Стабилизация движения ПЛ на перископной глубине

При плавании ПЛ на перископной глубине серьезной проблемой является обеспечение устойчивой стабилизации глубины и дифферента ПЛ. Это обусловлено влиянием взволнованной поверхности моря, воздействием экранных сил, зависящих от глубины погружения, скорости хода и курсового угла движения к направлению распространения волн, существенно меняющих устойчивость стабилизации ПЛ.

В связи с неопределенностью спектральных характеристик волнения, значений положительной нормальной силы, способствующей выбрасыванию ПЛ на поверхность, при всплытии на перископную глубину практически невозможна точная дифферентовка ПЛ по силе и моменту. Это приводило к срыву режима стабилизации, подвсплытию ПЛ, оголению винтов при изменении дифферента. При этом исследования показали, что введение носовых горизонтальных рулей для стабилизации ПЛ на перископной глубине обеспечивает устойчивость стабилизации ПЛ в целом, однако, влияние волновых помех приводит к уменьшению компенсационных возможностей носовых рулей и устойчивость резко снижается.

 

Стабилизация движения ПЛ при действии волнения моря

При плавании ПЛ в надводном положении и вблизи взволнованной поверхности моря на стартовой глубине на ПЛ существенное влияние оказывают волновые возмущения. В отличие от водоизмещающих кораблей, движение ПЛ в условиях волнения моря происходит на малых скоростях хода, при которых эффективность рулей несоизмерима с силовым воздействием волн. Это приводило к снижению собственной устойчивости движения ПЛ, возникновению длиннопериодических колебаний с большой амплитудой относительно невозмущенного движения. При волнении ухудшалась управляемость ПЛ и, в частности, при изменении курса возникали большие перерегулирования ПЛ относительно нового курса.