CRM-системы и технологии
Системы управления отношениями с клиентами (CRM - Customer Relationship Management Systems) является составной частью маркетинговой информационной системы. Назначение CRM - это интеграция клиента в сферу организации с целью получения максимальной информации о клиентах и их потребностях.
К причинам появления CRM относятся:
− Совершенная конкуренция. Современные технологии привели к тому, что покупатель получает доступ к любой части рынка при малых издержках. Поэтому основной задачей компании является удержание имеющихся клиентов.
− Многоплановость взаимоотношения. Контакты между клиентами и фирмой могут осуществляться разными способами – телефон, факс, почта, визит,Web-сайт и т.д. Клиент ожидает, что дальнейшие взаимоотношения основаны на полной информации, полученной фирмой о потребностях клиента ранее.
− Необходимость индивидуального подхода к современному потребителю.
− Развитие информационных и коммуникационных технологий.
CRM – системы выполняют функции сбора, хранения, обработки, экспорта информации
Задачи, выполняемые CRM – системами классифицируются следующим образом:
1. Оперативное использование
2. Аналитическое использование
3. Интерактивное взаимоотношение с клиентом
Примером отечественной CRM-системы является Sales Expert – продукт компании «ПРО-Инвест ИТ». В рамках организации сбыта и управления процессом продаж Sales Expert осуществляет следующие действия:
· сбор и обработка информации о клиенте и рынке в единой базе данных;
· определение процедур и правил работы менеджеров по продажам;
· предоставление менеджерам по продажам автоматизированного рабочего места;
· контроль работы менеджеров по продажам и анализ сбытовой деятельности компании;
· оценка результатов маркетинга;
· защита клиентской базы;
· согласованная работа сотрудников различных подразделений с клиентами;
· расчет вознаграждений сотрудников по результатам продаж.
АРМ менеджера по продажам предоставляет для сотрудника удобный инструмент для ведения клиентской базы, планирования и организации своей деятельности, возможность быстрого оформления всех необходимых для продажи документов в системе «1С: Предприятие» и получение информации о поступивших платежах. Менеджеры по продажам могут одновременно работать с 200-500 клиентами.
Эффективность работы каждого менеджера в Sales Expert определяется по следующим показателям:
ü число клиентов, находящихся в работе в данных момент;
ü прогноз объемов продаж;
ü расчет средней продолжительности сделки;
ü доля сделок, закончившихся успехом;
ü размер дебиторской задолженности;
ü анализ причин отказа
ü этапы, на которых менеджеры теряют клиентов;
ü динамика продаж по каждому виду товара или услуги по данному менеджеру или в целом и др.
В наибольшей степени система подходит для компаний, которые используют методы прямых продаж, которые подразумевают непосредственное, продолжительное взаимодействие сотрудников компании-продавца с клиентом. Чаще всего это отношение типа «business to business».
Анализ применяемых CRM-систем, применяемых в сфере производства, показал, что с их помощью могут быть реализованы следующие основные бизнес-процессы:
· поиск потенциального клиента;
· продажи услуг, товаров, продукции;
· подготовка календарного графика исполнения сделки;
· мониторинг исполнения сделки;
· поиск поставщика;
· подготовка плана закупа;
· закуп товара;
· комплектация и упаковка груза;
· формирование плана отгрузки;
· отгрузка;
· оценка эффективности труда сотрудников.
В настоящее время своевременная, полная и достоверная информация о клиентах, их потребностях, ожиданиях и возможностях является залогом успешного ведения бизнеса.
Основные предпосылки внедрения CRM системы заключаются в выстраивании единой базы знаний о клиентах, осуществленных взаимодействиях, сделанных предложений, выявленных потребностей, а также выстраивании и дальнейшей автоматизации четких и структурированных бизнес-процессов работы с клиентами.
Среди комплекса CRM-систем можно выделить отдельным направлением eCRM-системы, т.е. системы, используемые компаниями, работающими в сфере интернет-коммерции. Помимо того, что данные системы обладают всеми функциями обычных CRM-систем, они полностью интегрируются с сайтом компании.
Характеристики современных зарубежных eCRM-систем приведены в Таблице 4.
Таблица 4 – Примеры зарубежных разработок eCRM-систем
Компании | Сильные стороны | Краткое описание eCRM-систем |
Siebel http://www.siebel.com | Продажи | Семейство eCRM-систем, предназначенных для построения и анализа деятельности Интернет-компаний. Системы дифференцированы по виду деятельности: Интернет-продажи, Интернет-аукционы, финансовые услуги и пр. |
Hyperion http://www.hyperion.com/ | Маркетинг | Семейство CRM Analysis базируется на OLAP-сервере, дает возможность анализировать все сферы деятельности фирмы, связанные с клиентами: работу центра продаж и заказов, маркетинг. |
Epicor http://www.epicor.com/ | eCRM | Система позволяет создать Интернет-портал и эффективно им управлять с помощью eFrontOffice, которая анализирует маркетинг, продажи, помогает осуществлять поддержку клиента. |
People Soft http://www.peoplesoft.com/ | Маркетинг | Модуль в одноименной ERP-системе. Четыре приложения CRM-системы Vantive - eSales, eService, eFieldService, eHalpDesk – позволяют анализировать всю накопленную информацию о клиенте. |