Тема: Свобода как условие самореализации личности.
Свобода — это самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.
В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью. Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. Фатализм рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор.
Марксизм дистанцировался как от волюнтаризма, так и от фатализма, хотя в действительности оставался весьма близок к последнему в трактовке свободы, понимая ее как осознанную необходимость. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования.
Абсолютно свободным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. Но главными ограничителями его свободы являются не внешние обстоятельства. Некоторые современные философы утверждают, что человеческая деятельность вообще не может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания. А потому объективные условия существования людей не играют такой большой роли при выборе ими модели действий. Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть лишь права и свободы других людей. Осознание этого самим человеком необходимо. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.
Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Во Всеобщей Декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.
Соотношение категорий свободы и необходимости можно рассмотреть посредством анализа гегелевского афоризма: "свобода есть познанная необходимость". Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком - он ее раб, если же она познана, то человек обретает "способность принимать решение со знанием дела". В этом выражается свобода воли человека.
Но какова природа "необходимости"? Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, т.е. независимых от сознания человека, законов. Иначе говоря, необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий. Сторонники этой позиции не считают, что все в мире, особенно в общественной жизни, жестко и однозначно определено, они не отрицают наличие случайностей. Но общая закономерная линия развития, отклоняемая случайностями в ту или другую сторону, все равно пробьет себе дорогу.
Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель "должного поведения". С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.
"Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни". Эти слова, принадлежат французскому мыслителю Ж.-П.Сартру. Он принадлежит к философскому направлению, получившему название "экзистенциализм", т.е. философия существования. Среди основоположников этого направления - и русский философ Н.Бердяев. В центре внимания экзистенциалистов - проблемы сущности и существования человека. Для уяснения позиций этих философов обратимся к высказываниям Сартра. В одной из работ он рассуждал следующим образом: при изготовлении вещи человек предварительно формирует ее идею; например, ремесленник, изготавливающий ножи, прежде чем приняться за изготовление очередного ножа, исходит из своих представлений о сущности этого предмета, т.е. о том, что такое нож вообще, и соответственно какой именно нож он должен сделать сейчас. Здесь сущность предшествует существованию (нового ножа). Ребенок, родившись, уже существует, но стать человеком, обрести человеческую сущность ему еще предстоит. Следовательно, нет заранее заданной природы человека, никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может осуществить его становление человеком. Это многократно усиливает ответственность человека за самого себя, за то, чтобы состояться как личность, и за все, что происходит с другими людьми.
Свобода человека во всех ее проявлениях — основа современных демократических режимов, основная ценность либерализма. Она находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод гражданина в конституциях государств, в международных пактах и декларациях. В современном обществе все явственнее обнаруживается тенденция к расширению свободы человека.
Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать "не то" или "не так", предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.
Необходимо обратить внимание на соотношение свобод и гражданских обязанностей. Расширение личных прав и свобод и укрепление законности. Свобода и историческая необходимость. Как Вы понимаете слова Сартра: "Человек есть не что иное, как проекция своих свободных решений ... человек обречен на свободу"? Согласны ли Вы с утверждением: "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя". Ответив на эти вопросы искренне, вы сможете познать истину.
Тема: Многообразие мира общения.
Общение – взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми.
Общение с реальным партнёром – межличностное, групповое, представительское, общение культур
Общение с иллюзорным партнёром – общение с животными, общение с вещью
Общение с воображаемым партнёром – самообщение (общение со своим вторым «Я»), общение с образом отсутствующего реального человека, общение с мифологическим художественным образом
Общение воображаемых партнёров (художественных персонажей)
Учащимся полезно сообщить некоторые дополнительные сведения о сократовском методе — способе добывания истины с помощью диалога.
Вот как Сократ привлек в число учеников будущего своего биографа Ксенофонта. Он встретился с ним на узкой улице и, тронув палкой, спросил: «Где покупают муку?» «На базаре», — последовал ответ. «А масло?» — «Там же». — «А куда идти, чтобы сделаться мудрым?» Юноша был поражен смыслом противопоставления: людям общеизвестно то, что относится к их телесным потребностям, и совершенно ничего не известно о том, что должно составлять высочайшее благо и ценность жизни. «Следуй за мной! — сказал Сократ, — ты должен это узнать». Ксенофонт писал: «Сократ держался такого мнения: если кто знает, что такое данный предмет, то он может объяснить это и другим, а если не знает, то и сам ошибается и вводит в ошибку других. Ввиду этого он никогда не переставал заниматься с друзьями исследованием вопросов, что такое каждый предмет».
Как же Сократ помогал своим слушателям «рождать из себя знание»? Рядом вопросов он понуждал собеседника или признаться в том, что он не разбирается в проблеме, т. е. признать свое невежество, или пополнить и исправить свое знание. «Почему я спрашиваю тебя, — обращался Сократ к софисту Горгию, — а не говорю сам? Это делается ради беседы. Она должна идти так, чтобы ее ход показывал нам в совершенной ясности, о чем у нас речь».
«Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать». Плутарх
«Если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем. Поощряйте других людей говорить о себе». Карнеги
Упражнение: «Почему слушание важно»
Цель: определить, почему нужно хорошо слушать.
1. Спросите учащихся: «Если бы вы были лишены способности слышать в течение 24 ч, что бы вам не удалось сделать?» Напишите ответы на доске. Ниже приведены варианты ответов:
получить информацию; узнать, как что-либо делается; понять, что кому-нибудь нужно; узнать, как кто-либо себя чувствует; развлечься (телевизор, музыка, кино); понять, что кому-нибудь нужно; узнать, как кто-либо себя чувствует; поделиться с друзьями (проблемы, радости и т. п.), общаться с теми, кто вам нравится; защититься от опасности (услышать сигнал автомобиля при переходе улицы).
2. Обсудите следующие вопросы:
Можете ли вы рассказать о случае, когда вы слушали и пожалели об этом?
Когда «неслушание» может быть опасным?
Упражнение: «Правильное и неправильное слушание»
Скажите, что сегодняшнее занятие посвящено одному из важнейших умений — слушать другого человека. Попросите одного из учащихся выйти вперед и рассказать о последнем увиденном фильме. Во время его рассказа демонстрируйте плохое слушание: смотрите в сторону; делайте вид, что вам скучно; перебивайте; смотрите на часы;
Через несколько минут остановите игру и попросите класс поаплодировать рассказчику. Вопросы классу:
— Слушал ли я говорящего?
— Как вы поняли, что я не слушал?
— Какие мои действия подсказывали вам, что я не слушал? (Напишите на доске ответы.) — Как реагировал ..., когда я не слушал?
— Как вы думаете, что он чувствовал, когда я не слушал?
Напишите на доске признаки «неслушающего» поведения.
Попросите другого ученика выйти вперед и рассказать вам о любимом занятии, хобби и т. п. Во время рассказа демонстрируйте хорошее слушание: поддерживайте визуальный контакт с говорящим; сидите лицом к партнеру, кивайте, улыбайтесь, если нужно; не перебивайте; задавайте вопросы, помогающие вам лучше понять проблему; повторяйте услышанное, чтобы убедиться, что вы правильно понимаете; показывайте, что признаете ценность чувств, проблемы, усилия говорящего.
Вопросы классу:
— Слушал ли я на этот раз?
— Как вы догадались, что я слушал?
— Какие мои действия подсказали вам это? (Запишите ответы на доске).
— Как реагировал ..., когда я слушал?
— Как вы думаете, что он чувствовал, когда я внимательно слушал его рассказ?
Напишите на доске признаки хорошего слушания.
Упражнение «Неиспорченный телефон»
Цель: зафиксировать в сознании учащихся проблемы, связанные с неумением слушать. Нацелить их на овладение способами активного слушания.
Дайте инструкцию: «Сейчас мы будем играть в игру «Неиспорченный телефон». Задача участников — как можно лучше запомнить информацию и точно передать ее следующему. Передавать информацию будем один на один. Вначале желающие (5—6 учащихся) выйдут за дверь и будут по одному заходить в класс. Первому из вошедших информацию передам я. Затем он передаст ее следующему вошедшему, но уже без моей Пригласите желающих принять участие в игре выйти за дверь. Обратите внимание оставшихся, что они должны внимательно следить за происходящим, фиксируя: а) способы слушания, использованные участниками; б) искажение информации.
Они должны также соблюдать максимально возможную тишину и не подсказывать, не мешать играющим.
«Я сообщу вам информацию. Ваша задача — выслушать ее и максимально подробно передать следующему участнику.
Итак: завуч Марина Петровна сказала, что звонила учитель географии. У нее сын заболел свинкой, поэтому она не может завтра прийти ко второму уроку. А в четверг вместо географии будет русский, на носу конец четверти. Время зря не теряйте, не забудьте, что 10 марта городской конкурс художественной самодеятельности. От вас номер, но чтобы без фокусов, а то будет как в прошлом году. Смирнов пусть зайдет к завучу лично.
Вы готовы передать информацию?»
В случае положительного ответа пригласите следующего участника. Если у первого будут вопросы, проясните их (повторять весь текст вторично нельзя). После передачи информации не забывайте спрашивать учащихся, готовы ли они передать ее следующему участнику.
Правила хорошего слушания
1. Старайся сконцентрироваться на человеке, который обращается к тебе.
2. Обращай внимание не только на слово, но и на звук голоса, мимику, жест, позу и т. п.
3. Покажи говорящему, как ты его понимаешь. Это можно сделать, повторяя своими словами то, что услышал, или смысл того, что тебе сказали.
4. Не давай оценок.
5. Не давай советов. Оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказывания говорящего, мешают ему выделить наиболее существенные моменты в своих словах.