Местные налоги

К ним относятся: земельный налог и налог на имущество физически лиц.

 

 

36. Консолидированный бюджет.

 

Для реализации функций объединения бюджетных показателей государства, его территорий и муниципальных районов существует понятие консолидированного бюджета.

Консолидированный бюджет РФ это свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории за исключением бюджетов гос внебюджетных фондов и без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Консолидированный бюджет субъектов РФ включает в себя: свод бюджетов муниципальных образований входящих в бюджет, а также данные по доходам и расходам бюджета самого субъекта РФ.

Консолидированный бюджет муниципальных районов это свод бюджетов городских и сельских поселений входящих в состав муниципального района и бюджет самого муниципального района.

Консолидированные бюджеты в отличие от других бюджетных систем не рассматриваются и не утверждаются в виде законодательных актов. Они КБ используются в бюджетном планировании в частности:

1. Для определения размера дотаций как вида межбюджетных трансфертов

2. При анализе, формировании и использовании бюджета страны (определяется уровень централизации финансовых ресурсов)

3. При сводном планировании для составления сводного финансового баланса государства и территорий

4. При расчетах характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны (бюджетные расходы на одного жителя на образование, на медицинское обслуживание, на социальное обслуживание)

5. При перспективном планировании для разработки прогнозов социально экономического развития государства

 

37. Принципы бюджетного устройства РФ.

1. Принцип единства – единство функционирования и единство бюджетного законодательства

2. Принцип разграничения доходов и расходов и источников финансирования бюджетного дефицита бюджетной системы.

3. Принцип самостоятельности бюджета

a. Самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета

b. Самостоятельно осуществлять бюджетный процесс

c. Устанавливать налоги и сборы в соответствии с действующим законодательством на своей территории

d. Самостоятельно определять формы и направления расходования денежных средств

e. Недопустимость изъятия дополнительных доходов и экономия расходов бюджета полученных в результате эффективного использования средств

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов федерации и муниципальных образований

5. Принцип полноты отражения доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджета

6. Принцип сбалансированности бюджета

7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств

8. Принцип прозрачности (открытости бюджета)

9. Принцип достоверности бюджета

10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств

11. Принцип единства кассы

12. Принцип подведомственности расходов бюджета

 

38. Резервы федерального бюджета.

 

Размер создаваемых в федеральном бюджете резервных фондов правительства РФ не должен превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Средства резервных фондов направляются на финансирование непредвиденных расходов, ликвидацию последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем году.

Порядок использования средств резервных фондов устанавливаются соответствующим высшим исполнительным органом гос власти.

 

Отчет об исполнении и использовании средств резервного фонда прилагается к годовому отчету об соответствующем исполнении бюджета

 

Резервный фонд президента РФ образуется не более 1% от утвержденных расходов федерального бюджета.

Средства резервного фонда президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов предусмотренных указами президента. Использование средств осуществляется на основании указов и распоряжении президента.

 

Расходование средств резервного фонда президента на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности президента запрещено.

 

39. Профицит бюджета, направление использования средств.

Начиная с 2001 года, государство изымает часть денежных средств от налоговых поступлений на нефтегазовые ресурсы и формирует стабилизационный фонд. Данный фонд формировался для снижения долговой нагрузки на бюджет 2003 года.

Далее государств так же изымало дополнительные денежные средства и начало формировать финансовый резерв который нес другой экономический смысл, а именно замещение выпадающих доходов бюджета в годы снижения цен на нефть.

В 2006 году из финансового резерва был выделен инвестиционный фонд в размере 70 млрд. рублей

В 2008 году денежные средства разделены на два фонда: 1 часть это резервный фонд, который должен выполнять функции стабилизационного фонда; а вторая часть (фонды бедующих поколений) фонд национального благосостояния и законодательно средства данного фонда можно тратить на финансирование дефицита пенсионного фонда и на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан.

 

В соответствии с законодательством резервный фонд формируется в размере 7% ВВП из поступлений, превышающих цену отсечения.

 

40. Концепции бюджетного дефицита.

 

1. Концепция ежегодно сбалансированного бюджета. Суть ее заключается в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы должны быть равны доходам. Это означает, что например, в период спада экономики, когда доходы от налоговых поступлений минимальны, то государство для обеспечения сбалансированности должно снижать государственные расходы. В свою очередь снижение государственных расходов ведет к уменьшению количества денег в обращении и уменьшению совокупного спроса и как следствию уменьшению объемов производства.

И наоборот если в экономике подъем, т.е. максимальные налоговые поступления а государство должно увеличивать расходы что ведет к увеличению инфляции и тоже плохо.

2. Концепция бюджета сбалансированного на циклической основе. Не надо ежегодно уравнивать доходы и расходы, важно что бы бюджет был сбалансирован в течении экономического цикла, т.е. когда в экономике подъем и налоговые поступления максимальны, то необходимо накапливать излишек, который должен быть использован в тот период цикла (т.е. рецессии) когда сокращаются доходы бюджета и в этот период не надо сокращать расходы бюджета.

3. Концепция стабильности экономики в целом, а не сбалансированности бюджета

Суть данной концепции заключается в том что инструменты государственного бюджета (трансферты, как форма помощи физическим лицам, гос закупки и налоги) должны быть использованы в качестве анти циклических регуляторов стабилизирующих экономику на разных фазах экономического цикла.

Если в экономике спад то государство в целях обеспечения деловой активности, обеспечения экономического подъема должно увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги, что, как считал Кейнс, должно привести к увеличению совокупного спроса.

И наоборот если в экономике подъем государство должно сокращать свою активность в расходовании средств, увеличивать налоги, следовательно это будет сокращать деловую активность и будет остужать экономику.

 

41. Природа и типы бюджетного дефицита.

42. Бюджетные кредиты.

Бюджетные кредиты – это денежные средства, представляемые бюджету другого уровня бюджетной системы, юридическом лицу (за исключением гос муниципальных учреждений), иностранному государству и иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездных основах.

Бюджетные кредиты оформляются в виде договора о предоставлении бюджетного кредита. Существуют определенные условия представления:

1. У заемщика не должно быть просроченной задолженности перед соответствующим бюджетом по обязательным платежам

2. Бюджетные кредиты юридическим лицам предоставляются только за счет целевых иностранных кредитов

3. Кредиты предоставляются на условии возмездности, целевого характера, возвратности и обеспеченности. В качестве обеспеченности выступать могут банковские гарантии, поручительства, гос гарантии и залог имущества в размере 100%

4. При получении бюджетного кредита проводится обязательная оценка, как самого заемщика, так и поручителя или гаранта (анализ его финансового состояния)

5. При невыполнении заемщиком своих обязательств к нему применяются меры принудительного взыскания.

 

Связанные кредиты иностранных государств или иностранных юридических лиц это форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупки товаров работ и услуг за счет средств иностранных государств или иностранных юридических лиц в основном в стране-кредиторе.

Целевой иностранный кредит (заимствование) – форма финансирования проектов включенных в программу государственных внешних заимствований, которая предусматривает представление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов

Целевые иностранные кредиты включают в себя связанные кредиты иностранных государств и иностранных юридических лиц и нефинансовые кредиты международных финансовых организаций

Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций – это форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов и проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций (Европейский банк реконструкции и развития и МБРиР «мировой»).

 

В РФ в определенных случаях могут быть представлены бюджетные кредиты на особых условиях (бесплатные, безвозвратные, под минимальный процент)

1. На осуществление мероприятий связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий под нулевой процент.

2. На покрытие кассовых разрывов при исполнении бюджетов. В условиях финансового кризиса моно взять бюджетный кредит до 3 лет на покрытие бюджетного дефицита.

3. Кредиты на формирование регионально продовольственных фондов

 

43. Неналоговые доходы федерального бюджета.

44. Механизм бюджетного выравнивания.

45. Этапы развития финансов.

 

В современной литературе выделяют два этапа развития финансов:

1. Не развитый (докапиталистический) этап, которому был присущ не производительный характер в силу не развитости промышленности и товарно-денежных отношений.

2. Современный этап, который характеризуется тем, что:

a. Государство активно вмешивается в экономику и при помощи финансов создает систему управляющих воздействий.

b. Государство активно вмешивается в социальные процессы и старается управлять социальными процессами при помощи финансов.

c. Наряду с государственными структурами в конце XX века начали образовываться крупные не государственные транснациональные корпорации, которые концентрируют в своих руках огромные объемы финансовых ресурсов и оказывают влияние на социальные и экономические процессы.

d. Появляется еще один сектор финансирования это неправительственные некоммерческие организации, созданные как на идеологической основе так и на религиозной, которая влияет на социальные и экономические процессы в разных странах (благотворительные, религиозные и асоциальные организации).

 

46. Распределительная функция финансов на микроуровне.

 

Распределительная функция финансов предприятий - это направленная деятельность по распределению и перераспределению денежных доходов предприятия

 

47. децентрализованные фонды денежных средств

 

Образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий и населения. Они являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствий с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.). Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

48. Аудит эффективности.