Заключение

 

Любой вид существует в форме множества популяций – совокупностей особей на конкретных участках. Популяции очень разнообразны: в зависимости от размера особей, продолжительности их жизни они существуют в разных биологическом пространстве и биологическом времени. Площадь, занимаемая популяциями «лилипутов», таких как тля, измеряется в сантиметрах, а популяциями «великанов» кита или слона – в десятках километров. Время жизни одного поколения популяций «лилипутов» составляет дни и недели (у микроорганизмов – минуты и часы), а «великанов – десятилетия. «Великаны» растительного мира живут тысячелетия.

Особи, составляющие популяцию, разнообразны. Они отличаются по возрасту, жизненности, представляют разные генетические варианты вида – экотипы. Разнообразие особей внутри популяции повышает ее устойчивость к колебаниям условий среды, например, к особенностям климата в разные годы.

Внутри популяции организмы связаны взаимоотношениями – конкурентными (соревнованием за потребление ресурсов, которых недостаточно) и взаимопомощи. Конкуренция при этом всегда играет более важную роль.

Размер популяции определяется ее численностью, о которой часто судят по плотности популяции – числе особей на единице площади. Плотность популяции зависит от многих причин, главная из которых – обеспечение ресурсами, однако влияние этого внешнего фактора опосредствуется через биологические закономерности жизни популяции – рождаемость, смертность, и длительность жизни особей, их выселение или вселение.

Человек часто настолько изменяет условия среды, что популяции гибнут. Поэтому для сохранения популяций нужно знать о тех условиях среды, которые необходимы для поддержания конкретных популяций разных видов и не разрушать их.

 

Индивидуальное задание

 

Тема: «Сравнение двух популяций».

Задача исследования – выявить, как условия среды влияют на характеристики популяций. Это экспериментальная работа, которую можно выполнить на самых разных объектах, представляющих популяции одного вида в разных экологических условиях. Однако с учетом того, что времени у исследователя–школьника немного, проще взять две популяции растений – травянистых или древесных. Оценивать особи травянистых растений можно по массе или числу побегов. Во втором случае растения при учете не повреждаются. Деревья оцениваются по толщине ствола с помощью специальной вилки, которой измеряют диаметр. Следует охарактеризовать не менее 25 растений из каждой популяции. Можно изучать популяции культурных растений, причем и тех, которые растут на индивидуальных садовых участках.

Перед выполнением экспериментальной части исследования нужно изучить литературу о популяциях. Материал можно найти в двухтомнике М. Бигона с соавторами. Постарайтесь найти в библиотеке книгу А.М. Гилярова «Популяционная экология» (М.: издательство МГУ, 1990).