Неопозитивизм
Неопозитивизм – новейшая позитивистская философия, современная форма позитивизма
(логический позитивизм, логический эмпиризм)
Основатели – представители Венского философского кружка (конец 1920-1930-е гг.): Отто Нейрат, Морис Шлик, Филипп Франк, Рудольф Карнап и др.
Предмет философии – в первую очередь, изучение языка науки, т.к. философские проблемы возникают из-за неправильного употребления языка.
Основные особенности:
1. Негативное отношение к метафизике (т.е. к прежней классической философии, изучающей абстрактные понятии и категории, не имеющие практического смысла).
2. Культ науки, т.к. единственно возможным знанием является конкретно-научное знание. А задача философии – в изучении языка науки.
3. Культ эмпиризма как единственного вида знания, ценного для научного познания. Только на его основе можно отделить научные суждения и теории от метафизических.
4. Культ верификации, т.е. эмпирической проверки истинности полученных знаний на опыте. Все знание, которое не подвержено эмпирической проверке, не верифицируемо, не имеет значения и является бессмысленным.
5. Физикализм – язык физики должен стать универсальным языком науки. Т.е. в эмпирических науках все предложения должны сводиться к элементарным предложениям в физике.
Критика неопозитивизма:
1. Не все знания верифицируемы (например, законы, гипотезы – закон всемирного тяготения, электропроводность металлов и др.)
2. Программа физикализма не всегда выполнима, и практически неосуществима в гуманитарных науках (этика, психология, политология и др.).
Т.о. уже к середине 20 века выявились слабые места неопозитивизма, пытавшего создать «точную» философию без метафизики путем сведения всякой науки к физике.
þ Методические рекомендации:
Особое внимание при изучении данной темы необходимо уделить элементам, сформировавшим направления философской мысли этого времени. Главными составляющими изучаемой темы, прежде всего, являются работы видных мыслителей и их влияние в жизни общества. Необходимо выяснить степень влияния философской мысли на общественно-политическую жизнь и наоборот.
& Литература:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М.: Высшая школа, 1991
2. Философия: учебник. 2-е изд, перераб. и доп. Отв. ред. В. Д. Губин и др. – М.: ТОН-ОСТОЖЬЕ, 2001. [Введение; Ч. II-V: гл. 7, 10].
3. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ПЕРСЭ; СПб: Университетская книга, 2000.
4. Введение в философию. Учебное пособие для ВУЗов/авторский коллектив: Фролов И. Т., и др. – 2-е изд. Переработанное и дополненное. М., 2002
5. Ильин В. В. Философия: Учебник для вузов. М., 1999. [Кн. 1 и 2].
6. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Монджян К. Х. Философия: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001
7. Философия: Учебник для ВУЗов / Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. [2003].
8. Философия: Учебник для ВУЗов / Под общ. ред. В.В. Миронова. М.: Норма, 2005. [введение; раздел II, гл 2-7; часть 2, разделы IV-VIII]
9. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира. – М., 2000
10. Шаповалов В. Н. Основы философии. От классики до современности. 2-е изд. Доп. М., 2000
@ Задания СРСП № 8