Вопросы по дисциплине «Социология»
1. Почему и когда возникла социология как специфическая отрасль научного знания? В чем заключаются основные принципы позитивизма?
2. В чем отличие социологии от других общественных наук?
3. Что является объектом и предметом изучения социологии? Какова структура социологии и ее функции?
4. В чем состоят особенности социологического подхода к изучению общества на этапах ранней теоретической классики (20-70 годы ХIХ ст.) и ранней теоретико-методолгической классики (80-е годы ХIХ ст. – 20-е годы ХХ ст.)?
5. В чем состоят особенности социологического подхода к изучению общества на этапе зрелой теоретико-методологической классики (30-е - 70-е годы ХХ ст.) и на современном (постклассическом) этапе развития социологии (с 80-х годов ХХ ст. и до наст. времени)?
6. Как понимается общество в социологическом контексте? Каковы основные характеристики общества как социальной системы? Приведите примеры типологизации обществ.
7. Что такое социальное изменение? Назовите и охарактеризуйте основные виды социальных изменений.
8. Назовите основные идеи теорий социального развития: эволюционизм, теории циклического развития, теории социальных изменений
9. Что такое социальная стратификация и социальная дифференциация? Опишите основные формы социальной стратификации.
10. Определите понятия «социальный класс», «социальный слой», «социальная группа», «социальная страта». В чем заключается их отличие? Приведите примеры.
11. Что означает «социальная мобильность? Приведите примеры различных видов социальной мобильности. Какие факторы социальной мобильности являются наиболее значимыми в современном мире?
12. Как изучается культура в социологическом контексте? Назовите основные социальные функции культуры. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»? Что такое культурные универсалии и культурное разнообразие? Дайте определение понятиям «субкультура» и «контркультура».
13. В чем заключается специфика социологического подхода к изучению личности? Дайте определение понятию «социализация личности». Назовите виды социализации.
14. Каковы основные идеи социологических теорий личности (статусно-ролевая теория, теория зеркального «Я», диспозиционная концепция).
15. Что такое «социальная общность»? Назовите основные признаки и виды социальных общностей. Приведите примеры.
16. Что такое «социальная организация»? Назовите основные признаки и виды социальных организаций. Приведите примеры.
17. Что такое «социальный институт»? Какие функции выполняют социальные институты в обществе? Приведите примеры социальных институтов. Что означает «дисфункция социального института»?
18. Какие методы сбора эмпирической информации используются в современной социологической практике? Каковы их возможности и ограничения в применении?
19. Что означает выборочный метод в социологии? Что означают понятия генеральная и выборочная совокупность. Что означает «репрезентативность выборки»?
20. В чем состоят особенности прогнозирования в социологии? Каким образом можно использовать данные социологических исследований для принятия управленческих решений?
[1] Социальные науки – о человеческом социуме (экономика, политология, правоведение, социология, история). Гуманитарные– о духовном мире человека и общества (философия, психология, искусствоведение). Социогуманитарные науки – об обществе и человеке в нем (имеется в виду его социальная сущность).
[2] С позиций символического интеракционизма любое социальное явление предстает как непосредственное взаимодействие людей, осуществляемое на основе восприятия и использования общих символов, значений и т.д. (объект социального познания рассматривается как совокупность символов человеческого окружения, включенных в определенную «поведенческую ситуацию»).
С позиций этнометодологии социальная реальность рассматривается как «процесс взаимодействия на основе обыденного, повседневного опыта», который и придает их взаимодействию определенное качество.
[3] Термин «социетальный» был введен А.Г.Келлером, который относил его прежде всего к организационным аспектам социальной жизни.
[4] Термин организация может означать также: 1) определенную деятельность, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д.; 2) – характеристику степени упорядоченности какого-то объекта.