БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

Бюджетирование деятельности предприятия – это процесс составления маркетинговых, финансовых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных руководством целей. Также бюджетирование является финансовой, информационной и организационной технологией, обеспечивающей ведение различных бюджетов предприятия. Оно может использоваться в бизнес-планировании, а также в финансовом, бухгалтерском, управленческом и оперативном учетах.

Бюджетом называется финансовый документ, представляющий в систематизированной форме на заданном интервале времени ожидаемые показатели деятельности предприятия. Бюджеты могут составляться на неделю, месяц, квартал, полугодие, год, несколько лет, в зависимости от потребностей предприятия. По оценкам специалистов, фирмы, не формирующие годовые бюджеты, теряют в течение года до 20% своих доходов. Чтобы избежать этих потерь, необходимо, составив бюджет, постоянно сравнивать его с фактическими данными, анализировать отклонения, способствовать усилению благоприятных и уменьшению неблагоприятных тенденций, совершенствовать методологию планирования.

Весь процесс бюджетирования на предприятии условно может быть разделен на 2 составные части:

1. Подготовка операционного бюджета

2. Подготовка финансового бюджета

Операционный бюджет предприятия включает:

· бюджет продаж;

· бюджет производства;

· бюджет производственных запасов;

· бюджет прямых затрат на материалы;

· бюджет производственных накладных расходов;

· бюджет прямых затрат на оплату труда;

· бюджет коммерческих расходов;

Финансовый бюджет состоит из:

· инвестиционного бюджета;

· кассового бюджета;

· прогноза отчета о прибылях и убытках;

· прогноза отчета о движении денежных средств.

Основной, или общий, бюджет предприятия должен включать следующие документы:

1. Прогноз балансового отчета

2. Прогноз отчета о прибылях и убытках

3. Прогноз отчета о движении денежных средств

Самым первым и важным шагом в составлении основного бюджета является построение бюджета продаж. Этот документ включает в себя ожидаемой денежной поток от продаж продукции/услуг предприятия. Он должен отражать объемы продаж как в натуральных, так и в стоимостных показателях. Бюджет продаж обязательно должен составляться с учетом уровня спроса на продукцию/услуги предприятия, категорий покупателей, географии сбыта, сезонных факторов и других маркетинговых данных.