Заключение

 

Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь[97].

Признавая молодежь социальной группой, имеющей стратегическое значение для будущего общества[98], нельзя не обратить внимание, что нынешнее ее состояние, преступность несовершеннолетних, безнадзорность и другие негативные явления требуют новых подходов, поскольку старые методы явно не справляются с решением этой проблемы.

Комплексный анализ современного состояния и тенденций развития подрастающего поколения позволяет заключить: инновационный общественный потенциал остается невысоким. Качество будущего экономически активного населения уже серьезно деформировано в демографическом, медико-биологическом, социальном и социально-психологическом отношениях. Как отмечается, общество не в полной мере выполняет свои функции по подготовке молодежи к «усвоению и выполнению социальных ролей». Механизм социализации молодежи нарушен и заменяется механизмом социальной адаптации. Молодежи не остается ничего иного, как приспосабливаться к реально существующей в российском обществе ситуации[99].

Актуально звучат сегодня слова Ушинского, написанные более века назад: «Нам не мешало бы занять, вместо всех прочих, одну черту из западного образования - черту уважения к своему Отечеству; а ее-то именно, ее, единственно годную для заимствования во всей полноте, и пропустили».

Оставляя за рамками исследования социально-экономические, политические причины сложившейся ситуации, важно признать, что социальные механизмы защиты включают в себя и правовые, то есть их нормативно-правовое обеспечение. Под правовой защитой несовершеннолетних следует понимать совокупность нормативно-правовых актов, устанавливающих правовое положение (правовой статус) несовершеннолетних как участников общественных отношений (права, обязанности, гарантии соблюдения прав и обязанностей) и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними.

Социальные механизмы защиты прав подрастающего поколения представляют собой формы, методы, способы и виды комплексного содействия несовершеннолетним и молодежи со стороны государства и общества, направленные на создание условий достойной жизни и гармоничного физического и духовно-нравственного развития детей, наиболее полную реализацию потенциала молодежи во всех сферах общественной жизни.

И в этих условиях значительная роль отводится объединению усилий всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также органов местного самоуправления. В деле воспитания подрастающего поколения, профилактики правонарушений несовершеннолетних все зависит от «дружных усилий законодателя, Правительства и общества …»[100].

Актуальность изучаемой проблемы обусловлена: - социальной значимостью данной категории населения, определяющей в конечном итоге условия сохранения и развития нации и государства; - фактическим неблагополучным положением несовершеннолетних и молодежи практически во всех сферах общественной жизни современной России (демографические проблемы, социальное сиротство, беспризорность, безнадзорность, проблемы занятости, кризис и проблемы молодой семьи, нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи и т.д.); - вхождением России в мировое и общеевропейское пространство (ратификация международных конвенций в области прав человека, Конвенции ООН «О правах ребенка», Болонской декларации, европейских конвенций в сфере защиты прав ребенка и др.); - разрозненностью и бессистемностью нормативно-правовых актов, определяющих правовое положение несовершеннолетних и молодежи, отсутствием достаточной взаимосвязи и координации деятельности многочисленных ведомств, занимающихся проблемами несовершеннолетних и молодежи; - необходимостью разработки новых стратегических подходов и инновационных технологий в области реализации законных интересов несовершеннолетних и молодежи, соответствующих современным потребностям развития российского общества и государства; - недостаточностью профессиональных комплексных научных исследований социально-правового обеспечения развития, воспитания и образования несовершеннолетних и молодежи.

С учетом комплексного характера правового положения ребенка, реализации его основных прав и свобод, а также института защиты прав ребенка возможна постановка вопроса о формировании самостоятельного научного направления, исследующего правовое положение несовершеннолетних во всех сферах общественной жизни, под условным названием ювенального (детского) права.

Основу ювенального права составляет статус ребенка, заложенный Конституцией Российской Федерации. Именно на фундаменте основных положений Конституции и института прав и свобод человека и гражданина возможна конструкция правового регулирования отношений с участием несовершеннолетних. Не только не умаляя, а подчеркивая решающее значение воспитания ребенка в семье как наиболее естественной среде для становления его физических, интеллектуальных и нравственных составляющих, системообразующий юридизированный алгоритм управления процессом развития и воспитания детей надо искать в «правовом поле» Конституции России.

Ювенальное право исследует определенный вид общественных отношений – отношения, как минимум одной из сторон которых является лицо, не достигшее 18 лет. Указанные отношения специфичны по своему субъектному составу. Предметом исследования мыслится не ребенок как таковой, а существующие общественные отношения, в которых он прямо или опосредованно (через законных представителей) участвует. В свою очередь эти отношения и позволяют понять необходимость закрепления особого правового статуса ребенка.

Ювенальное (детское) право рассматривается нами как прогностическая модель развития ребенка, как направление научного поиска; в перспективе становящаяся отрасль законодательства и права; в качестве социальной программы по охране прав несовершеннолетних; как основа практического пособия для подготовки специалистов в области системы защиты прав ребенка.

Подтверждением практической потребности стала Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, где поставлена цель создания системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия. Среди основных задач ее реализации: развитие законодательных основ системы защиты детства, введение в действие существующих международных стандартов обеспечения и защиты прав и интересов детей. В качестве мер, направленных на реформирование законодательства Российской Федерации, определены: приведение законодательства в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права и рекомендациями Совета Европы по правосудию в отношении детей; подготовка концепции кодификации российского законодательства в части, касающейся осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних, и разработка соответствующих федеральных законов; внедрение технологий восстановительного подхода; обеспечение взаимодействия судов и правоохранительных органов со специалистами по ювенальным технологиям; определение координирующего федерального органа по выработке и реализации государственной политики в отношении детей; создание государственно-общественного механизма реализации Конвенции о правах ребенка.