Анализ внешней и внутренней среды предприятия

 

Вид деятельности предприятия – ……
Основной товар – …………….

Основные рынки сбыта – ……

Основные конкуренты – …..

Основные конкурентные преимущества предприятия –…

 

Выбор концепции маркетинга вашего предприятия будет зависеть от вида товара.

1. Если товар является неэластичным и пользуется постоянным спросом, который превышает предложение, или себестоимость товара слишком высока и её необходимо снизить, то следует применить концепцию совершенствования производства.

2. Если вы планируете производить товар, аналогичный товарам конкурентов, но превосходящий по качеству, эксплуатационным свойствам, то следует выбрать концепцию совершенствования товара.

3. Если вы планируете производить товар пассивного спроса, то следует выбрать концепцию коммерческих усилий, т. е. сосредоточенность на нуждах продавца.

4. Если вы планируете удовлетворять нужды и потребности потенциальных потребителей, то следует остановить свой выбор на концепции маркетинга, которая обеспечит и потребительскую удовлетворённость, и достижение целей организации.

5. Если вы планируете удовлетворить нужды и потребности потенциальных потребителей более эффективными методами, чем у конкурентов, с обеспечением благополучия потребителя и общества в целом и получения прибыли, то следует выбрать концепцию социально ориентированного маркетинга.

Маркетинг формирует цели, реализация которых обеспечивает достижение целей предприятия.

Целью деятельности предприятия является получение прибыли, целью маркетинга может быть конкретное увеличение продаж за счёт выхода на новые рынки, расширения сети дилеров, разработки или модернизации товара.

Взаимосвязи целей предприятия и целей маркетинга представлены на рис. 1.

Для увеличения доли товара на рынке, возможно, необходимо полностью перейти на выпуск новых моделей товара или усовершенствовать потребительские свойства старых, развивать дилерскую сеть, непосредственно работающую на предприятие, и сеть фирменных торговых точек, проводить широкую рекламную кампанию.

Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий требует системы управления маркетингом, которая включает планирование маркетинга, организацию управления и контроль.

Под планированием маркетинга понимается разработка планов для каждого отдельного производства и рынка [12]. Для реализации планов маркетинга на предприятии создаётся служба маркетинга по одной из приведённых ниже схем
[2, 5, 6].

Основными целями службы маркетинга являются изучение и удовлетворение потребностей покупателей посредством организации, разработки и производства товаров, соответствующих спросу, организация их сбыта и управление спросом с помощью маркетинговых коммуникаций (рекламы, пропаганды, стимулирования сбыта и др.).

Самой распространённой схемой является функциональная организация службы маркетинга (рис. 2).

Пример организационной структуры службы маркетинга приведён на рис. 3.

 

Рис. 1. Взаимосвязи целей предприятия и маркетинга

 

Рис. 2. Организационная структура службы маркетинга

по функциональному типу

 


 

 

Рис. 3. Организационная структура службы маркетинга предприятия

 


Основные функции отделов и бюро службы маркетинга приведены в табл. 1.

Таблица 1