VI. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

Раздел 1. Литература и действительность

АКСИОЛОГИЯ — философское исследование природы ценностей.

АССОЦИАЦИЯ — связь между элементами психики (прежде всего — представлениями), благодаря которой появление одного элемента в определенных условиях вызывает другой, с ним связанный. В литературном произведении ассоциация соотносит (связывает) разные значения, заключенные в элементе текста.

ВЫРАЖЕНИЕ — раскрытие сущности явления через передачу впечатления от него, эмоциональной реакции воспринимающего субъекта. Эстетическая функция выражения — «заразить» читателя эмоциональным отношением к художественному объекту.

ГЕДОНИЗМ — принцип определения добра через наслаждение.

ГЕРМЕНЕВТИКА — теория истолкования (интерпретации) текста и наука о понимании смысла.

ГНОСЕОЛОГИЯ — учение о познании, исследует исходные и всеобщие основания познавательного отношения человека к миру.

ИДЕЙНОСТЬ искусства — социальная и политическая значимость темы, общественная направленность или идеологическая тенденциозность идеи произведения.

ИДЕЯ — эмоционально-образное решение, осмысление проблемы, поднятой в произведении; ср.: идейный пафос.

ИЗОБРАЖЕНИЕ — конкретизирующее воплощение предметного, чувственно воспринимаемого мира в объеме, цвете, звуке, пластике. Словесное изображение никогда не является фотографической копией объекта, оно всегда более или менее фрагментарно и зыбко, предполагает активность воображения читателя.

ИЗОМОРФИЗМ — подобие.

КАТАРСИС — (греч. katharsis — очищение), «очищение путем сострадания и страха» (Аристотель) — связанное с наслаждением очищение души, духовное озарение, пережитое под воздействием произведения искусства.

КОНТЕКСТ — речевое или ситуативное окружение литературного произведения или его части, в пределах которого наиболее точно выявляется смысл и значение отдельного слова, фразы, образа.

КОНФЛИКТ — столкновение противоположных сил, сторон, тенденций, в процессе развития которого происходит разрешение проблемы.

ЛИТЕРАТУРНАЯ КЛАССИКА — та часть художественной литературы, которая интересна и авторитетна для ряда поколений и составляет «золотой фонд» литературы.

МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА — популярные произведения, рассчитанные на невзыскательного, мало приобщенного к культуре читателя.

НАРОДНОСТЬ — категория пафоса; характеризует меру глубины и адекватности отражения в художественном произведении облика и миросозерцания народа, «духа народного». «Народность обнаруживается в постановке писателем проблем общенародной в освещении их в интересах народа, в изображении человека, способствующем духовному росту народа, и в демократичности формы, обеспечивающей восприятие произведения народными массами» (Л. Тимофеев).

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — особая, присущая только искусству форма обобщения действительности, постигающая сущность явлений в свете эстетического идеала и выражающаяся в индивидуальной конкретно-чувственной форме.

ОНТОЛОГИЯ — учение о бытии, система представлений о его фундаментальных законах.

ПАФОС — характеризует эмоциональную сущность художественной идеи, проникающую все элементы произведения.

ПРОБЛЕМА — вопрос, всегда носящий «человековедческий» характер, который ставится и решается в произведении.

СОДЕРЖАНИЕ — философская категория, обозначающая состав всех элементов объекта, единство его свойств, внутренних процессов.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В ИСКУССТВЕ — относительные, тесно взаимосвязанные понятия. К содержанию относят темы, проблемы, конфликты, идеи-то, что составляет концептуальный уровень произведения. Форма произведения складывается из двух подуровней: внутренняя форма (субъектная и пространственно-временная организация художественного мира) и внешняя форма (речевая, интонационно-ритмическая организация текста).

ТЕМА — круг событий, положенный в основу произведения; жизненный материал, взятый художником для изображения.

ФОРМА — философская категория, обозначающая способ внешнего выражения содержания, тип и структура содержания.

ЭЛИТАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА — произведения, рассчитанные на небольшую, наиболее культурную, взыскательную и искушенную часть публики.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ — один из способов ценностного освоения действительности в свете идеала универсальной гармонизации отношений между человеком и миром (природой, другим человеком, обществом), определяемых критериями красоты. Высшим критерием универсальной гармонизации отношений между человеком и миром является категория прекрасного (эстетического идеала), другие эстетические категории (возвышенное и низменное, трагическое и комическое, безобразное) определяют степень гармонизации отношений между человеком и миром в соотнесении с эстетическим идеалом.

 

Раздел 2. Литературное произведение

 

АВТОР — создатель литературного произведения, налагающий свой персональный отпечаток на его художественный мир, единый организационный центр всего произведения. Вместе с тем автор-творец внеположен своему произведению, ни один из компонентов которого не может быть непосредственно возведен к личности художника. Автор-повествователь — косвенная форма присутствия автора-сочинителя «внутри» произведения. Под «голосом» автора подразумевают личный источник тех слоев художественной речи, какие нельзя приписать ни героям, ни вымышленному рассказчику.

АКЦЕНТНЫЙ СТИХ — разновидность тонического стиха, когда между ударными слогами может быть более 4-х безударных слогов.

АЛЛЕГОРИЯ — иносказание; изображение отвлеченной идеи посредством конкретного образа. В отличие от символа, аллегория однозначна (белый голубь = мир, весы = правосудие).

АЛЛИТЕРАЦИЯ — повторение согласных звуков в стихе с целью усиления выразительности.

АЛЛЮЗИЯ — намек на поэтический, исторический или литературный общеизвестный факт.

АМФИБРАХИЙ — трехсложная стопа с ударением на втором слоге (V┴V).

АНАКРУЗА — безударные слоги в начале стиха до первого ударного слога.

АНАПЕСТ — трехсложная стопа с ударением на третьем слоге (VV┴).

АНАФОРА — единоначатие; повторение одинаковых (или сродных) элементов в начале смежных стихов или строф; может быть звуковая, лексическая, синтаксическая анафора.

АНАХРОНИЯ — нарушение прямой временной последовательности событий.

АРХИТЕКТОНИКА — внешнее построение литературного произведения как единого целого, взаимосвязь и соотношение составляющих его частей, пространство текста, соотношение словесных масс (заглавие, пролог, части или главы, послесловие).

АССОНАНС — повторение гласных звуков (в сильных позициях).

БЕЗЛИЧНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ — тип субъектной организации, при котором повествователь вынесен за пределы художественного мира произве-дения.

БЕЛЫЙ СТИХ — безрифменный стих.

ВВОДНЫЕ ЭПИЗОДЫ — средства, при помощи которых в движение сюжета вводятся факты, события — по аналогии или контрасту.

ВЕРЛИБР — «свободный стих», освобожденный от закономерного чередования ударения, от уравнивания слогов или ударений в стихе, а также от рифмы, но сохраняющий ритмичность благодаря таким ритмообразующим элементам, как однотипности синтаксических конструкций и концевые паузы.

ВНУТРЕННЯЯ РИФМА — регулярное созвучие слов внутри строки.

ГИПЕРБОЛА — образное преувеличение.

ДАКТИЛЬ — трехсложная стопа с ударением на первом слоге (┴VV).

ДВУГОЛОСОЕ СЛОВО — слово, принадлежащее одновременно двум субъектам, по-разному ими осознаваемое и переживаемое.

ДЕТАЛЬ — выразительная подробность в произведении, несущая значительную эмоционально-смысловую нагрузку; чаще всего часть от целого, выражающая эстетическую суть целого.

ДИСКУРС — некая лингвистическая общность, данная после языка, но до высказывания (Цв. Тодоров); под дискурсом понимают специфический способ или правила организации речевой деятельности. Может быть научный, обиходно-практический, деловой, художественный дискурс.

ДОЛЬНИК — разновидность стиха, находящегося на грани между силлабо-тоникой и тоникой: здесь нарушение равномерного чередования ударных и безударных слогов осуществляется в узком пределе — безударный интервал колеблется от 0 до 2 слогов.

ДОМИНАНТА — тот компонент произведения, который определяет отношение всех прочих компонентов между собой (Я. Мукаржовский); фокусирующий компонент произведения, который управляет, определяет и трансформирует остальные компоненты, обеспечивая интегрированность и специфичность всей художественной структуры (Р. Якобсон).

ДРАМА — род литературы, основным содержанием которого является эстетическое освоение борьбы, столкновения между субъективной волей человека и объективным ходом жизни.

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ — присутствие в произведении текстов предшествующей и окружающей культур (в виде цитат, реминисценций, формул, фрагментов социальных идиом, ритмических структур и т.п.).

ИНТОНАЦИЯ — смысловая мелодия стиха; шире — невербальное средство общения, представляющее собой совокупность выразительных изменений темпа, тембра, высоты, силы звучания речи, целью которой является передача эмоционального смысла текста (Ю.Б. Борев, Т.Я. Радионова).

ИРОНИЯ (антифразис) — насмешливое или лукавое иносказание, когда слово в контексте приобретает значение, противоположное буквальному смыслу.

КАЛАМБУР — игра слов; использование многозначности (полисемии), омонимии или звукового сходства для достижения комического эффекта.

КАТАХРЕЗА — сочетание противоречивых, но не контрастных слов, понятий, выражений, вопреки их буквальному выражению; часто — в обиходной практике: «красные чернила» (черное стало красным), «путешествовать по морям» («путешествовать» — идти пешком). Катахреза в символистской поэзии, напротив, слишком сложная, непривычная, диссонирующая, непонятная метафора: «Над бездонным провалом в вечность, / Задыхаясь, летит рысак» (А. Блок).

КАТРЕН — четверостишие в составе сонета.

КЛАУЗУЛА — группа заключительных слогов в стихе, начиная с последнего, ударного слога; могут быть: односложная, мужская клаузула; двусложная, женская; трехсложная — дактилическая; четырехсложная — гипердактилическая.

КОМПОЗИЦИЯ — расположение и соотнесенность компонентов художественной формы; последовательность введения изображаемого в текст; напр.: фабула — композиция сюжета. Основная единица композиции — отрезок текста, в пределах которого сохраняется одна точка зрения (один субъект созерцания) или один способ изображения (повествование, описание, диалог, лирическое отступление и т.д.).

КОНТЕКСТ — речевое или ситуативное окружение литературного произведения или его части, в пределах которого наиболее точно выявляется смысл отдельного образа.

ЛЕЙТМОТИВ — образ (мотив), несколько раз повторяющийся в произведении, выступая каждый раз в новом варианте, в новых очертаниях, в новом контексте.

ЛИРИКА — род литературы, основным содержанием которого является эстетическое освоение внутренней, субъективной, душевной жизни человека.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ — главный субъект лирического переживания, художественный «двойник» автора, лирический герой не тождественен автору биографическому — по отношению к лирическому герою автор выступает как прототип по отношению к типу. Из совокупности стихотворений л.г. вырастает как достаточно определенное лицо, с особенностями судьбы, характера, внешнего облика (в отличие от лирического субъекта отдельного стихотворения, обычно такой определенности лишенного), как образ — его жизненному прототипу.

ЛИТОТА — образное преуменьшение.

ЛИЧНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ — тип субъектной организации, когда повествователь персонифицирован в художественном мире произведения (в качестве лирического героя или героя-рассказчика).

МЕТАФОРА — скрытое сравнение; перенос признака с одного явления на другое по сходству («Жизни гибельный пожар»).

МЕТОНИМИЯ — вид тропа; перенос признака с предмета на предмет осуществляется на основе пространственной смежности или причинной связи («Читал охотно Апулея»).

МЕТР и РИТМ — идеальная схема расположения ударных и безударных слогов в стихе и реальное звучание стихотворной речи.

МИР ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (образ мира, внутренний мир художественного произведения) — особая художественная система, в которой из ограниченного числа элементов формируется целостный образ мира, «сокращенная Вселенная».

МОТИВ — повторяющийся компонент произведения, обладающий повышенной значимостью.

НАРРАТОЛОГИЯ — теория повествования, опирающаяся на коммуникативное понимание природы литературы (автор — текст — читатель), выявляет формальные проявления писателя и читателя внутри художественного произведения, анализирует проблемы восприятия и интертекстуальности художественного текста. Нарратологи опираются на универсальные модели повествовательных текстов, выявленные структуралистами (например, грамматика рассказа), не пытаются преодолеть структуралистское представление о замкнутости и автономности литературного текста.

НАЧАЛЬНАЯ РИФМА — созвучие начал строк.

НЕТОЧНЫЕ РИФМЫ — наиболее распространенные формы: АССОНАНС — совпадение ударных гласных при различии некоторых заударных согласных («малина — манила», «верст — мост») и КОНСОНАНС — несовпадение ударных гласных при совпадении заударных согласных («залатай — золотой», «весел — чисел»).

ОКСЮМОРОН — сочетание контрастных по значению слов, создающих новое представление («Живые мощи»).

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — вид метафоры; перенос признаков живого существа на явления природы и понятия (антропоморфизм) («Угрюмый дождь скосил глаза»).

ПАРОДИЯ — перелицовка, юмористическое или ироническое осмеяние предшествующих литературных явлений.

ПЕЙЗАЖ — описание внешнего по отношению к человеку мира.

ПЕРИПЕТИЯ — внезапные и резкие сдвиги в судьбах персонажей.

ПЕРИФРАЗ — замена слова описательным оборотом речи (развернутая метонимия).

ПИРРИХИЙ — стопа из двух безударных слогов.

ПОДРАЖАНИЕ — воспроизведение автором некоего литературного образца.

ПОДТЕКСТ — неявный смысл, не совпадающий с прямым смыслом текста; формируется посредством «рассредоточенного, дистанцированного повтора, все звенья которого вступают друг с другом в сложные взаимоотношения, из чего и рождается их новый, глубокий смысл» (Т. Сильман), а также с помощью лейтмотивов, умолчаний, иронии.

ПОРТРЕТ — изображение внешности героя (черт лица, фигуры, позы, мимики, жеста, одежды) как одно из средств его характеристики.

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЕ РИФМЫ — рифмы с отклонениями от буквальных совпадений в звучании (когда под ударением находятся «и» и «ы»: «жизни — отчизны»; отсечение в женском и дактилическом окончании конечного «j»: «гений — тени», не различаются конечные звуки «г» и «х»: «дух — друг»).

ПРОСПЕКЦИЯ — взгляд в будущее, опережение событий.

ПЭОН — в древнегреческом стихосложении стопа из четырех слогов, один из которых долгий; в русской поэзии — сочетание ямба и хорея с пиррихием: пэон первый (┴VVV), пэон второй (V┴VV), пэон третий (VV┴V), пэон четвертый (VVV┴).

РАЗНОРЕЧИЕ — различные манеры (способы, формы) мышления и говорения, запечатленные в произведении.

РАССЕЯННОЕ РАЗНОРЕЧИЕ — форма субъектной организации, представляющая собой включение в зону речи безличного повествования осколков фраз, характерных выражений, присущих персонажу.

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ — черты в произведении, наводящие на воспоминание о другом произведении; нередко — невольное воспроизведение автором чужих образов и ритмических ходов.

РЕТРОСПЕКЦИЯ — сдвиг событий в прошлое.

РЕЧЕВАЯ ЗОНА — район действия голоса.

РЕЧЕВАЯ ЗОНА ГЕРОЯ — складывается из прямых речей героя, из различных форм косвенной передачи речи героя, из вторжения в авторскую зону осколков фраз, характерных словечек и эмоциональных акцентов, свойственных герою.

РИТМ — равномерный повтор однородных единиц поэтической речи.

РИФМА — звуковой повтор, несущий организационную функцию в метрической композиции стиха.

РОЛЕВОЙ ГЕРОЙ — субъект лирического переживания, выступающий «другим» по отношению к автору («Косарь», «Пахарь» Кольцова, «Катерина», «Калистрат» Некрасова). «Ролевой» герой обладает резко характерной речевой манерой, своеобразие которой выступает на фоне литературной нормы и позволяет соотнести образ «я» с определенной социально-бытовой и культурно-исторической средой.

СВЕРХТЕКСТ — ряд «сигналов», связывающих произведение с внетекстовой действительностью, подключающих к художественному миру произведения историко-культурный опыт читателя.

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система книжного стиха, в котором ритм основан на равном количестве слогов в рифмующихся строках. Существовала на Руси в XVI-XVII вв. Вирша — двустишие, скрепленное женской рифмой.

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — слогоударное стихосложение; фактор ритма — равномерное чередование ударных и безударных слогов в стихе.

СИНЕКДОХА — вид метонимии; в основе лежат отношения количества: целое вместо части и наоборот, большее вместо меньшего и наоборот, единственное число вместо множественного и наоборот («И слышно было до рассвета, / Как ликовал француз»).

СИСТЕМА ХАРАКТЕРОВ – форма отражения социальных связей человека.

СКАЗОВОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ (СКАЗ) — особый тип повествования, ориентированный на живую, резко отличную от авторской, монологическую речь рассказчика (часто персонифицированного), вышедшего из экзотической для читателя (бытовой, национальной, социальной) среды.

СПОНДЕЙ — стопа из двух ударных слогов.

СРАВНЕНИЕ — образное выражение, построенное на сопоставлении двух явлений, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается значение первого явления («Анчар, как грозный часовой…»).

СТИЛИЗАЦИЯ — намеренная и явная ориентация автора на ранее бытовавший в художественной словесности стиль, его имитация.

СТИХОВОЙ ПЕРЕНОС — (фр. enjambement) интонационное несовпадение ритмической и синтаксической единицы, напр., несовпадение конца предложения с концом строки.

СТОПА — сочетание одного ударного и одного или двух безударных слогов; основная ритмическая единица в силлабо-тоническом стихе.

СТРОФА — группа строк (стихов), объединенных интонацией и системой рифмовки.

СУБЪЕКТ РЕЧИ — тот, кто говорит («голос»), кому формально приписан текст.

СУБЪЕКТ СОЗНАНИЯ — тот, чье сознание выражается («точка зрения»: перцептуальная (конкретно-чувственная) или концептуальная (воображаемая) позиция, с которой представляются повествуемые ситуации и события.

СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — соотнесенность всех фрагментов повествования с субъектами речи (теми, кому приписан текст) и субъектами сознания (теми, чье сознание выражено в тексте); соотношение кругозоров сознаний, выраженных в тексте.

СЮЖЕТ — последовательность событий, в которых развивается конфликт. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

ТАКТОВИК — разновидность тонического стиха, где безударный интервал может достигать 3-х слогов.

ТЕКСТОВОЕ ВРЕМЯ — ряд временных отношений между передаваемыми ситуациями и сообщением (т.е. тем, о чем повествуется и повествованием). Часть композиции произведения.

ТЕРЦЕТ — трехстишие в составе сонета.

ТЕРЦИНЫ — староитальянская строфическая форма трехстиший, с рифмовкой aba, bcb, cdc, ded и т.д., заканчиваются отдельно стоящей строкой (см. Данте «Божественная комедия»).

ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — стих, организованный не равносложением строк, а определенным количеством ударных слов в стихе, причем количество слогов между ударениями остается произвольным.

ТОЧНЫЕ РИФМЫ — рифмы, в которых точно совпадают ударный и все заударные звуки.

ТРОП — использование переносного смысла слова, в тропе устанавливается ассоциативная связь между этим переносным значением и неназванным прямым значением, которое должно быть известно читателю.

УСТНЫЙ НАРОДНЫЙ (ПЕСЕННО-ТОНИЧЕСКИЙ) СТИХ — система стихосложения, где ритм определялся равномерным расположением долгих слогов и/или соразмерным количеством песенных тактов между ними. (Напр.: былинный стих.). Эта система господствовала на Руси до XVII в.

ФАБУЛА — порядок и способ сообщения о сюжете (повествование о ходе событий). Представители «формальной школы» 1920-х г.г. придавали обратное значение терминам (фабула — развитие событий, сюжет — как «сделан» об этом рассказ).

ФЛЕКТИВНАЯ РИФМА — созвучие концов строк.

ХОРЕЙ — двусложная стопа с ударением на первом слоге (┴V).

ХРОНОТОП — существенная взаимосвязь пространства и времени в художественном мире произведения.

ЦЕПНЫЕ РИФМЫ — конец одного стиха рифмуется с началом следующего.

ЧУЖОЕ СЛОВО — неавторское слово.

ЭВФЕМИЗМ — вежливое выражение, смягчающее прямой смысл резкого, грубого высказывания.

ЭВФОНИЯ — учение о благозвучии, раздел поэтики, изучающий качественную сторону звуков.

ЭПИТЕТ — прилагательное, в котором заключен меткий признак сравнения («сахарный снег»). Эпитет устанавливает неожиданную связь между предметом и неким новым качеством, которое ему приписывает. Иногда роль эпитета играет местоимение, выражающее превосходную степень состояния.

ЭПИФОРА — повторение в конце строк слова или словосочетания.

ЭПОС — род литературы, основным содержанием которого является эстетическое освоение объективных процессов и закономерностей человеческой жизни, взаимосвязи и взаимозависимости, включенность человека в мир.

ЯМБ — двусложная стопа с ударением на втором слоге (V┴).

 

Раздел 3. Закономерности развития литературы

 

ЖАНР — внутренне сбалансированная, относительно завершенная система, организующая все компоненты произведения в целостный образ мира — «сокращенную Вселенную», воплощающую эстетическую концепцию действительности; тип построения мирообраза.

ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ СИСТЕМЫ — характеризуют крупные фазы художественного развития. ДИАХРОННЫЕ СИСТЕМЫ: культурная эра, художественная эпоха, этап литературного развития, историко-литературный период. СИНХРОННЫЕ СИСТЕМЫ: тип культуры, литературное направление, художественное течение, идейно-эстетический поток, жанровые и стилевые тенденции

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ — исторически возникающая и существующая в течение определенной эпохи система жанров и стилей, организованная познавательными принципами определенного метода.

МЕТОД ТВОРЧЕСКИЙ — система основных принципов художественного освоения действительности (принцип творческого претворения, принцип эстетической оценки, принцип художественного обобщения).

СТИЛЬ — система элементов художественной формы, придающая произведению искусства выраженный, эмоционально наполненный облик и раскрывающая его экспрессивно-оценочный смысл (эстетический пафос).