел и результаты.

70.Политический кризис 1991 года (ГКЧП) и крах социалистического ре­форматорства в СССР.

71.Распад СССР.

72.РФ в 90-е годы: «шоковая терапия» и формирование рыночных отноше­ний в экономике страны.

73.Либеральная концепция перемен в России. Переход к рынку, формирова­ние гражданского общества и правового государства.

74.Конституционный кризис 1993 года в России и демонтаж системы власти Советов.

75.Делигитимация государственной власти в постперестроечной России.

76.Проблемы современной Кавказской войны.

77.Современный этап политического и экономического состояния России.

78.Противоречия в развитии российского общества в конце XX - h.XXI сто­летия.

79.Становление новой российской государственности.

80.Внешнеполитическая деятельность России в условиях новой геополити­ческой ситуации.

81.Принципы и цели внешней политики СССР, РФ (определить годы).

82.Конституционно-правовые основы внешней политики РФ.

83.Локальные вооруженные конфликты в современном мире.

84.Особенности взаимоотношений Русской Православной Церкви и совет­ского государства.

85.Цивилизационное и геополитическое взаимодействие России с Восто­ком.

86.Патриотические идеи современной России.

87.Глобализирующийся мир и Россия в условиях цивилизационных разло­мов.

88.Значение традиций и ценностных ориентации в формировании совре­менной российской идеологии.

89.Идеология и партийный плюрализм в современной России.

90.Новая экономика России в условиях глобализации.

 

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

9.1 Основная литература

1. История России с древнейших времен до наших дней/ под ред. А.Н. Сахарова.-

М.: ТК Велби: Проспект, 2008.- 768с.

2. Мунчаев,Ш.М., Устинов ,В.М. История России: учебник для вузов.- 5-е изд.,

перераб. и доп.- М.: Норма, 2011.-752 с. МОРФ

3. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева,

Т.А. Сивохина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – 528 с.

9.2 Дополнительная литература

1. История России 19- нач. 20в.: учебник / под ред. В.А. Федорова.- 4-е изд., перераб. И доп.- М.: Проспект, 2006.- 536с. УМО 2. Мунчаев,Ш.М., Устинов ,В.М. История России: учебник для вузов.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Норма, 2006.-784с. МОРФ 3. Барсенков, А.С., Вдовин, А.И. История России 1917-2004: учеб. пособие для студ. вузов- М.: Аспект Пресс, 2006.- 816с. УМО РФ 4. Дворниченко ,А.Ю. и др. История России: учебник.- М.: Проспект, 2008.- 472с. 5. Дворниченко, А.Ю. и др. Русская история с древнейших времен до наших дней. 6-е изд., стер.- СПб.: Лань, 2005.- 448с. 6. История России: учеб. пособие/ Под ред. Л.И. Семенниковой.- 6-е изд..- М.: Кн. дом «Университет», 2006.-400с. 7. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие/ авт.-сост. А.С. Орлов и др.- М.: Проспект, 2008.- 592с.   9.3 Периодические издания 9.4 Интернет – ресурсы 1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: электронный учебник. – М.: КНОРУС, 2010.   9.5 Методические указания к практическим занятиям и другим видам самостоятельной работы Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций. При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов в форме игры “Что? Где? Когда?”и т.д. На практических и семинарских занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе. Для проведения занятий необходимо иметь большой банк заданий и задач для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности. В зависимости от дисциплины или от ее раздела можно использовать два пути: 1. Давать определенное количество задач для самостоятельного решения, равных по трудности, а оценку ставить за количество решенных за определенное время задач. 2. Выдавать задания с задачами разной трудности и оценку ставить за трудность решенной задачи. По результатам самостоятельного решения задач следует выставлять по каждому занятию оценку. Оценка предварительной подготовки студента к практическому занятию может быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум - 10 минут. Таким образом, при интенсивной работе можно на каждом занятии каждому студенту поставить по крайней мере две оценки. По материалам модуля или раздела целесообразно выдавать студенту домашнее задание и на последнем практическом занятии по разделу или модулю подвести итоги его изучения (например, провести контрольную работу в целом по модулю), обсудить оценки каждого студента, выдать дополнительные задания тем студентам, которые хотят повысить оценку. Результаты выполнения этих заданий повышают оценку уже в конце семестра, на зачетной неделе, т.е. рейтинговая оценка на начало семестра ставится по текущей работе только, а рейтинговая оценка на конец зачетной недели учитывает все дополнительные виды работ. Из различных форм СРС для практических занятий на старших курсах наилучшим образом подходят “деловые игры”. Тематика игры может быть связана с конкретными производственными проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д. Цель деловой игры - в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения. При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять СРС как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания. Активность работы студентов на обычных практических занятиях может быть усилена введением новой формы СРС, сущность которой состоит в том, что на каждую задачу студент получает свое индивидуальное задание (вариант), при этом условие задачи для всех студентов одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом выполнения задачи преподаватель дает лишь общие методические указания (общий порядок решения, точность и единицы измерения определенных величин, имеющиеся справочные материалы и т.п. ). Выполнение СРС на занятиях с проверкой результатов преподавателем приучает студентов грамотно и правильно выполнять технические расчеты, пользоваться вычислительными средствами и справочными данными. Изучаемый материал усваивается более глубоко, у студентов меняется отношение к лекциям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в решении задачи. Это улучшает посещаемость как практических, так и лекционных занятий. Другая форма СРС на практических занятиях может заключаться в самостоятельном изучении принципиальных схем, макетов, программ и т.п., которые преподаватель раздает студентам вместе с контрольными вопросами, на которые студент должен ответить в течение занятия.     9.6.Методические указания к написанию рефератов. Согласно учебного плана подготовки студентов в системе вузовского обучения в качестве аудиторных занятий предусматриваются лекции и семинары, по окончании которых студенты должны, освоив материал, сдать экзамен. Предусматривается также написание реферата по отечественной истории, который рассматривается как форма знакомства студента с методикой первого самостоятельного научного исследования. Здесь студент приобретает опыт анализа и критики исторических источников, изучения и использования научных монографий и статей для раскрытия того или иного вопроса. Темы реферата студенты выбирают либо на основе списка, предложенного преподавателем, читающим курс отечественной истории, либо по своей инициативе, но, обязательно согласовав ее с преподавателем. Реферат(от латинского "докладывать", "сообщать") представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников или краткое изложение книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением. Такое определение реферата даёт ГОСТ 7.9-77. «Реферат и аннотация». Реферат - важный вид самостоятельной работы, одна из форм изучения истории, способствующих углубленному усвоению проблем курса, формированию навыков научно-исследовательской работы студентов. Он выполняется в письменном виде, требует от студента теоретического осмысления первоисточников, умения применять усвоенные знания в анализе исторических событий прошлого и современной общественно-политической жизни, получения навыков работы с литературой, грамотного изложения изученной темы. Написание реферата практикуется в учебном процессе вуза в целях приобретения студентом необходимой профессиональ­ной подготовки, развития умения и навыков самостоятельного научного поиска: изучения литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выделения главного, формулирования выводов и т. п. С помощью рефератов студент глубже постигает наиболее сложные проблемы курса, учится лаконично излагать свои мысли, правильно оформлять работу, докладывать результаты своего труда. Подготовка рефератов способствует формированию политической культуры у будущего специалиста, закреплению у него полученных знаний, развитию умения самостоятельно анализировать многообразные общественно-политические явления современности, вести полемику. Современные требования к реферату — точность и объективность в передаче информации, полнота отображения основных элементов содержания, доступность восприятия текста, как по содержанию, так и по форме. В реферате указываются пути и методы исследования вопроса. Приводятся основные фактические данные, излагаются выводы автора, показывается, что нового вносит реферируемый материал в теорию или практику. Реферат позволяет в такой мере ознакомиться содержанием произведения печати, что читателю становится ясно, найдет ли он в этом материале ответ на интересующие его вопросы. Задача реферата — не только сообщить о содержании реферируемой работы, но и дать представление о вновь возникших проблемах в соответствующей отрасли науки. Рефераты пишутся по наиболее актуальным темам. В них на основе тщательного анализа и обобщения научного материала сопоставляются различные взгляды авторов и опреде­ляется собственная позиция студента с изложением соответ­ствующих аргументов. Темы рефератов должны охватывать и дискуссионные вопросы курса. Они призваны отражать передовые научные идеи, обобщать тенденции современности. Рекомендованная преподавателем тематика рефератов примерная. Студент при желании может сам предложить ту или иную тему, предварительно согласовав ее с научным руководителем. Реферат, как правило, состоит из введения, в котором кратко обосновывается актуальность, научная и практическая значимость избранной темы, основной части, разделённой на главы и параграфы, содержа­щих суть проблемы и пути ее решения, и заключения, где формируются выводы, оценки, предложения. В работе обязательно должны присутствовать оглавление с указанием страниц и список источников и литературы. При необходимости в конце реферата даются приложения: таблицы, схемы карты, фотографии, фрагменты документов и т.п. Работа по написанию реферата состоит из нескольких этапов: 1. Выбор темы Студенту предоставляется право самостоятельно выбрать тему реферата. Главными факторами, определяющими выбор темы, являются: актуальность проблемы, личные склонности студента с учетом его знаний и интересов, выявившихся в процессе обучения. Не рекомендуется брать широкую тему, т. к. она вряд ли может быть раскрыта из-за ограниченности объема реферата (15-17 страниц машинописного текста). 2. Подбор источников и литературы К историческим источникам и литературе относятся: государственные, правительственные документы, работы ученых, сборники различных материалов, публикации в научных периодических изданиях, мемуарная литература. Подспорьем при составлении списка литературы и источников может быть рекомендуемая литература к рефератам. 3. Изучение источников и литературы Работу с научной исторической литературой лучше начинать с основных, обобщающих трудов, переходя затем к частным исследованиям. Особое внимание надо обратить на новую литературу, вышедшую из печати в 1995 – 2008 гг. Читая историческую литературу, необходимо рассмотреть позиции каждого из избранных авторов. В случае нескольких точек зрения нужно указать, чью из них разделяет студент. Если у автора реферата сформируется своя позиция, то следует дать ее обоснование. 4. Составление плана В плане реферата определяются структура и основное содержание. Он может быть простым и развернутым (с подпунктами). В план рекомендуется включить не более 3 - 4 вопросов (см. образец 2). 5. Основное содержание реферата Написание реферата начинается оформлением титульного листа. На титульном листе студент указывает название вуза, кафедры, полное наименование темы реферата, свою фамилию и инициалы, а также ученую степень, звание, фамилию и инициалы научного руководителя, а в самом конце — дату написания работы и личную подпись (образец1). Затем следует план работы (образец 2). С нового листа излагается содержание реферата. Оптимальный объем реферата по истории России - 15-17 страниц машинописного (компьютерного) текста (через 2 интервала) или рукописного, но по объему равного машинописному. Почерк должен быть разборчивым и аккуратным. Во введении необходимо раскрыть актуальность, причины выбора данной темы, определить цели и задачи реферата, дать краткий обзор использованных источников и литературы. Излагая текст главной части реферативной работы, надо придерживаться плана, выделять заголовками разделы. Необходимо убедительно раскрыть исторические процессы и события, аргументируя их. Рекомендуется избегать общих положений, не подкрепленных конкретными данными, описательности, увлечения фактологией. Заслуживают одобрения работы студентов, где используется цифровой анализ, сопоставление данных и т.д. Не следует избегать постановки дискуссионных вопросов. Вопросы плана реферата должны быть неразрывно связаны по смыслу, иметь строгую логическую последовательность. Серьезное внимание следует уделить грамотности изложения текста. Писать надо понятно и логично, четко формулируя выводы и обобщения. Реферат завершается заключением, в котором необходимо подвести итоги рассуждений, сделать основные выводы по теме. Они должны быть лаконичными и конкретными. Важно показать связь с современностью (если это возможно), изложить личное отношение к проблеме. 6. Оформление и научно-справочный аппарат Текст реферата излагается на стандартных листах формата А4. Его следует писать на одной стороне листа. Каждая страница должна иметь поля (слева 30 мм, справа - не менее 10 мм, сверху - 15 мм., снизу - 20 мм). Все страницы работы - от титульной до последней - нумеруются. Нумерация начинается с с – 3 – «Введение» При использовании компьютера, рукопись следует набирать через 1,5 интервала, шрифтом Times New Roman Cyr или Arial Cyr, размер 14 пт (пунктов), при параметрах страницы: поля – 2,54 см (верхнее, нижнее, левое, правое), от края листа до колонтитулов 1,25 см (верхнего, нижнего), размер бумаги - А4. Номер страницы (колон-цифра) проставляется сверху в середине страницы (от центра), на первой странице (где план) номер не ставится. Приводимые в работе цитаты, заимствования, цифровые данные должны иметь ссылки на источники. Ссылки оформляются в соответствии с требованиями ныне действующих ГОСТов и приводятся в реферате в подстрочном примечании или даются в конце текста реферата (например: Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. С.34). Ссылки на журнальные статьи делаются в таком порядке: Шелохаев В.В. История, деформированная властью, или хождение по кругу. //Кентавр. 1994, № 2. С. 19. Газетные публикации оформляются следующим образом: Леонтьева Е. Изменится ли политика Центрального Банка? //Российская газета. 2000. 5 января. Каждая работа должна завершаться списком использованных источников и литературы. В него включаются публикации, имеющие методологическое значение и специальная литература, которая используется в данном реферате. Источники и литература в списке располагаются в следующем порядке: - официальные документы и источники (в хронологическом порядке); - книги, брошюры (в алфавитном порядке); - материалы периодической печати (в алфавитном порядке); - литература на иностранных языках (в алфавитном порядке). Приведенные в реферате диаграммы, таблицы, иллюстрации могут быть цветными или черно-белыми и расположены по ходу изложения текста, либо после списка использованных источников и литературы, как приложение. В конце работы студент ставит свою подпись и дату. Написанный реферат сдается в сроки, определенные учебным планом. Его качество учитывается при сдаче экзамена по предмету.     Образец 1 Титульный лист НАЗВАНИЕ ВУЗА ПИШЕТСЯ ПОЛНОСТЬЮ Кафедра…   НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ     Работу выполнил: студент ___ курса ___________ факультета Иванов И.К. Работу проверил: Профессор, доктор филос.наук ___________________А.Т.Каюмов   Набережные Челны, 2013 Образец 2 ПЛАН Введение. I. Основная часть. 1. Новая экономическая политика и основные итоги ее осуществления. 2. Реализация идей нэпа в период перестройки. 3. Значение опыта новой экономической политики в формировании рыночных отношений. Заключение. Приложения. Список использованных источников и литературы. Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных, банк расчетных, моделирующих, тренажерных программ и программ для самоконтроля, автоматизированные обучающие и контролирующие системы, информационные базы дисциплины или группы родственных дисциплин и другое. Это позволит организовать проблемное обучение, в котором студент является равноправным участником учебного процесса. Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля: - входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины; - текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических занятиях; - промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса; - самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям; - итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена; - контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины. В последние годы наряду с традиционными формами контроля – коллоквиумами, зачетами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы, то есть организация самостоятельной работы студентов производится на основе современных образовательных технологий. В качестве такой технологии в современной практике высшего профессионального образования часто рассматривается рейтинговая система обучения, позволяющая студенту и преподавателю выступать в виде субъектов образовательной деятельности, т.е. являться партнерами. Рейтинговая система обучения предполагает многобалльное оценивание студентов, но это не простой переход от пятибалльной шкалы, а возможность объективно отразить в баллах расширение диапазона оценивания индивидуальных способностей студентов, их усилий, потраченных на выполнение того или иного вида самостоятельной работы. Существует большой простор для создания блока дифференцированных индивидуальных заданий, каждое из которых имеет свою «цену». Правильно организованная технология рейтингового обучения позволяет с самого начала уйти от пятибалльной системы оценивания и прийти к ней лишь при подведении итогов, когда заработанные студентами баллы переводятся в привычные оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Кроме того, в систему рейтинговой оценки включаются дополнительные поощрительные баллы за оригинальность, новизну подходов к выполнению заданий для самостоятельной работы или разрешению научных проблем. У студента имеется возможность повысить учебный рейтинг путем участия во внеучебной работе (участие в олимпиадах, конференциях; выполнение индивидуальных творческих заданий, рефератов; участие в работе научного кружка и т.д.). При этом студенты, не спешащие сдавать работу вовремя, могут получить и отрицательные баллы. Вместе с тем, поощряется более быстрое прохождение программы отдельными студентами. Например, если учащийся готов сдавать зачет или писать самостоятельную работу раньше группы, можно добавить ему дополнительные баллы. Рейтинговая система - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, выполнения планового объема самостоятельной работы. Ведение многобалльной системы оценки позволяет, с одной стороны, отразить в балльном диапазоне индивидуальные особенности студентов, а с другой - объективно оценить в баллах усилия студентов, затраченные на выполнение отдельных видов работ. Так каждый вид учебной деятельности приобретает свою «цену». Получается, что «стоимость» работы, выполненной студентом безупречно, является количественной мерой качества его обученности по той совокупности изученного им учебного материала, которая была необходима для успешного выполнения задания. Разработанная шкала перевода рейтинга по дисциплине в итоговую пятибалльную оценку доступна, легко подсчитывается как преподавателем, так и студентом: 85%-100% максимальной суммы баллов - оценка «отлично», 70%-85% - оценка «хорошо», 50%-70% - «удовлетворительно», 50% и менее от максимальной суммы - «неудовлетворительно». При использовании рейтинговой системы: · основной акцент делается на организацию активных видов учебной · деятельности, активность студентов выходит на творческое осмысление предложенных задач; · во взаимоотношениях преподавателя со студентами есть сотрудничество и сотворчество, существует психологическая и практическая готовность преподавателя к факту индивидуального своеобразия «Я-концепции» каждого студента; · предполагается разнообразие стимулирующих, эмоционально- регулирующих, направляющих и организующих приемов вмешательства (при необходимости) преподавателя в самостоятельную работу студентов; · преподаватель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, готового предложить студентам минимально необходимый комплект средств обучения, а не только передает учебную информацию; обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателем, а развитие его индивидуальности выступает как одна из главных образовательных целей; · учебная информация используется как средство организации учебной деятельности, а не как цель обучения. Рейтинговая система обучения обеспечивает наибольшую информационную, процессуальную и творческую продуктивность самостоятельной познавательной деятельности студентов при условии ее реализации через технологии личностно-ориентированного обучения (проблемные, диалоговые, дискуссионные, эвристические, игровые и другие образовательные технологии). Большинство студентов положительно относятся к такой системе отслеживания результатов их подготовки, отмечая, что рейтинговая система обучения способствует равномерному распределению их сил в течение семестра, улучшает усвоение учебной информации, обеспечивает систематическую работу без «авралов» во время сессии. Большое количество разнообразных заданий, предлагаемых для самостоятельной проработки, и разные шкалы их оценивания позволяют студенту следить за своими успехами, и при желании у него всегда имеется возможность улучшить свой рейтинг (за счет выполнения дополнительных видов самостоятельной работы), не дожидаясь экзамена. Анализируя итоги опыта введения рейтинговой системы в некоторых вузах нашей страны, можно отметить, что организация процесса обучения в рамках рейтинговой системы обучения с использованием разнообразных видов самостоятельной работы позволяет получить более высокие результаты в обучении студентов по сравнению с традиционной вузовской системой обучения. Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а так же активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности. Введение рейтинга может вызвать увеличение нагрузки преподавателей за счет дополнительной работы по структурированию содержания дисциплин, разработке заданий разного уровня сложности и т.д. Но такая работа позволяет преподавателю раскрыть свои педагогические возможности и воплотить свои идеи совершенствования учебного процесса. Весьма полезным, на наш взгляд, может быть тестовый контроль знаний и умений студентов, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы и позволяет в большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализации рейтинговых систем, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента. Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине, индивидуализировать процесс обучения. Весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент сам проверяет свои знания. Не ответив сразу на тестовое задание, студент получает подсказку, разъясняющую логику задания и выполняет его второй раз. Следует отметить и все шире проникающие в учебный процесс автоматизированные обучающие и обучающе-контролирующие системы, которые позволяют студенту самостоятельно изучать ту или иную дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала. В заключение отметим, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя, поэтому данные рекомендации не претендуют на универсальность. Их цель - помочь преподавателю сформировать свою творческую систему организации самостоятельной работы.

в) программное обеспечение ___________________________________________________

____________________________________________________________________________

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы___________________

____________________________________________________________________________

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

____________________________________________________________________________

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

(указываются рекомендуемые модули внутри дисциплины или междисциплинарные модули, в состав которых она может входить, образовательные технологии, а также примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации)

____________________________________________________________________________

12. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях: лекция – презентация, диспут, «мозговой штурм», тестирование, собеседование, работа с малыми группами, эссе, контрольная работа.