Учитель физики как классный руководитель

Содержание деятельности учителя физики как классного руководителя физико-математического класса иллюстрируется схемой на рис. 9.

 

           
   
   
 
 
 


Рис.9 . Функции и содержание деятельности классного руководителя ФМК

 

 

Для создания творческой , доброжелательной атмосферы в классе, побуждающей к учению важен стиль поведения КР, стиль руководства КР коллективом класса.

Стиль руководства - типичный вид поведения руководителя в отношении с членами коллектива в процессе достижения поставленной цели. Это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.Это— способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных.

Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:

• Авторитарный (директивный) стиль;
• Демократический (коллегиальный);
• Либеральный (попустительский или анархический)

Авторитарный(директивный) стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. КР единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам.

Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы.

В общении преобладают резкость. Такой стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности членов коллектива.

Коллегиальный (демократический) стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. КР всегда выясняет мнение коллектива и принимает коллегиальные решения. Общение - в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Такой стиль стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, учитывает интересы подчиненных.

Попустительский (либеральный) стиль управления характеризуется отсутствием активного участия КР в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», попадает под влияние коллектива. Увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где члены кол-

лектива отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью, но не в школе.

 

 
Критерии Авторитарный Демократический Либеральный  
Способ принятия решений Единоличный с подчиненными На основе консультаций сверху или мнения группы На основе указаний  
Способ доведения решений до исполнителя Приказ, распоряжение, команда Предложение Просьба, упрашивание  
Распределение ответственности Полностью в руках руководителя В соответствии с полномочиями Полностью в руках исполнителя  
Отношение к инициативе подчиненных допускается Поощряется и используется Полностью передается подчиненным  
Отношение к общению с подчинёнными Отрицательное, соблюдает дистанцию Положительное, активно идет на контакты Инициативы не проявляет  
Отношение к подчиненным По настроению, неровное Ровное, доброжелательное, требовательной Мягкое, нетребовательное  
Отношение к дисциплине Жесткое , формальное Разумное Мягкое, формальное  
Отношение к стимулированию Наказание с редким поощрением Поощрение с редким наказанием Нет четкой ориентации  
         

Успешные управленцы не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства (многомерный стиль руководства).

Эффективность обучения и воспитания зависит также от личностных и профессиональных качеств КР. По теории М. Карне, компетентность учителя может являться более важным фактором, чем средства и методы обучения. Качества учителя, необходимые для работы с одаренными детьми в раннем возрасте, описаны М. Карне ( Одарённые дети, с.236-250). Десятилетние наблюдения показали, совокупность требований к качествам учителя, работающего с учащимися ФМК, в целом, соответствуют требованиям, описанными М. Карне. Адаптировав эти требования к нашим условиям, можно сказать, что учитель, работающий в ФМК должен:

1) быть доброжелательным и чутким;

2) разбираться в особенностях психологии школьников, имеющих способности к точным наукам;

3) иметь опыт работы в учреждениях общего среднего образования;

4) иметь опыт работы с собственными детьми школьного возраста;

5)иметь высокий уровень интеллектуального развития (или выше среднего), соответствующий интеллектуальным запросам учащихся;

6) иметь широкий круг интересов и умений;

7) иметь помимо педагогического еще какое-нибудь образование;

8) быть готовым к самым разным неожиданностям, связанным с обучением юных физиков и математиков;

9) иметь живой и активных характер;

10) обладать чувством юмора, но без склонностей к сарказму (анкетирование студентов физико-технического факультета УлГУ в 2002 году показало, что на третье место после глубоких знаний предмета и умения донести учебный материал студенты ставят чувство юмора преподавателей);

11) проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

12) иметь своё, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;

13) иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одарёнными детьми в области естественных наук и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний;

14) позитивная Я-концепция: поддержка и признание в учащихся своеобразия;

15) обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

16) обладать целеустремлённостью, настойчивостью и обстоятельностью;

17) иметь творческое начало, заниматься наукой;

18) профессиональная зрелость, солидный педагогический опыт (предпочтительно привлекать к работе с одарёнными учащимися опытных, хорошо проявивших себя педагогов, владеющими эффективными методами воспитания и преподавания);

19) эмоциональная стабильность;

20) чуткость, то есть чувствительность к переживаниям и потребностям других;

21) умелое руководство классом и способность к индивидуализации обучения;

22) знание концептуальных моделей познания и процессов мышления;

23) умение вовлечь родителей в процесс активного обучения и воспитания их детей;

24) умение объективно оценивать успехи обучаемого;

25) способность к самоанализу: умение анализировать и оценивать сильные и слабые стороны своей личности.

 

Добавим в этот список ещё два положения - авторитет КРи забота о нём (стремление к укреплению авторитета),а также умение КР пользоваться суггестивными средствами.Авторитет обладает мощным суггестивным эффектом (суггестия - внушение) и является средством интенсификации учебного процесса. Преподаватель своим авторитетом через непроизвольное запоминание, через интерес повышает мотивацию к изучению предмета, даёт внутреннюю установку ученику на получение знаний . Поэтому авторитет является основным в ряду суггестивных средств (Лозанов, 1981).

Библиографический список

1. Гурина ,Р.В. Подготовка учащихся физико–математических классов к будущей профессилнальной деятельности в области физики: монография.– Ульяновск: ЗАО «МДЦ», 2009. – 394 с.

2. Гурина, Р.В., Классный руководитель физико-математического класса: направления, методы и формы деятельности: Учебное пособие. – Ульяновск: УлГУ, 2004- 96 с.

3. Дмитриева, Н.В. Формирование научного мировоззрения в космическом образовании школьников. Автореф. дисс на соискание ученой степени канд. пед наук. М., 2011. – 26 с.

4. Лозанов, Г.К. Суггестология и суггестопедия. - София: Наука и искусство, 1981. – 124с.

5. .Методика преподавания физики в 8-10 классах средней школы. Ч.1. / В.П. Орехов, А.А. Усова, И.К. Турышев и др.; под ред. В.П. Орехова и А.В. Усовой. – М.: Просвещение, 1980. – 320 с.

6. Одарённые дети/ Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.

7. Ожегов, С. И.,. Шведова , Н. Ю. “Толковый словарь русского языка”. – М., Азбуковник, 1997.

8. Оноприенко ,О.В. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике. Книга для учителя. – М. Просвещение. – 1988.

9. Прояненкова, Л.А. Деятельностный подход в обучении физике / Л.А. Прояненкова // Физика в школе. –2005. – №1. – С.34-41.

10. Прояненкова, Л.А. Методическая подготовка будущих учителей к решению типовых задач организации учебно-воспитательного процесса по физике: проблема, концепция, модель: Монография . – М.: Карпов Е.В., 2009. – 160 с.

11. Стёпин В.С. О третьей научной картине мира. // Общая и прикладная ценология. – 2007. – № 1. – С. 5-14.

12. Теория и методика обучения физике в школе.Общие вопросы: Учеб пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Завед// С. Е. Каменецкий, Н.Е. Важеевская, и др.; под ред С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой. – М.: Идательский центр «Академия», 2000. – 368 с.

13. Усова, А.В. Психолого–педагогические основы формирования у учащихся научных понятий. Учебное пособие к спецкурсу. – Челябинск.: ЧГПИ, 1986. –84 с.

14. .Усова А.В. Теория и методика обучения физике в средней школе. – М.: Высшая школа, 2005. – 303 с.

15. Управление персоналом. Словарь-справочник// psyfactor.org›

16. .Управление персоналомСловарь-справочник / Под ред. В.К. Скляренко, О.И. Волкова.– М., 2000.

17. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.

18. Шаронова Н.В., Дмитриева Н.В. Методика формирования основ научного мировоззрения учащихся средствами космического образования в системе дополнительного образования // Школа будущего. – М.: МПГУ. – август 2011, №4. - С. 61-67.