Автоматизация информационных процессов

 

Было время, когда технические средства привлекались к решению информационных задач от случая к случаю. Эти устройства функционировали разрозненно. С 60-х годов прошлого века активно стала реализовываться идея автоматизации информационных процессов. Например, информация, предназначенная для передачи, автоматически, без участия людей, засекречивалась, передавалась, принималась, рассекречивалась и поступала к адресату. При необходимости (по заявке) производились необходимые вычисления, вносилась дополнительная информация из центров хранения. Стали создаваться корпоративные автоматизированные системы управления, оповещения, слежения за обстановкой, продажи и резервирования билетов на транспорт, в театр, музеи и т.п. Разрозненные системы стали объединяться в общую информационную систему национального или международного масштаба, например, система «Интернет».

Технические средства автоматизации должны обеспечивать решение следующих задач:

принимать информацию от абонентов (должностных лиц, автоматических датчиков), обрабатывать ее, хранить в постоянной готовности к немедленному использованию в интересах управления, корректировать ее;

принимать запросы с рабочих мест должностных лиц органа управления и удовлетворять их;

организовывать решение управленческих задач в интересах должностных лиц;

выдавать результаты решения на внешние устройства (в том числе: табло коллективного и индивидуального пользования, устройства документирования, устройства хранения), на удаленные АРМ и в другие пункты управления;

организовывать разграничение доступа к системе и данным, хранящимся в ней.

Реализация перечисленных функций может быть осуществлена системой, состоящей из следующих технических элементов:

ЭВМ или вычислительного комплекса (ВК), состоящего из нескольких ЭВМ с набором запоминающих устройств (ЗУ), устройства ввода-вывода информации, а также с системой информационных и программных средств, ориентированных на решение управленческих задач.

ВК – средство обработки информации. Оно может использоваться для любых задач. Специфику прикладной сферы отражают информационные и программные средства.

Автоматических рабочих мест (АРМ) должностных лиц организаций управления. С них они осуществляют общение с ВК, друг с другом, а также с должностными лицами других пунктов управления. Поэтому АРМы должны иметь устройства ввода-вывода информации, устройства отображения индивидуального пользования, устройства документирования информации, оконечные аппараты связи.

Автоматизированных устройств коллективного пользования (табло коллективного пользования, устройства графопостроения, множительные аппараты и др.). Они используются группой должностных лиц, совместно решающих управленческие задачи.

Аппаратуры передачи данных (АПД), используемой разрозненно или образующей локальные сети передачи данных, в которых весь процесс обмена и распределения информации автоматизирован.

Структурная схема средств автоматизированного органа управления представлена на рис. 2.3.

 

 
 

 


Рис. 2.3.

 

Большое значение при автоматизации информационных процессов уделяется различным видам обеспечения. Гостированы следующие виды обеспечения:

1. Математическое обеспечение ИС – совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, использованных при создании ИС.

По своему назначению и организации разработки МО ИС делится на две части:

общее МО;

специальное МО.

Общее МО предназначено для организации вычислительного процесса и решения часто встречающихся задач обработки информации. Это универсальная часть МО. Основу ее составляет операционные системы и системы производства программ, используемых ЭВМ.

Кроме того, сюда входит МО, предназначенное для обеспечения функционирования системы в целом, как то:

для ввода и преобразования в ЭВМ исходных данных в виде документов, графиков, схем и т.д.;

для организации больших массивов данных сложной структуры и работы с ними (поиск, извлечение данных, запись);

для обеспечения взаимодействия и более рационального использования технических ресурсов системы;

для определения статистических характеристик процессов, реализуемых системой и т.д.

Говорят также, что общее МО состоит из машинного МО (это МО ЭВМ) и собственно общего МО системы.

Специальное МО – часть МО ИС, предназначенная для реализации функций конкретной ИС, то есть для решения задач учета, планирования, выработки решения, анализа обстановки в интересах управления в конкретной сфере деятельности.

Оно может быть разбито на отдельные функциональные подсистемы (ФП) с учетом специфики решаемых задач.

В итоге получаем структурную схему МО ИС (Рис. 2.4.).

 

 

 
 

 


Рис. 2.4.

 

2. Программное обеспечение ИС – это реализованное на уровне готовых машинных программ математическое обеспечение ИС. По структуре оно сходно с МО ИС.

3. Информационное обеспечение ИС – совокупность реализованных решений по объемам, размещению и формам организации информации, циркулирующей в ИС при ее функционировании.

Информационное обеспечение ИС включает:

нормативно-справочную информацию ИС;

классификаторы технико-экономической информации;

унифицированные документы, используемые в ИС.

Основным содержанием информационного обеспечения является метаинформация, или информация об информации, то есть:

сведения о составе информации;

сведения о структуре информации и закономерностях ее преобразования;

характеристики качества информации;

способы отбора, доставки, распределения информации, подготовки рабочих массивов данных и т.д.

В современных ИС информация, используемая в них, образует базы данных.

Базы данных ИС – совокупность используемых при функционировании ИС данных, организованная по определенным правилам, предусматривающая общие принципы описания, хранения и манипулирования данными. Базы данных совместно с системой управления базой образуют банк данных.

С применением банков данных изменилась структура системы обработки данных, что выражается в следующем:

а) процедуры обработки информации (ввод, корректура, сортировка, дублирование и др.) не относятся к конкретным задачам, а выделены в самостоятельную часть;

б) возникла возможность параллельного решения задач;

в) автоматически ведется подготовка программ к работе на основе параметров, записанных на специальном языке;

г) описание структур данных отдельно от программ обработки.

Все это повысило эффективность и общий уровень информационного обеспечения.

Организационное обеспечение ИС – совокупность документов, регламентирующих деятельность персонала ИС в условиях ее функционирования.

Лингвистическое обеспечение ИС – совокупность языковых средств для формализации естественного языка информационных единиц при общении персонала ИС со средствами ВТ при функционировании ИС.

Правовое обеспечение ИС - совокупность правовых актов, определяющих юридическую ответственность и обязанности должностных лиц.

Техническое обеспечение ИС – комплекс технических средств, используемых в ИС.

На основе информационных ресурсов видов обеспечения формируются и поддерживаются все функциональные подсистемы ИС.