Формирование бюджета для реализации стратегии
Одной из основных задач по реализации стратегии является нахождение и использование источника финансирования еще на этапе разработки стратегии. В процессе планирования и реализации необходимо эффективно использовать ресурсы, обеспечивающие реализацию целей предприятия. Для выполнения этой задачи в процессе планирования рассчитывается бюджет предприятия на определенный период или для выполнения проекта. Расчеты бюджетов также используются для распределения средств между сферами бизнеса в портфеле.
Бюджет представляет собой метод распределения ресурсов, выраженных в количественной форме, предназначенных для достижения целей предприятия. Бюджеты выражаются в расчетах и сметах затрат. Расчет бюджета происходит в 4 этапа.
Этапы составления бюджета:
1. Выработка целей предприятия и прогнозирование объема реализации продукции или услуг.
2. Подготовка подразделениями предприятия смет затрат по всем ресурсам – материально-техническим, финансовым, кадровым и т.д. для реализации целей на определенный период или для определенного проекта.
3. Анализ и проверка соответствия смет затрат целям предприятия или проектам. На этом этапе распределяются ресурсы внутри предприятия по функциональным подразделениям.
4. Подготовка итоговых бюджетов с постатейным учетом ресурсов и использованием фондов, определение достаточности использованных ресурсов целям предприятия и утверждение бюджетов по сферам бизнеса и проектам на определенный период.
Пример расчета бюджета на год по кварталам.приведен в таблице 1.
Таблица 1
I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | Год | |||||
Расход | Доход | Расход | Доход | Расход | Доход | Расход | Доход | Расход | Доход |
1. Материалы и покупные комплектующие изделия 2. Фонд оплаты труда 3. Отчисления на социальные мероприятия 4. Работы сторонних организаций 5. Общезаводские расходы 6. Операционные расходы | 1. Реализация продукции по различным сферам бизнеса 2. Реализация услуг 3. Реализация основных фондов 4. Реализация ценных бумаг |