Расчет системы смазки
Емкость системы смазки
Количество масла, циркулирующего в системе смазки определяется числом трущихся пар и степенью форсировании двигателя. Циркуляция масла должна быть такой, чтобы обеспечить отвод требуемого количества тепла от деталей, а его запас должен компенсировать утечки и расход масла на угар в течение необходимого пробега между доливкой.
Полная емкость системы смазки зависит от типа и назначения машины, мощности ее силовой установки и может быть рассчитана на основании эмпирической зависимости
(4.38)
где - коэффициент запаса производительности масляного насоса(для автотракторных двигателей )
- расчетный циркуляционный расход масла,
- коэффициент, характеризующий кратность обмена масла в системе ( для современных двигателей ).
Циркуляционный расход масла можно найти по уравнению
(4.39)
где - кол-во теплоты, отводимое маслом на номинальном режиме работы двигателя,
- удельный вес масла, (1.88 кДЖ)
- теплоемкость масла,
- температура подогрева масла в двигателе, которую можно взять из теплового расчета подшипника.
Обычно для автотракторных двигателей
(4.40)
где - кол-во теплоты, выделяющееся при сгораний топлива в цилиндрах двигателя, .
Величину можно также рассчитывать по эмпирическим зависимостям:
(4.41)
А двигателей с масляным охлаждением поршней
(4.42)
Ориентировочную емкость системы смазки можно определить, пользуясь статическими данными по удельной емкости
(4.43)
Величина удельной вместимости системы смазки двигателей ряда машин:
Таблица 4.2 (Вместимость системы смазки автомобильных двигателей)
Показатель | Марка двигателей | |||
ЗИЛ-131 | ГАЗ-66 | ЗИЛ-375 | ЯМЭ-238 | |
Емкость , л | ||||
Удельная емкость кВт | 0.068 | 0.068 | 0.068 | 0.204 |
Масляный насос
Производительность масляного насоса должна обеспечить циркуляцию масла, найденную по уравнению (4.40), и, кроме того, иметь запас на случай износа шестерен, увеличения зазоров в подшипниках или работы на маловязком масле. Обычно для двигателей автомобилей действительная производительность насоса
, (4.44)
Расчетная производительность насоса должна превышать действительную:
, (4.45)
где - коэффициент подачи насоса, равный .
Число оборотов валика насоса определяется по формуле
(4.46)
При выборе следует учитывать, что его чрезмерное увеличение приводит к падению коэффициента подачи насос. Большие значения принимаются в случае привода насоса от коленчатого вала двигателя.
Наружный диаметр шестерни насоса можно рассчитать исходя из допустимой окружной скорости
(4.47)
Определив значение и выбрав модуль , можно подсчитать число зубьев шестерни
(4.48)
где модуль зубьев (для насосов автотракторных двигателей ).
Рис. 4.22 Зависимость производительности и коэффициента подачи шестеренчатого насоса от температуры масла
Число зубьев ведущей и ведомой шестерен обычно выбирают одинаковыми в пределах .
Требуемую длину зубьев (ширину шестерен) определяют по уравнению:
(4.49)
В процессе расчета, варьируя размерами шестерен и передаточным отношением, необходимо выбрать такое и сочетание, при котором габариты и масса насоса при данной производительности будут наименьшими, а окружная скорость не будет превышать допустимых пределов.
В табл. 4.22 приведены основные данные шестеренчатых насосов автомобильных двигателей.
Таблица 4.3 (Основные данные масляных насосов)
Марка двигателя | Передаточное отношение | Число зубьев шестерен | Размеры шестерни, | Торцовые зазоры, мм | Диаметральные зазоры, мм | Производительность, л/ч | |||
модуль | диаметр начальной окружности | длина зуба | Вп высота зуба | ||||||
ЗИЛ-130 | 0,5 | 4,75 | 33,25 | 10,15 | 0,07-0,205 | 0,1-0,175 | |||
Урал-375 | 0,5 | 4,75 | 33,25 | 10,15 | 0,07-0,205 | 0,1-0,175 | |||
ЯМЗ-238 | 1,5 | 4,25 | 9,6 | 0,04 | - |
Мощность, затрачиваемая на привод масляного насоса, может быть определена по формуле:
(4.50)
где - механический К.П.Д. насоса, учитывающий потери мощности на преодоление трения и гидравлических сопротивлений( ).
- перепад давлений масла, .
Сечения входного и выходного патрубков насоса выбирают такими, чтобы скорость масла была равна для входного патрубка , для выходного патрубка .
Расчетная скорость в сечении маслопроводов принимается не более .
Фильтр центробежной очистки масла
Расчет центрифуги сводится к определению числа оборотов ротора и его диаметра.
В соответствии с теоремой импульсов реактивная сила, приложенная по оси отверстий сопла:
(4.57)
где - секундный объемный расход масла через оба сопла,
- удельный силы масла,
- ускорение силы тяжести,
- коэффициент сжатия сечения струи масла, вытекающего из сопла
- площадь отверстия сопла,
- число оборотов ротора в минуту
- расстояние от оси сопла до оси вращения ротора, .
Реактивный крутящий момент двух сопел
(4.52)
Момент сопротивление вращению ротора приближенно выражается формулой
(4.53)
где и - коэффициенты, характеризующие момент сопротивления ротора в начале вращения и скорость нарастания момента сопротивления соответственно. Для ориентировочной оценки коэффициентов и можно воспользоваться эмпирическими зависимостями:
где - емкость ротора,
- динамическая вязкость масла.
На установившемся режиме работы .
Приравнивая значения этих моментов, определяют число оборотов ротора:
(4.54)
Секундный расход масла через сопла:
(4.55)
где - коэффициент расхода масла через сопло,
- давление масла на входе в центрифугу,
- коэффициент гидравлических потерь на участке от входа масла в центрифугу до сопел
- радиус оси ротора,
Оптимальное значение радиуса установки сопел , которое при постоянном расходе масла через центрифугу обеспечивает максимальное число оборотов ротора, может быть найдено путем дифференцирования уравнения 4.34 и приравнивая производной к нулю.
В результате таких преобразований получим
(4.56)
При этом расстоянии от оси сопла до оси вращения ротора число оборотов будет максимальным.
Характеристика центрифуг двигателей нескольких автомобилей:
Таблица 4.4 (Краткая техническая характеристика фильтров центробежной очистки масла)
Показатель | Марка двигателя | ||
ЯМЗ-238 | ЗИЛ-375 | ГАЗ-66 | |
Внутренний диаметр ротора, мм | |||
Диаметр сопла, мм | 1,75 | 1,75 | 1,75 |
Число сопел | |||
Высота ротора, мм | |||
Плечо реактивного момента | |||
Число оборотов ротора в минуту (при ) | |||
Номинальный расход масла через сопла ротора, л/мин | 7,5 | 6,7 |
Масляный радиатор
При расчете масляного радиатора определяют необходимую поверхность охлаждения исходя из расчетного количества тепла , которое необходимо отвести от масла на номинальном режиме работы двигателя.
Для обеспечения установившегося теплового режима величина должна быть равна количеству теплоты , воспринимаемому от деталей двигателя (формулы 4.40, 4.41, 4.42).
Площадь поверхности охлаждения радиатора рассчитывается по уравнению теплопередачи
(4.57)
где - полный коэффициент теплопередачи от масла в охлаждающую среду,
- средняя температура масла в радиаторе,
- средняя температура воздуха, обдувающего радиатор,
Величина для радиаторов с прямыми гладкими трубками колеблется в пределах , а для радиаторов с завихрением масла (при отнесении коэффициента теплопередачи к основной охлаждающей поверхности) .
Значение определяется как полусумма температур входящего и выходящего из радиатора масла:
(4.58)
Температуру входящего в радиатор масла обычно принимают равной температуре масла, выходящего из подшипника
(4.59)
Перепад температур масла в радиаторе определяется из необходимости уменьшения температуры масла в радиаторе на величину подогрева его двигателе:
(4.60)
где - теплоемкость
- циркуляция масла в двигателе, л/ч (см.формулу 4.39)
- удельный вес масла,
Средняя температура окружающей среды зависит от типа радиатора. Для воздушно-масляного радиатора она принимается . Для воздушно-масляного радиатора средняя температура принимается равной температурой воды, входящей в двигатель ( ).