Современные гипотезы происхождения человека

Указанные в предыдущем разделе «узкие места» («белые пятна») проблемы антропогенеза способствовали появлению на протяжении ХХ века ряда принципиально иных гипотез о происхождении человека. Тарзиальная гипотеза, изложенная английским биологом Ф. Вудом Джонсом (1929), заключается в замене положения о развитии человека из ископаемых человекообразных приматов идеей о его происхождении от других приматов, в частности, от древнетропического долгопята (рис. 173). Единственными представителями последних являются маленькие долгопяты, живущие в глухих тропических лесах на островах Индо-Малайской области и составляющие характеристический элемент местной фауны. По внешнему виду они напоминают тушканчиков: у них огромные глаза, типичные для ночного животного, очень длинные задние и очень короткие передние конечности, а также длинный хвост, который служит им не только рулём и противовесом при ловких прыжках с ветки на ветку, но и опорой при сидении. Передвигается долгопят в более или менее вертикальном положении с помощью задних конечностей. Пяточная и ладьевидная кости стопы у него очень длинные, откуда и название долгопят, или тарзит.

В обосновании гипотезы Ф. Вуд Джонс указывает на тот факт, что пропорции тела у человека отличны от всех человекообразных обезьян и более сходны с пропорциями тела долгопята, а также выделяет некоторые особенности волосяного покрова, укороченность лицевого отдела черепа, особенности формы и строения наружных половых органов у самки и другие черты видимого сходства человека с долгопятом. Гипотеза Вуда Джонса встретила резкую критику отечественных и зарубежных авторов. Её несостоятельность аргументировалась в первую очередь тем, что долгопяты не являются общественными животными: они встречаются поодиночке или парами и никогда не живут стадами. Существенные возражения, которые вызывает тарзиальная гипотеза антропогенеза Вуда Джонса, её явное несоответствие многочисленным фактам сравнительной анатомии, приматологии, палеонтологии и антропологии указывают на недостаточную обоснованность этой гипотезы.

Гигантоидная гипотеза антропогенеза, предложенная в 1945 году видным немецким антропологом Ф. Вейденрейхом, является, казалось бы, наиболее солидно аргументированной из идеалистических гипотез антропогенеза. Её фактическую основу составляют находки остатков ископаемых огромных антропоидов в Юго-Восточной Азии. Ф. Вейденрейх принимает их за гоминид, древнейших представителей человека. Исходная идея гигантоидной гипотезы заключается в том, что гигантизм есть характерная особенность ближайших предков человека. Основной представитель последних назван блэковским гигантопитеком в честь английского анатома
Д. Блэка, известного по исследованиям синантропов. Соответствующий род ископаемых антропоидов был описан в 1935 году по одному сильно стёртому нижнему последнему коренному зубу.

Утверждение, что гигантопитек - не антропоид, а типичный представитель гоминид, представляется научно несостоятельным. Гигантопитек - это, по-видимому, одна из специализированных форм антропоидов. Его огромный череп, вероятно, был крупнее, чем у современного человека, и характеризовался грубым наружным костным рельефом. Гигантизм в отряде приматов следует рассматривать как исключение, а не правило: в Индии жил гигантский дриопитек, на юго-востоке Азии обитали гигантопитек и мегантроп, в Восточной Африке - большой проконсул, на острове Мадагаскар жили колоссальные лемуры - мегаладапис и другие. К тому же гипотеза Ф. Вейденрейха не даёт ответа на такой вопрос: как согласовать с автогенетической тенденцией развития животного мира предполагаемый поворот процесса эволюции вспять с измельчением гигантских антропоидов и их превращением в людей, сильно уступавших по размерам тела своим предкам? В жертву научно несостоятельной гигантоидной гипотезе антропогенеза Ф. Вейденрейх принёс, по сути, собственную ортогенетическую концепцию.

Ряд так называемых симиальных гипотез трактует происхождение человека от группы обезьян Старого Света. При этом авторы симиальных гипотез анализируют обычно вопрос о том, какой из современных антропоидов обладает наиболее существенными чертами родства с человеком. В зависимости от такого подхода появились гиббоноидная, орангоидная, гориллоидная и шимпанзоидная гипотезы антропогенеза или их комбинации. Создатели гиббоноидной гипотезы (палеонтолог Пильгрим и антрополог Верт) основываются на том, что проплиопитек, обладавший, по-видимому, гиббоноидными особенностями, дал начало плиопитекам, а через них - гиббонам, причём проплиопитек был общим предком для прочих антропоидов, в том числе для человека.

Человек не прошёл стадию сверхспециализации подобно гиббону, иначе это в более сильной степени отразилось бы на пропорциях конечностей человека во время его внутриутробного развития и в дальнейшие периоды жизни. Тем не менее авторы гипотезы ссылаются на то, что гиббоны более других обезьян напоминают человека по таким особенностям, как расположение внутренних органов, сильное развитие большого пальца стопы и второго пальца кисти, слабость наружного рельефа мозгового отдела черепа, форма коренных зубов и т.д. Однако ряд особенностей гиббонов (малые размера тела, отсутствие лобных пазух, седалищные мозоли и др.) не позволяют серьёзного отношения к гипотезе о происхождении человека от гиббонов.

Достаточно широко распространена шимпанзоидная гипотеза антропогенеза (Швальбе, Грегори, Вейнерт и др.). Её авторы наделяют дриопитека и более поздних верхнетретичных предков человека, вплоть до австралопитека, чертами, сближающими с шимпанзе. Черты поразительного сходства между шимпанзе и человеком подмечены в строении больших полушарий мозга. К тому же у шимпанзе нет столь сильных половых отличий между самками и самцами.

Сторонники гиббоноидной гипотезы (Фриндель и др.) указывают на относительно более высокий череп орангутана как на один из признаков «сходства» этой обезьяны с представителями монголоидной расы. Однако длиннорукий орангутан, несомненно, должен быть выведен из числа ближайших сородичей человека из-за множества особых черт специализации (щёчные наросты у самцов, редукция большого пальца стопы, отсутствие язычка на нёбном занавесе и др.).

Многие зарубежные учёные стремятся устранить из родословной
человека не только антропоидов, но и прочих приматов, изображая предка человека в виде маленького двуногого наземного эоантропа, который якобы возник из примитивных низших млекопитающих ещё в самой глубине третичного периода. Так, Д. Буль не признаёт дриопитека за предка челове-
ка. Воззрение о существовании третичного человека, близкое к гипотезе Д. Буля об эоантропе, высказывает также американский палеонтолог Г. Осборн.

Весьма оригинальная гипотеза происхождения человека от полуводных обезьян рек и озёр - нияпитеков (в греческой мифологии нияды - нимфы рек и озёр) разработана Л.И. Ибраевым. В качестве подтверждений гипотезы автор приводит следующие особенности строения и жизнедеятельности современного человека:

- ребёнок до 3-х месяцев способен плавать в воде, затаивая дыхание, а лишь позднее учится ходить;

- ноздри у человека направлены вниз, что является приспособлением к защите дыхательных путей от волн при плавании (направленность ноздрей у человекообразных обезьян вперёд крайне неудобна для полуводного образа жизни);

- волосяной покров на теле современного человека редуцирован, потому что мокрая шерсть при выходе на сушу была у полуводных обезьян существенной помехой в терморегуляции (у всех обезьян шерстный покров сохранился, т.к. ночью в тропиках достаточно холодно);

- волосы, лучше развитые на голове у современных женщин, чем у мужчин, являются наследием мощного волосяного покрова самок нияпитеков, который способствовал удержанию на голове детёнышей при плавании;

- питание нияпитеков мягкими моллюсками, водорослями, полуводными растениями благоприятствовало формированию современного типа зубной системы человека.

Гипотеза эволюции эмоционально напряжённых сообществ изло­жена в книге П.И. Ачильдиева «Власть предыстории» (1992). По мнению автора, среди известных режимов функционирования психики особого внимания заслуживает перенапряжённый режим, когда люди находятся в состоянии сильного возбуждения, сопоставимого, например, с толпой разгорячённых алкоголем людей, ищущих объект приложения своих неимоверно возросших на данный момент физических и духовных сил. Во многом подобным образом выглядела пратолпа палеоантропов (неандертальцев), совместно ищущих в критической ситуации путём проб и ошибок новую поведенческую адаптацию. Если её находила хотя бы одна особь, адаптация, благодаря эффекту подражания, быстро распространялась в пределах пратолпы и обеспечивала выживание, а следовательно, и эволюционную перспективу всему сообществу палеоантропов. Несомненно, что выход в критической ситуации находили чаще всего обогащённые опытом старые особи, которые поэтому тщательно оберегались и окружались заботой со стороны других членов сообщества. Только таким путём физически более слабые кроманьонцы могли обрести успех в конкуренции с более мощными, но противостоявшими им в одиночку неандертальцами.