Анализ соотношения затрат, объема производства и прибыли

(CVP-анализ) как основа для принятия управленческих решений.

Предпринимателю в процессе деятельности постоянно прихо­дится принимать решения о цене, по которой продукция будет реа­лизована, о переменных и постоянных издержках, о приобретении и использовании ресурсов. Для этого необходимо точно и достовер­но организовать уровни затрат и прибыли.

Все предпринимаемые в условиях рынка управленческие модели основаны на изучении взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли. Специальный анализ помогает понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом производства, переменными и по­стоянными затратами. Он позволяет сравнить различные варианты цен на продукцию и получение прибыли, а также отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными, постоянными затрата­ми, ценой и объемом производства продукции. Достичь этого можно разными способами: снизить цену продаж и соответственно увели­чить объем реализации; увеличить постоянные затраты и увеличить объем; пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции. Иногда анализ соотношения затрат, объема производства и прибыли (СVP-анализ, cost-volume-profit) трактуют более узко — как анализ критической точки.

Под критической понимается та точка объема производства, в которой затраты равны выручке от реализации всей продукции, т. е. где нет ни прибыли, ни убытков. Эту точку называют также «мертвой», или точкой безубыточности.

Для ее вычисления можно использовать три метода: уравнения, маржинальной прибыли и графического изображения.

Метод уравнения. В качестве исходного уравнения для анали­за принимают следующее соотношение выручки, издержек и прибыли:

Выручка — Переменные затраты — Постоянные затраты = Прибыль.

Если выручку представить как произведение цены продажи еди­ницы изделия и количества проданных единиц, а затраты пересчи­тать на единицу изделия, то в точке критического объема производ­ства будем иметь:

Qкр * Р - Qкр * VC - FC = 0 (1)

Исходя из этого, определяем количество единиц продукции, ко­торое необходимо продать, чтобы достигнуть критической точки:

(2)

где Qкp — объем производства продукции в критической точке (количество единиц);

Р — цена единицы продукции;

VC — удельные переменные затраты на единицу продукции;

FC — постоянные расходы.

CVP-анализ может быть использован для определения объема реализации, необходимого для получения желаемой величины при­были. Предположим в нашем условном примере, что предприятие хочет достигнуть прибыли в размере 40 000 ден. ед. Каким должен быть объем производства и продаж? Эту задачу можно решить методом уравнений.

В точке безубыточности, как известно, выручка равна сумме постоянных и переменных затрат. Поэтому чтобы рассчитать задан­ную величину прибыли, необходимо прибавить ее к сумме затрат:

Выручка = Переменные затраты + Постоянные затраты + Прибыль.

Цена единицы продажи * Количество единиц = Удельные переменные затраты * Количество единиц + Постоянные затраты + Прибыль

 

Метод маржинальной прибыли представляет собой модифика­цию метода уравнений.

Маржинальная прибыль — это разность между выручкой от реа­лизации продукции и переменными затратами, т. е. это определен­ная сумма средств, необходимая в первую очередь для покрытия постоянных затрат и получения прибыли предприятия. Маржи­нальную прибыль на единицу изделия можно также представить как разность между ценой реализации единицы товара и удельны­ми переменными расходами. Маржинальная прибыль, приходящая­ся на единицу продукции, представляет вклад каждой проданной единицы в покрытие постоянных затрат.

Преобразование формулы (2) раскрывает связь объема продук­ции и относительного маржинального дохода:

(3)

где d — относительный уровень удельных переменных расходов в цене продукта (d = VC/P);

(1-d) — относительная маржинальная прибыль на единицу объе­ма реализации.

В нашем примере маржинальная прибыль на единицу составля­ет 500 - 300 = 200 ден. ед., а точка безубыточности равна 70 000 / 200 = 350 ед.

Графический метод дает наглядное представление о СVР-анализе и сводится к построению комплексного графика «затраты — объ­ем производства — прибыль».


В прямоугольной системе координат строится график зависи­мости затрат и дохода от количества единиц произведенной про­дукции (рис. 6).

Рис. 6. График поведения затрат, прибыли и объема продаж

По вертикали откладываются данные о затратах и доходе, по горизонтали — количество единиц продукции. Порядок построения графика следующий.

1.Чтобы нанести на. график линию переменных расходов (VC), выбираем любой объем, предположим 500 ед., и находим точку рас­ходов, соответствующую этому объему: 300 х 500 =150 000 (точка А). Проводим линию переменных расходов через точки 0 и А.

2.Чтобы нанести линию постоянных расходов (ТС), отметим на оси ординат точку, соответствующую 70 000 ед. (точка В), а от точ­ки А вверх отложим 70 000 ед. (точка С). Используя точки В и С, проводим линию постоянных расходов параллельно линии пере­менных расходов. Линия ВС показывает общую сумму затрат.

3.Чтобы нанести на график линию выручки (ТЯ), возьмем тот же условный объем продаж (500 ед.). Отметим точку Д полученную от умножения цены единицы продукции на объем (500 * 500 = 250 000 ден. ед.). Проводим линию выручки через точки 0 и D.

Критическая точка (точка перелома) (В практике часто встречается обозначение этой точки как ВЕР (аббревиатура «break— even — poinn», т. е. точка перелома.) образуется в месте пересе­чения линии выручки 0D и линии валовых (совокупных) издержек ВС. В точке критического объема производства К нет прибыли и нет убытка.

Слева от критической точки заштрихована область чистых убытков, которая образуется в результате превышения величины постоянных издержек над величиной маржинальной прибыли. Справа от нее заштрихована область чистых прибылей. Для каждо­го значения Q (количества единиц продукции) чистая прибыль определяется как разность между величиной маржинальной прибыли и постоянных издержек.

Проекция точки К на ось абсцисс дает критический объем про­изводства в физических единицах измерения (шт., м, кг).

Проекция точки К на ось ординат дает критический объем про­изводства в стоимостном измерении.

Приведенная графическая зависимость затрат, прибыли и объема продаж позволяет сделать важные для предприятия выводы:

1.Предприятие может получить прибыль (выручка за вычетом постоянных и переменных издержек) лишь при условии реализации продукции большего объема, чем критическая точка К.

2.Точка К, находящаяся на пересечении кривой валовых издер­жек (TQ и кривой выручки от реализации (ТК), называется крити­ческой точкой, при переходе через которую наступает окупаемость всех издержек и предприятие начинает получать прибыль.

3.Точка пересечения кривой постоянных издержек (FQ и кри­вой маржинального дохода показывает тот объем производства, по­сле прохождения которого наступает окупаемость постоянных за­трат.

4.С повышением цен на производимую продукцию минималь­ный объем производства, который соответствует критической точ­ке, уменьшается, а при снижении цены — возрастает.

5.С увеличением постоянных расходов минимальный объем производства, соответствующий точке безубыточности, повышается.

6.Сохранение безубыточного объема производства при росте переменных расходов возможно (при прочих равных условиях) за счет увеличения минимального объема производства.

При проведении CVP-анализа условно принимается целый ряд допусков, которые ограничивают точность и надежность результа­тов анализа: объем производства равен объему продаж; цена за еди­ницу продаваемого товара, а также доли переменных и постоянных издержек остаются неизменными; производится единственный вид изделия и др.

 

 

Литература:

1. Керимов В.Э. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник.-6-е изд., изм. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008.

2. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учеб.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

3. Кондраков Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2006.

4. Палий В.Ф. Организация управленческого учета. М., 2003.

5. Палий В.Ф. Современный бухгалтерский учет. М., 2003. С. 625— 783.

6. Портер М. Конкуренция, – М.: Издательский дом “Вильямс”, 2000.

7. Савчук В. П. Финансовый менеджмент предприятий: практические вопросы с анализом деловых ситуаций. – Киев: Издательский дом “Максимум”, 2001.

8. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: Пер. с анг./Под ред. Я.В.Соколова.- М.: Финансы и статистика, 2004.