I. Цели и задачи изучения учебной дисциплины

Цель изучения дисциплины: рассмотреть современные разработки, теории и методики обучения, опосредованного системой взаимоотношений между участниками учебного процесса и образовательным сообществом, характеризуемого как непрерывный коммуникативный процесс, т.е. теории и методики педагогической коммуникации; сформировать у будущих специалистов систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных технологий в обучении и образовании, составляющих основу формирования компетентности специалиста по применению информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе.

Рассматриваются известные теоретические подходы к коммуникации в преломлении к электронной среде. Адаптация информационных и коммуникационных технологий подразумевает обучение коммуникативным навыкам, этике поведения в сети, изменение роли преподавателя и студентов в процессе обучения, взаимодействия методами сотрудничества. Рассматриваются вопросы компьютерно-опосредованной коммуникации, педагогической коммуникации, электронной образовательной среды, а также об образовательных сообществах, этических проблемах, обучении в сотрудничестве, о развитии Интернета в целях образования.

Изучение общих закономерностей педагогической коммуникации предполагает следующие задачи:

• анализ и характеристику педагогической коммуникации как междисциплинарного феномена в контексте процесса формирования на региональном, национальном, межнациональном и глобальном уровнях;

• выявить специфику развития понятийно-терминологического аппарата педагогической коммуникации в качестве условия становления данного направления, для реализации обучения и учения, научной деятельности в среде с глобальной информационной и коммуникационной инфраструктурой;

• охарактеризовать педагогическую коммуникацию в структуре современного научного знания, в качестве компонента теории и практики коммуникации и компьютерно-опосредованной коммуникации (как ее прикладной области) путем современных методологических подходов (междисциплинарных, педагогических, обучения информатике), при этом учитывая динамику изменений средств коммуникации в развитии общества;

• определить специфику проблем обучения педагогической коммуникации, исходя из динамики развития образовательного и академического сетевого сообщества, формирования информационных потоков, изменений в способах реализации интеллектуальной, профессиональной и научной деятельности.

Развитие области педагогической коммуникации регулируется понятийно-терминологическим аппаратом, формирование которого происходит динамически, благодаря привнесению из смежных научных областей поликультурных, социокультурных и технологических контекстов, в том числе вненаучного социального познания, оперирующих терминами коммуникации.

Органичное включение педагогической коммуникации в образовательную деятельность в мировом образовательном и научном сообществе сопряжено с социальными проблемами и последствиями, актуализирующимися при запаздывающем освоении информационно-компьютерных технологий в национальном и региональном образовании, низкой коммуникативной компетентности участников педагогического процесса.