Соотношения, характеризующие богатство
Богатый папа любил схематические соотношения, потому что, как он говорил, «цифры могут многое сказать путем простого сравнения». Богатый папа использовал их просто для сравнения, так же как и соотношение ц/д. Когда дело касалось денег, он говорил: «Одной из основных причин затруднений бедного и среднего классов является отсутствие в их схеме соотношений рычага». Чтобы проиллюстрировать отсутствие рычагов у людей из бедного и среднего классов, он использовал характерное для них соотношение 1:1.
Однажды, когда я еще учился в колледже, богатый папа показал мне свою схему коэффициентов:
Бизнес | 1:5 |
Наемные работники | 1:300 |
Недвижимость | 1:450 |
Доллары | 1:6 миллионам |
Акции | 1:2 миллионам |
Другими словами, коэффициент его бизнеса показывал, что он получал доходы от пяти источников бизнеса. На него работали более 300 наемных работников. В принадлежащих ему домах проживали 450 квартиросъемщиков, и это не включая производственной недвижимости, магазинов и ресторанов. По мере того как шли годы, цифры с правой стороны уравнения все время продолжали увеличиваться, отчего богатый папа становился все богаче и богаче, причем работал все меньше и меньше.
Уравнение моего бедного папы началось с коэффициента 1:1 и закончилось тем же — 1:1... Вот почему он становился все беднее и беднее. Соотношения использования рычагов показывают, что мой бедный папа верил в сдельную оплату за каждый рабочий день. Случалось, что он работал на двух работах одновременно. Но даже и в этом случае его коэффициент оставался равным 1:1, согласно определению богатого папы, который говорил: «Даже если бы большинство людей работали на двух работах, то это просто означало бы, что они работают больше часов при том же соотношении рычагов».
В период между 1985 и 1990 годом наши с Ким соотношения рычагов выглядели так:
Бизнес | 1:1 |
Недвижимость | 1:0 |
Доллары | 1:немногим |
У нас был один бизнес, который мы еще только создавали; мы владели одним домом, но не считали его активом, так как он каждый месяц забирал у нас деньги, и у нас почти не было сбережений. Акции или другие бумажные активы были незначительными, поскольку стоили нам денег и не приносили никакого дохода.
К 1995 году наши показатели рычагов выглядели так:
Бизнес | 1:0 |
Недвижимость | 1:70 |
Доллары | 1:300 тысячам |
К этому времени мы уже продали наш бизнес, купили еще больше недвижимости, приносящей доход, и положили кое-какие деньги в банк. Важно было то, что недвижимость обеспечивала нам достаточно денег, чтобы жить на уровне зажиточных людей и никогда больше не работать.
К 2000 году наши показатели рычагов выглядели так:
Бизнес | 1:7 |
Недвижимость | 1:70 |
Доллары | 1:миллионам |
Акции | 1:1,5 миллиона |
В то время как эти показатели рисуют интересную картину финансового прогресса, настоящие доходы находятся в области бизнеса — в той области, где подлинные долларовые оценки, или денежные потоки, невозможно отразить в показателях. Я не привожу эти цифры не из боязни произвести слишком сильное впечатление (поскольку они не такие уж и впечатляющие) и не потому, что это могло бы показаться хвастовством. В сущности, я колебался, нужно ли приводить и те цифры, что я показал, поскольку это дело сугубо личное. Я просто хотел проиллюстрировать наш путь и план, а также дать людям понять, что вполне возможно начать, почти ничего не имея, и тем не менее построить прочный финансовый дом из кирпичей, как в сказке «Три поросенка».
И хотя цифры эти невелики по сравнению с миром сверхбогатых, наш план заключался в том, чтобы продолжать наращивать богатство в течение еще нескольких лет. Если все пойдет согласно этому плану, то через несколько лет мы сможем занять в этом мире достойное место.
Вы можете заметить по приведенным выше цифрам, что наш план за последние несколько лет начал перемещаться в сторону создания предприятий, а не приобретения недвижимости. В течение следующих 5—10 лет наш план предполагает создание еще большего числа предприятий, но большое внимание уделяет также приобретению недвижимости больших размеров с помощью правительственных фондов.
Моей задачей является заинтересовать вас идеей постоянного расширения своей реальности и поиска более эффективного содержания и информации. Если вы хотите подобным путем следовать к богатству, то нет ничего важнее, чем иметь открытый разум, переступать через сомнения, ограничения и самодовольство, свойственные человеческой личности, гореть желанием учиться и действовать. Я встречал много людей, которые хотели вырасти в финансовом отношении так же быстро или еще быстрее, но при этом не были готовы расширить свой контекст или позаботиться об увеличении объема используемой информации. Поэтому, когда эти люди испытывают трудности в каком-то одном вопросе, они быстро переходят от одного проекта к другому в надежде на то, что это окажется как раз тот проект, который сделает их богатыми. Я утверждаю, что если у человека есть все время расширяющиеся контекст и содержание, то он будет становиться все богаче и богаче, независимо от того, чем конкретно он занимается. Не конкретная продукция или новая идея сделают вас богатым, а ваш контекст и содержание в целом. Как я уже говорил в других книгах, Рэй Крок стал миллиардером, продавая весьма посредственные гамбургеры, a «Starbucks» стала всемирно известной, продавая чашечки с кофе.
Богатый папа часто говорил: «Если ты не изменишь свой контекст или содержание, то не приобретешь новых покупателей». У меня есть друг, который всегда одержим какой-нибудь очередной новой идеей, как сделать миллионы долларов. Как-то он позвонил мне и попросил сделать инвестицию в его последний проект. У него была блестящая идея, касающаяся торговли одеждой, которую магазин, где он работает неполный день, не может распродать. Он сказал:
— Каждый день люди приходят в этот магазин в поисках фирменной одежды. Мой босс этого не понимает. Почему бы тебе не дать мне немного денег, чтобы я открыл магазинчик прямо напротив этого. Мы будем делить прибыль 50 на 50.
Когда я спросил своего приятеля, посещал ли он занятия по управлению денежным потоком, розничной продажей, сбытом, маркетингом, а также наймом и увольнением сотрудников, он уклонился от этой темы. И ответил:
— Зачем мне это нужно? Я работаю в этом магазине много лет. Мне не нужно учиться чему-то еще, чтобы управлять магазином.
После того как я отказался от его предложения, он вскоре позвонил уже с другим проектом, и я опять сказал «нет».
Я отказался, поскольку сомневался в том, что он хочет изменить свой контекст и содержание. Он просто хотел делать деньги... А учитывая его возраст, если бы у него все было в порядке с контекстом и содержанием, — он уже мог бы быть богатым человеком. Но он продолжал надеяться, что какая-нибудь подвернувшаяся горяченькая идея или неожиданная благоприятная возможность для бизнеса в один прекрасный день сделает его богатым, совсем не думая о том, что его тянут назад ограниченный контекст и содержание. Даже если бы он открыл этот магазин и новая продукция успешно раскупалась бы, я подозреваю, что соотношение его рычагов продолжало бы оставаться 1:1. Другими словами, по всей вероятности, ему пришлось бы дни и ночи просиживать в своем магазине без всяких надежд на расширение бизнеса — из-за его застывшего контекста и содержания.